kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Готовность дошкольника к обучению в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе освещены такие вопросы, как: "Хочет ли ребёнок в школу?", "Нужно ли уметь читать дошкольнику?", "Умеет ли ребёнок слышать и сосредотачиваться?", "Когда дошкольник становится школьником?".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Готовность дошкольника к обучению в школе»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИИ ПО ВОПРОСУ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Чтобы помочь ребенку адаптироваться к обучению в школе, очень важно сформировать правильный взгляд на готовность к школьному обучению, поэтому мы обязательно проводим родительское собрание на эту тему.

Часто приходится сталкиваться с вопросами родителей о том, ка­ким образом производится отбор детей в специальные школы и что такое «готовность к школе», о которой так часто говорят психологи и педагоги. Давайте попробуем разобраться, что же должен уметь ваш ребенок, что­бы быть готовым к обучению в школе.

Прежде всего, необходимо помнить, что под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продук­тов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропор­ции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга и недостаток одного может компенсироваться большим количеством дру­гого, но без них хозяйка обойтись не может. Какие же составляющие вхо­дят в набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная и личностная готовность, которая предполагает соответствующую «внут­реннюю позицию» школьника, его волевую и интеллектуальную готов­ность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной коор­динации. Конечно, данный перечень пока еще вам ни о чем не говорит, а многие родители спросят: неужели же недостаточно просто уметь читать или знать цифры; что это еще за «внутренняя позиция» школьника, о кото­рой твердят психологи? Не менее важным является и другой вопрос: а мо­гут ли родители сами подготовить своего ребенка к школе? Давайте, преж­де всего, попробуем разобраться, что же это за составляющие психологиче­ской готовности к школе, и тогда вам самим станет ясно, как можно сфор­мировать нужные качества у вашего ребенка. Начнем по порядку.

Хочет ли ребенок в школу?

Прежде всего, мы с вами назвали мотивационную готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отлича­ются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники тоже пойдут туда, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия - все для них внове, все впер­вые. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который хо­дит в детский сад или сидит дома с мамой. В 6 лет дети уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а по­купка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно так же де­ти видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за приготовлением уроков. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, так как он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, напри­мер, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожерт­вовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и при­нимает тот факт, что уроки НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ, соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника, о которой мы с вами только что говорили и которая являет­ся основой готовности к школе.

Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам. Однако, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще. Так же важно рассказывать детям о том, что именно значит - быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции» школьника.

Однако правомерен вопрос: «Если дети хотят в школу главным об­разом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к уче­бе. В чем же тогда ценность такой позиции школьника, если ребенок ус­тает и разочаровывается при первой же неудаче?» Вопрос совершенно правильный, но дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или, как ее еще называют, познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и явля­ется формирование интереса к внешней стороне учебы, к процессу обу­чения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам пове­дения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к со­держанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно по­знавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе. Мы же с вами сейчас говорим только о готовности к школьному обучению. В этот момент как раз «внутренняя позиция» школьника, то есть его стремление пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и является главной состав­ляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет успешно учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои меч­ты, интерес только к переменкам, где можно играть и бегать вволю, нега­тивное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни готовили к занятиям дома.

Нужно ли уметь читать?

Что же такое интеллектуальная готовность? Многие родители счи­тают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.

На самом деле интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это, прежде всего уровень развития его психических качеств - восприятия и памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, то есть использовать определенные знаки, схемы, модели для представления объекта действительности, которые замещают реальные объекты. Например, для того чтобы по­считать, сколько машинок в гараже, необязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и по­считать эти палочки - заменители машинок. Для решения более слож­ной задачи можно предложить детям сделать чертеж, который поможет представить условие задачки, и решить ее на основе данного графиче­ского изображения. Почему важна деятельность моделирования? Она позволяет перевести присущее ребенку этого возраста наглядно-образное мышление в логическое.

Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улуч­шать память и внимание, что необходимо для успешной учебной дея­тельности. К сожалению, не всегда дети обладают хорошей механиче­ской памятью, но ведь это не должно являться препятствием для запоми­нания. Поиграйте с ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для каждого слова, части рассказа или стихотворения. Вна­чале вы можете даже рисовать эти придуманные обозначения, а потом, глядя на них, ребенку будет намного легче выучить нужный материал.

Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания, организации деятельности детей, так как зашифровать вы можете не толь­ко рассказ, но и распорядок дня или порядок решения какой-то задачи.

Эти упражнения развивают и мышление детей, так как они учатся выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах окру­жающего мира, то есть фактически у них формируется операция обоб­щения - одна из основных операций логического мышления, формиру­ются понятия.

Умеет ли ребенок слушать и сосредотачиваться?

Поговорим о волевой готовности, которая необходима для нор­мальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосре­доточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. При этом обязательно просите детей повторить ваши слова, что­бы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно попросить ребенка объяснить, зачем он это бу­дет делать, можно ли выполнить порученное ему задание (например, раз­ложить книжки на полке или нарисовать картинку к прочитанному рас­сказу) разными способами. В том случае, если вы даете несколько зада­ний подряд или если ребенок затрудняется в выполнении сложного зада­ния, вы можете прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку, о чем мы с вами говорили ранее.

Для тренировки волевой готовности хороши и графические дик­танты, в которых дети рисуют в определенной последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребенка под­черкивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру (в том случае, если ребенок еще плохо знает буквы) в предло­женном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Слышит ли рука глаз?

Развитие движений часто рассматривается как одна из составляю­щих физической готовности ребенка к школе, однако и для психологиче­ской готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и каран­даш, чтобы не уставал так быстро при письме.

У него должно быть сформировано умение внимательно рассмот­реть предмет, картинку, выделить ее отдельные детали. Эти умения во многом есть уже у 4—5-летних детей. Однако нам с вами надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, то есть на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих (уже последней) школьной го­товности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные дей­ствия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информа­цию, которую им дает глаз.

О трудности координации говорит тот факт, что многим детям ри­совать по памяти легче, чем с натуры, так как в последнем случае внима­ние раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и ру­ки. Как же нам научить этому своего ребенка, если в особенно сложных случаях такое задание может быть трудным и для взрослого человека? Прежде всего нам помогут предложенные ранее графические диктанты.

Любое задание на копирование геометрических фигур, простей­ших рисунков, схем, букв или цифр очень поможет вам и вашему ребен­ку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование, осо­бенно по заданному образцу. Теперь, я надеюсь, многим из вас стали бо­лее понятны те задания, которые даются детям при поступлении в школу, так как они направлены как раз на выявление тех качеств, о которых мы с

вами говорили.

Становится ясным и то, что задания эти не произвольны и не так уж трудны. Дети, которые достаточно подготовлены к школе, легко с ними справляются. Надеюсь, что и для вашего ребенка теперь они не представят сложности.

Как дошкольник становится школьником?

Первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе, уче­нию, учителю, сверстникам, то есть так называемая «позиция школьни­ка», по определению известного психолога ЛИ. Божович: «Школа - это особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое, становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали работать. И хорошо, когда задают уро­ки потруднее, - лучше чувствуешь, что к тебе относятся всерьез.

Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То, что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, лю­бит всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как ста­раешься. Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получа­ется, значит, надо стараться больше, и в конце концов обязательно полу­чится. Самые лучшие дети в классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает товарищам».

Одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слу­шать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только вниматель­но читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить в портрет ученика, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты, последовательно рассуждать, делать выводы.

Не менее важна для подготовки детей к систематическому обуче­нию сюжетно-ролевая игра, развивающая умение общаться со сверст­никами, согласовывать с ними свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Дети постепенно приобретают способность рассуждать, обосновывать свое мнение, считаться с мнением другого. И это не только овладение навыками общения, которые сами по себе очень нуж­ны для вхождения ребенка в коллектив, но и формирование важной со­ставляющей мышления - способности рассуждать, обдумывать какой-либо вопрос, задачу, которое начинается с обсуждения этих вопросов с другими людьми и показывает ребенку, что по каждому вопросу могут быть разные мнения, побуждает его понимать и учитывать точку зрения другого. Многие психологи утверждают, что рассуждение - это спор с самим собой. В сюжетно-ролевой игре дети становятся взрослыми, вла­ствуют подобно взрослым над вещами и событиями, обладают их авторитетом и правами.

Но, меньшие возможности, чем игра для подготовки ребенка к сис­тематическому обучению, обеспечивают те виды детской деятельности, которые обычно называют продуктивными: рисование, конструирование, лепка, изготовление поделок из разных материалов.

Ваш ребенок приступает к систематическому школьному обуче­нию. Перед ним открывается замечательный мир знаний. Ему предстоят увлекательные путешествия в страны чисел и слов, в прошлое и в буду­щее. Он узнает, как устроены звери, птицы и растения, научится решать сложные задачи, начнет читать и переводить книги, написанные на ино­странном языке.

На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то придется приложить значительные усилия. Но если от­носиться к этому спокойно, не терять бодрости духа, сохранять настой­чивость, то любые трудности удастся преодолеть.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Готовность дошкольника к обучению в школе

Автор: Объедкова Татьяна Ивановна

Дата: 05.08.2016

Номер свидетельства: 338694

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»."
    ["seo_title"] => string(67) "konsultatsiia_dlia_roditelei_rechevaia_gotovnost_rebenka_k_shkole_3"
    ["file_id"] => string(6) "616489"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667329177"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Статья на тему: « Готовность ребенка к школе.  Система мер по повышению качества подготовки детей к школе.» "
    ["seo_title"] => string(117) "stat-ia-na-tiemu-gotovnost-riebienka-k-shkolie-sistiema-mier-po-povyshieniiu-kachiestva-podghotovki-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "246224"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446312636"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Консультация для родителей по теме: "Готовность ребенка к школе""
    ["seo_title"] => string(62) "konsultatsiiadliaroditielieipotiemiegotovnostriebienkakshkolie"
    ["file_id"] => string(6) "322888"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1461689762"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "«Необходимость преемственности детского сада и школы»."
    ["seo_title"] => string(52) "neobkhodimost_preemstvennosti_detskogo_sada_i_shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "575351"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1615642797"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе. "
    ["seo_title"] => string(108) "prieiemstviennost-v-doshkol-nom-i-shkol-nom-obrazovanii-kak-zalogh-uspieshnoi-adaptatsii-riebienka-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "244469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445946987"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства