III. Формулирование темы урока | Глаза – это орган зрения, окна в мир. ПОЧЕМУ? Что может произойти, если человек потеряет зрение? - На земле есть люди, которые лишены зрения, они ничего не видят. Как вы думаете, легко ли жить таким людям? Почему? С помощью глаз человек видит предметы, их цвета, размеры, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени. | Используя жизненный опыт, отвечают на поставленные вопросы. | Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение. Познавательные УУД: развиваем умения подбирать ответ. |
IV. Открытие новых знаний | Чтобы понять каким образом мы видим, необходимо познакомиться со строением глаза и узнать, как он работает. Глаз волшебный теремок. Круглый маленький домок, Хитро он устроен- Без гвоздей построен. Весь глаз по форме напоминает шар и называется ГЛАЗНЫМ ЯБЛОКОМ. Большая часть глазного яблока находится в специальном углублении, которое называется ГЛАЗНИЦА.
Круглый дом со всех сторон Белой стенкой окружен, Стенку эту белую Называют склерою. Цветное колечко. Это радужная оболочка, или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Глаз бывает синий, серый: Впереди, пред белой склерой Яркой радужки кружок Украшает глаз — домок. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка – роговица. Обойдем же дом скорей - Ни крылечка, ни дверей, Впереди кружочек тонкий - Роговица словно пленка, Вся прозрачна, как стекло- В мир чудесное окно, Через круглое оконце В глаз проходит свет от солнца. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это зрачок. Он регулирует количество света. В центре радужки — зрачок. Черный маленький кружок. Лишь стемнеет — наш зрачок, Станет сразу же широк, Коль светло – зрачок поуже, Чтобы видел глаз не хуже. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. А за радужкой лежит Маленький хрусталик, Он такой имеет вид, Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом Выстлан, будто бы ковром, Оболочкой гладкой - Тоненькой сетчаткой. Что же в домике внутри? На картинке посмотри. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг – и человек видит то, на что смотрит. – Но этот орган чувств, оказывается, и самый уязвимый! Ведь мы постоянно его заставляем работать! В школе мы пишем, читаем, мастерим. Дома сидим за компьютером, телевизором. А потом уроки готовим, опять глаза напрягаем. – Как же помочь себе? | Знакомятся со строением глаза. | Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию, выбирать существенное. |
| Работа в группах. Давайте разберем то, что нельзя делать, чтобы не повредить глаза и сохранить зрение. Каждая группа внимательно прочитает стихотворение и выделит из них правило, которое должен знать каждый. 1 группа Хоть мальчуган был очень мал, Он видел далеко. Алеша вывески читал Свободно и легко. На задней сидя парте, Все разбирал на карте. Он много книжек прочитал Про войны, приключенья, При этом, видимо, не знал, Что лежа вредно чтенье. В кровати любит он читать И на большом диване. А если вправду вам сказать – Готов читать он в ванне! А если в лес идет в поход, С собою книжку он берет: Лежит в траве мальчишка, Читает лежа книжку. Алеша как-то раз идет. Плывет к причалу пароход – Осталось метров триста. Вот пароход все ближе... «Седов», – кричат вокруг. – А я еще не вижу, – Сказал Алеша вдруг. Все буквы у названья Слились на расстояньи... Жаль Алешу, плачь, не плачь, Но очки пропишет врач. Напрасно ты, Алеша, Читал так много лежа! - Какое правило выделим? НЕ читай лежа. 2 группа Наша Галя подросла, В первый класс она пошла. Маленькая Галочка Начала учиться – Девочка хорошая Не должна лениться. Маленькая Галочка От души старалась, Над тетрадкой новенькой Низко наклонялась. Выводила палочки Маленькая Галочка – Наклонялася бочком, Помогала язычком. Изгибалась, как вопрос, Словно пишет Галин нос! Мама Гале говорит: – Кто же, Галя, так сидит? Прямо сядь, ровней дыши, Носом книгу не паши, Не сгибайся, слышишь? Голову повыше! Галя с мамой не согласна: – Я же вижу все прекрасно! Если сесть иначе, Не прочесть задачи. Галя в пятый класс идет… Пробежал за годом год. Тут родные увидали: Часто щурит глазки Галя. И, на первой парте сидя, Галя доску еле видит. Что там пишут – не понять, Слов никак не разобрать. Плохо видит Галя вдаль, И врачи сказали: «Жаль, В этом ты сама повинна. Вот беды твоей причина: Ты держала книгу близко, Ты к письму склонялась низко. Над тетрадкой за столом Нагибалась ты крюком. Вот и стала близорука – Это и другим наука». - Какой вывод сделаем мы? НЕ наклоняйся низко при чтении и письме. – НЕ пиши при плохом освещении. - Правильно! Когда вы низко склоняетесь при письме, света мало, глаза утомляются. 3 группа Две подружки рано встали, Во дворе с песком играли. Стали строить городок, Стряпать вместе пирожок. Надоело им играть – Стали вверх песок бросать, Но промчался ветерок И занес в глаза песок. Терли девочки глаза, Набегала в них слеза, Веки вспухли, покраснели, Открывались еле-еле. Словом, очень страшный вид. Врач сказал: «Конъюнктивит». И назначил прижиганья, Капли, мази, промыванья. Осторожным надо быть, Чтоб глаза не засорить! НЕ три глаза руками. 4 группа Все в газете прочитали: Будет солнышка затменье. На уроке объяснили, Как проводят наблюденья. Поспешили два подростка, Побросав свои дела, Посмотреть на солнце просто – Без очков и без стекла. – Нам стекло, – сказали дружно, – Затемненное не нужно – Без него на небе ясном Видим солнце мы прекрасно. Два подростка зря хвалились: Их глаза потом слезились, Сильно начали болеть. Поздно поняли ребята, Как на солнце без стекла-то Затемненного смотреть. НЕ смотри на солнце без темного стекла. Шилом узел на веревке Развязать решился Вовка. Сорвалась рука, и шило Глаз у Вовки повредило. Шило, ножницы, ножи Ты в игрушках не держи – Ведь поранить очень просто Можно глаз предметом острым. НЕ размахивай острыми предметами перед глазами. Какие игры могут привести к травме глаз? (Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука) - Послушайте, что случилось с ребятами, которые играли в эти игры. Как-то летом мальчик Петя Воробьев в саду пугал. И, забыв про все на свете, Из рогатки в них стрелял. Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз. Чуть не выбил глаз у брата! Не стреляйте из рогаток. | Работают в группе, ищут важное, формулируют вывод. | Личностные УУД: оценивать поступки в соответствии с определён- ной ситуацией. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию, умение строить суждения на основе наблюдения Коммуникативные УУД: умение сотрудничать в коллективе. Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы. |
V. Итог занятия: | «Береги свои глаза» Прислушайся! Когда хотят, Чтоб вещь служила нам без срока, Недаром люди говорят: “Храните, как зеницу ока! “ И чтоб глаза твои дружок, Могли на долго сохранится, Запомни два десятка строк На заключительной странице: Глаз поранить очень просто- Не играй предметом острым! Глаз не три, не засоряй, Лежа книгу не читай; На яркий свет смотреть нельзя- Тоже портятся глаза. Телевизор в доме есть – Упрекать не стану, Но, пожалуйста, не лезь К самому экрану. И смотри не все подряд, А передачи для ребят. Не пиши, склонивши низко, Не держи учебник близко, И над книгой каждый раз Не сгибайся , как от ветра- От стола до самых глаз Должно быть 40 сантиметров! Я хочу предостеречь: Нужно всем глаза беречь! Ребята, вы убеждены, что глаза – это действительно наши окна в мир, которые помогают нам видеть окружающий мир, красоту природы, своих родных и друзей? Зрение легко потерять. Без глаз померкнут все краски окружающего мира. Многие заболевания глаз можно вылечить – надо вовремя обращаться к врачу – окулисту. Не стесняйтесь носить очки. Вывод делаем все вместе «Берегите зрение!» | Подводят итог, делают окончательный вывод. | |