Актуализация и фиксирование затруднений в пробном действии | - Прочитайте выражения с презентации. Решите их и скажите ответы, которые у вас получились. -Как вы решали? -Попробуйте решить этот пример: 1725-384. - Каким способом мы еще можем решить его? - Верно, помимо устных вычислений мы можем делать письменные вычисления в столбик. - Вы догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? -Сформулируйте тему урока. - Какие цели мы поставим перед собой на урок? | Ответы учащихся: 10 26 445 -Устно. Возникают затруднения при решении. - Посчитать письменно в столбик. - О письменных вычислениях в столбик. - Письменные вычисления. - Познакомиться со счетом в столбик. Закрепить умение устного счета. | П: формулировать тему и цель урока. Л: принимать учебные цели, проявлять желание учиться. |
Постановка учебной задачи | Чтобы достичь поставленных целей, Знайка дал нам карточки с примерами, которые лежат у вас на партах. Вместе с заданиями он принес правила, которые помогут нам решить эти примеры. - Давайте рассмотрим первое правило. Как оно называется? - В данном способе сложения числа записываются столбиком: одно под другим, например, пример с презентации. Сосчитаем столбиком, сколько будет 34+25 в тетради. - Как вы думаете, что мы должны сделать перед тем, как записать пример? - Верно! Во-первых, мы должны определить состав чисел 34 и 25. -Из чего состоит число 34? -Из чего состоит число 25? -А теперь открывайте свои рабочие тетради, записывайте число, классная работа. Ниже запишите «Задание 1». Из правила Знайки следует, что записывать в столбик нам надо по разрядам: единицы записываем под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Сначала записываем число 34, под 4 единицами записываем 5 единицы, под 3 десятками 2 десятка. Между числами ставим знак сложения. Под числами проводим черту. -В таком же порядке выполняется и само сложение. Итак, считаем: 4 единицы плюс 5 единиц – будет 9 единиц, 3 десятка плюс 2 десятка – будет 5 десятков. Какой ответ получился? А теперь давайте попробуем решить в столбик примеры на вычитание. Возьмем пример 84-23. Из правила Знайки следует, что записывать в столбик нам надо так же, как и при сложении: по разрядам. Сначала записываем число 84, под 4 единицами записываем 3 единицы, под 8 десятками 2 десятка. Между числами ставим знак вычитания. Под числами проводим черту. Считаем: 4 единицы плюс 3 единицы – будет 7 единиц, 8 десятков плюс 2 десятка – будет 7 десятков. Какой ответ получился? | - Сложение столбиком. - Первым мы должны определить состав чисел. - Из 3 десятков и 5 единиц. - Из 1 десятка и 2 единиц. Учащиеся записывают за учителем решение примера в столбик, как предлагается в правиле на презентации. - 59. - 77. | Р: принимать активное участие в коллективной работе, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К: внимательно слушать мнение товарищей, проявлять взаимовыручку, высказывать свою точку зрения, аргументируя ответ. |
Постановка проекта выхода из затруднения | - Давайте попробуем с помощью правил Знайки решить примеры с карточек. Рассмотрим первый пример. - Получилось 11 единиц. Что же нам делать? Мы поступим по-хитрому и представим 11 единиц как 1 десяток и 1 единица. Значит, единицы мы записываем в ответ, а десятки складываем с десятками. -Что получилось? -На обратной стороне карточек решите примеры 92+8 и 255+36 -Прочитайте свои результаты. - Посмотрите на презентацию. Попробуем решить пример 82-7. Мы не можем вычесть из 2 единиц 7. В разряде единиц у нас нехватка, но в разряде десятков у уменьшаемого 8 десятков, поэтому мы можем один из них перекинуть в разряд единиц. Теперь у нас 12 единиц, которые легко можно отнять от 7 единиц, получается 5 единиц, записываем их под чертой. У нас осталось 7 десятков, запишем их под чертой. - Какой у нас получился ответ? -Решите остальные примеры на карточке таким же способом. Прочитайте получившиеся ответы. | Один из учащихся вслух проговаривает свои действия записи чисел в столбик: Сначала записываем число 34, под 4 единицами записываем 7 единицы, под 3 десятками 2 десятка. Между числами ставим знак сложения. Под числами проводим черту. Считаем: 4 единицы плюс 7 единиц. Учащиеся затрудняются с ответом. - Под единицами записываем 1 единицу, к 3 десяткам прибавляем 1 десяток и 2 десятка, получается 6 десятков. Ответ: 61. Учащиеся решают примеры Один ученик читает ответы, остальные сверяются с ним: 92+8 = 100 255+36 = 291 - 75 63-47 =16 146-18= 128 | Коммуникативные: проявлять взаимовыручку, высказывать свою точку зрения, аргументируя ответ. Регулятивные: принимать активное участие в коллективной работе, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |