kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни - важнейшая задача начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников»

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников

Сохранение здоровья учащихся и формирование потребности в здоровом образе жизни – важнейшая задача начальной школы.


Особенностью, отразившейся на современном состоянии здоровья детей, стало воздействие постоянных стрессовых перегрузок, приводящих к разрушению механизмов саморегуляции, физиологических функций. Особую тревогу вызывает здоровье школьников, у многих из них зафиксировано дисгармоничное развитие.

Известно, индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у младших подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, абстрактно-логическое мышление, рефлексия, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить подростков к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

В связи с возрастными особенностями, развивающая работа связана: с развитием мышления и интеллектуальных способностей; развитием и коррекцией эмоциональной сферы; с формированием навыков эффективного общения и взаимодействия; со снижением внутри личностных противоречий.

Восприятие и отношение детей к собственному здоровью значительно отличаются от таковых у взрослого. Одной из важных форм деятельности, поэтому является организация игр-тренингов. Ребенок выполняет желательные поведенческие схемы, которые становятся полезными навыками, не потому, что «нужно и полезно», а потому что это интересно.


Системообразующий вид деятельности с детьми в нашем классе – Кружок «Азбука здоровья».     В этом году большее внимание мы уделили правильному питанию.Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.   Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.

Цели программы:

1. Организация благоприятных условий для  формирования здоровой и физически крепкой личности

2. Воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи: 

1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.

2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.

3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня;  научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

4.Сформировать представление о правильном ( здоровом ) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Основные направления работы:

Я и мое здоровье. Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью.

Режим дня.  Гигиенические навыки: уход за  зубами, ушами, кожей. Помощники человека. Правильная осанка - стройная спина.  Лекарственные растения.   Положительные эмоции - хорошее настроение. Сон – лучшее лекарство.

Мы за здоровый образ жизни. Основные способы закаливания. Спорт в моей жизни. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Лекарственные растения. Домашняя аптечка. Оказание первой медицинской помощи.

Осознанно  о правильном  и здоровом питании. Питание  – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины. Пищевые отравления. Волевое поведение. Правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения

Нет вредным привычкам. . Курение – это плохо. Злой волшебник – алкоголь.  Наркотик  - болезнь и гибель человека. Как отучить себя от вредных привычек. Мальчишки и девчонки. Я принимаю  и отвечаю за свое решение. В здоровом теле – здоровый дух!.



Представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый

день.

Умение детей выбирать самые полезные продукты.

Представление детей о  разнообразии  овощей

Представление об основных принципах гигиены питания.

Представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима

питания.

Представление о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных

вариантах завтрака.

Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его структуре.

Знание  вариантов  полдника. Представление о значении молока и молочных продуктах.

Представление об обеде как обязательном компоненте ежедневного меню, его составе.

Знание разнообразия вкусовых свойств различных продуктов. Практические навыки

распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов.

Представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных

напитков.

Представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах

питания.

Знание значения   витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

Знание разнообразия  фруктов, ягод, овощей, их значения  для организма.

Закрепление полученных знаний о законах здорового питания; знание учащимися  полезных

блюд для праздничного стола.

Обобщение  уже имеющиеся у детей знания об основах рационального питания,

полученные ими при изучении первой части программы; дать представление о

темах «Двух недель в лагере здоровья» как продолжения программы, познакомить с новыми

героями программы.

Представление об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах,

витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;

представление о том, какие питательные вещества содержатся в различных продуктах;

представление о необходимости разнообразного питания как обязательном условии здоровья.

Представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах,

вызывающих изменение в рационе питания; знание  блюд, которые могут использоваться в

летний и зимний периоды, представление о пользе овощей, фруктов, соков, некоторых  

традиций  питания и блюд национальной кухни жителей разных регионов;

представление о традициях питания своего народа, формирование чувства  уважения к

культуре своего народа.

Представление о зависимости рациона питания от физической активности;  умение

оценивать свой рацион питания с учётом собственной физической активности;

представление детей о роли питания и физической активности для здоровья человека.

Представление о предметах кухонного оборудования, их назначении; об основных правилах

гигиены, которые необходимо соблюдать на кухне; знакомство  с одним из основных

принципов устройства кухни – строгое разграничение готовых и сырых продуктов;

навыки осторожного поведения на кухне, предотвращающие возможность травмы;

знакомство  с основными признаками несвежего продукта.

Расширить представления детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки стола;

помочь детям осознать важность знаний правил сервировки стола, соблюдения этих правил

как проявления уровня культуры человека.

Представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте

ежедневного рациона; представление детей об ассортименте молочных продуктов и их

свойствах.

Знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна; представление детей о

многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их

ежедневного включения в рацион; расширение представлений традиционных

народных блюдах, приготовляемых из зерна; формирование  уважения к культуре

собственного народа и других народов.

Знания детей о дикорастущих растениях как источниках полезных веществ,

возможности их включения в рацион питания; представление об ассортименте блюд,

которые могут быть приготовлены из дикорастущих растений; познакомить с флорой

края, её охраной; представления о правилах поведения в лесу, позволяющие избежать

ситуаций опасных для здоровья.

Представление детей об ассортименте рыбных блюд, их полезности; представление о

местной фауне.

Представление о съедобных морских растениях и животных, многообразии блюд,

которые могут быть из них приготовлены; представление о пользе морепродуктов,

необходимости микроэлементов для организма.

Представление о кулинарных традициях как части культуры народа;  о кулинарных

традициях  культуры своего народа.

Представление о блюдах, которые могут быть приготовлены из традиционных

продуктов, многообразии этого ассортимента; представление об основных требованиях,

которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания.

Представление детей о предметах сервировки стола, правилах сервировки

праздничного стола; правилах поведения за столом, необходимости соблюдения этих

правил как проявления уровня культуры человека.

Питание должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым. Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин лучше  молочные блюда (сырники, вареники, омлет), каши, сваренные на молоке. Они обеспечивают потребность в белке, легко усваиваются организмом. Мясная пища тоже нужна.  Избыток мясной пищи в рационе столь же вреден, как и ее недостаток. Жиры служат источником энергии и «строительным материалом» для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе обязательно. Блюда из круп: каши, запеканки - основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием. Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы  каждый день.

Следует помнить, что для полноценного усвоения веществ, содержащихся в овощах и фруктах, часто требуются жиры. Особенности питания в летний и зимний периоды, причины, вызывающих изменение в рационе питания. Представление   о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона;  о полезности продуктов, получаемых из зерна; о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна. Предметы  сервировки стола, правила сервировки праздничного стола; правилах поведения за столом.



Проводятся классные часы , которые помогают Формированию ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников


«Режим дня и здоровье» устный журнал. (ЧКО) «Чтобы зрение было хорошим» (ЧКО) « Почему курить вредно?» (ЧКО) « Если ты на улице»(ЧКО) «Зачем человек спит и как сон сделать полезным?» (ЧКО) «Мы и наши зубы» (ЧКО)


Дети с удовольствием работали над проектом «Правильно ли мы едим?»

Работа направлена на реализацию многих задач, главные из них: формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, правил здорово питания, воспитание готовности соблюдать эти правила.

На занятиях дети получают представление об основных органах чувств, об особенностях познания окружающего мира при помощи зрения, слуха, обоняния, осязания и т.д. Подобные занятия носят исследовательский характер.

Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома.


У детей младшего школьного возраста, как правило, именно в школе формируются дружеские отношения, поэтому на занятиях педагог учит детей ценить дружбу, дорожить друзьями и хорошими отношениями со своими одноклассниками. Обучение правилам «цивилизованного» продуктивного общения – задача, которую решают учителя начальных классов школы. На первых порах формирование определенных социальных норм общения дается с трудом, но определенные результаты достигнуты: количество учащихся, умеющих строить свои отношения с окружающими, увеличилось с 69% до 71% среди третьеклассников и с 71% до 75% среди четвероклассников.

Нам всем в жизни приходится кому-то в чем-то отказывать. Делать это крайне неприятно, но иногда необходимо. Ребенок часто не имеет понятия, как проявить твердость, когда к нему обращаются с просьбами, которые он не может выполнить. Для того чтобы пореже обращались с разными неприятными просьбами, мы учим сразу выражать свою позицию уверенно, не пользоваться такими оборотами, как «посмотрим», или «там будет видно». Эти обороты очень похожи на обещания. Помимо этого дети учатся четко, ясно, спокойно объяснять свою позицию, прибегать к специальным техникам отказа. Диагностика четвероклассников показала, что умение отстоять свое мнение, сформировано у 62%, по сравнению с прошлым годом (54%).

Как показывают наблюдения, наиболее успешно реализуются профилактические программы, в которых обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам осуществляется через игру, через проигрывание и переживание ситуации, а не заучивание «правильных ответов». От учителя зависит, в какие краски будет раскрашена жизнь их воспитанников.


Важной задачей является организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей помогает детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома. Регулярные занятия спортом, организуемые учителями начальных классов школы и родителями, веселые спортивные соревнования между классами, выполнение различных специальных комплексов упражнений, совместные прогулки, экскурсии на природу, походы, соблюдение режима дня - все это помогают снизить утомляемость, усталость, справляться с учебными нагрузками, а значит, добиваться успеха.

Варианты организации занятий различны, они отличаются от урока, преобладают групповые и индивидуальные формы. Используются: спортивный, танцевальный залы, читальный зал библиотеки, комната психологической разгрузки школы. Для выполнения индивидуальных заданий участники могут выбрать любое удобное им место, любой уголок школы, классной комнаты, а также местом занятий может оказаться близлежащий парк или просто зеленый уголок рядом со школой.


Рациональное питание

Питание продуктами, которые могла в эволюции предложить живому организму природа, обусловило в конечном итоге и формирование организма человека, физиологические механизмы которого ориентированны на природные комплексы пищевых веществ. Около 70 лет назад приготовление и переработка пищи привела к тому, что она, являясь вкусно и красиво приготовленной, стала терять так называемые балластовые вещества (клетчатку, пектины и т.д.), несмотря на их крайнюю важность для обмена и нормального пищеварения.

С другой стороны, стремление к привлекательности пищи заставило производителя добавлять в нее приятные для вкуса сахар, соль, красители, ароматизаторы и другие компоненты, которые, включаясь в обмен веществ, нарушают его нормальное течение в тканях и органах. Как показывают результаты многочисленных исследований, более 60 % населения России страдают избыточным весом и ожирением, при том, что сама структура питания не сбалансирована и отличается дефицитом витаминов, микроэлементов и других биологически важных веществ. Не менее серьезные нарушения отмечаются и в режиме питания.

Под рациональным питанием понимают хорошо подобранный рацион, который отвечает индивидуальным особенностям организма, учитывается характер труда, половые и возрастные особенности, климатогеографические условия проживания.

С понятием рационального питания неразрывно связано определение его физиологических норм. Они являются средними ориентировочными величинами, отражающими оптимальные потребности отдельных групп населения в основных пищевых веществах и энергии.

Понятие рационального питания включает соблюдение трех основных принципов:

1. обеспечение баланса энергии, поступающей с пищей и расходуемой человеком в процессе жизнедеятельности;

2. удовлетворение потребности организма в определенных пищевых веществах;

3. соблюдение режима питания.

Нарушение принципов рационального питания неизбежно приводит к развитию заболеваний, которые укорачивают человеческую жизнь, делают ее неполноценной, а порой и мучительной. Достаточно сказать о таких проблемах, как голодание, ожирение, хронический дефицит в питании незаменимых пищевых веществ.

Таким образом, питание - важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Каждый образованный человек должен обладать необходимыми сведениями о рациональном питании, веществах, составляющих пищу, об их роли в жизнедеятельности здорового и больного организма. Все это формирует культуру питания и является неотъемлемой частью культуры общества.


Кроме того, в третьем классе мы начинаем изучать организм человека. В ходе работы мы знакомимся с различными органами и системами человеческого организма, говорим о необходимости соблюдения здорового образа жизни и о том, что нам грозит, если не соблюдать правила ЗОЖ.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Сафронова Ольга Николаевна

Дата: 07.09.2016

Номер свидетельства: 342696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "научно- исследовательская работа «Условия формирования здорового образа  жизни школьников в условиях введения ФГОС в начальных классах» "
    ["seo_title"] => string(148) "nauchno-issliedovatiel-skaia-rabota-usloviia-formirovaniia-zdorovogho-obraza-zhizni-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "143255"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418484076"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Проект  «Формирование  навыков здорового образа  жизни у учащихся начальной  школы в  учебной и  вне учебной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(134) "proiekt-formirovaniie-navykov-zdorovogho-obraza-zhizni-u-uchashchikhsia-nachal-noi-shkoly-v-uchiebnoi-i-vnie-uchiebnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "222922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1436961306"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Здоровый образ жизни младшего школьника"
    ["seo_title"] => string(41) "zdorovyi_obraz_zhizni_mladshego_shkolnika"
    ["file_id"] => string(6) "585867"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1629999824"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "СТАТЬЯ "ЗДОРОВЬЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВА" "
    ["seo_title"] => string(62) "stat-ia-zdorov-ie-mladshikh-shkol-nikov-probliema-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "117316"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412766706"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Формирование  представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(140) "formirovaniie-priedstavlienii-o-normakh-zdorovogho-obraza-zhizni-u-mladshikh-shkol-nikov-sriedstvami-proghrammy-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "219523"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434258928"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
2020 руб.
2530 руб.
1820 руб.
2270 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства