kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование эвристического мышления младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

       В работе рассматривается вопрос об использовании эвристической технологии обучения  на уроках математики, предлагается система упражнений для  развития творческого мышления младших школьников. Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознать проблему, намеченную учителем -      а позднее формировать её самому. Материал, предложенный в работе, предусматривает развитие  способности выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование эвристического мышления младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Формирование эвристического мышления младших школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности


Гребцова Нина Ивановна, Кондаурова Елена Дмитриевна

Grebcova Nina Ivanovna,

Kondaurova Elena Dmitrievna

учителя начальных классов,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16

с углубленным изучением отдельных предметов»

primary school teachers,
The municipal educational institution "secondary school №16
with in-depth study of specific subjects"

В работе рассматривается вопрос об использовании эвристической технологии обучения на уроках математики, предлагается система упражнений для развития творческого мышления младших школьников. Обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознать проблему, намеченную учителем - а позднее формировать её самому. Материал, предложенный в работе, предусматривает развитие способности выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами.

This paper examines the question about the use of heuristic learning in math, a system of exercises for the development of creative thinking younger students. Teaching creativity of students is arming their ability to recognize the problem identified by the teacher and later to build it yourself. The material proposed work involves developing the capability to put forward hypotheses and to relate them to the conditions of the problem, to undertake a phased or final review decisions in several ways.

Ключевые слова: эвристика, принцип вариативности, эвристические вопросы, продукт, закономерность, гипотеза, рефлексия, интеллект.

Keywords: heuristics, the principle of variability, heuristic questions, product, law, hypothesis, reflection, intellect.


Проблема развития интеллектуальных способностей школьников, основанная на интеграции различных видов деятельности и учебных дисциплин, особенно актуальна сегодня и обусловлена тем, что для дальнейшего развития общества необходимы активные, деятельные, грамотные люди. Могучее оружие человека в любых ситуациях – его разум. Но разум с детских лет надо развивать. Поэтому каждое учебное занятие должно быть наполнено таким содержанием, с использованием таких способов деятельности, чтобы каждый ученик включался в напряженную мыслительную работу, приобретал глубокие прочные знания. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий. Первостепенными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески. Наиболее удачно это осуществляется при проектном обучении.

Цель такой работы - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи, которые решаются в ходе исследовательской деятельности:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам; - ознакомление с научной картиной мира.

Повышение творческой активности обучающихся в приобретении знаний, развитии общеучебных умений и навыков, усиление самостоятельности в учебной деятельности, формирование дополнительных компетенций младших школьников через усиление при обучении математике – основные направления в работе.

В качестве главного условия успешного продуктивного обучения считаем применение современных образовательных интерактивных, информационно-коммуникационных и культурологических технологий, способствующих развитию исследовательских навыков. В основе работы лежит использование эвристической технологии обучения, в которой выделяется пять основных этапов деятельности: а) мотивационный; б) постановочный; в) создание собственного продукта; г)демонстрационный; е)рефлексивный. Цель этой технологии заключается в создании его учениками личного образовательного продукта (проекта, сказки, программы). Технология этого обучения предусматривает эффективное взаимодействие учащегося с образовательной средой, под которой понимается образовательная область. Эвристическая направленность мышления предполагает целенаправленную, устойчивую способность к освоению умений находить как субъективные, так и объективно новые варианты решения учебных проблемных ситуаций. Под учебной проблемной ситуацией понимается заранее разработанное педагогом, осознанное учениками затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися у них знаниями и тем, которые необходимы им для решения предложенной задачи. Учитывая это, разумно предложить детям некоторый объём информации, предназначенный для усвоения и подкреплённый сформированными умениями и навыками. Школьник сам, опираясь на внутренние потребности, культурные традиции и результаты осознания своей деятельности, сможет изучать необходимые ему информационные блоки, развиваясь в процессе творчества. Необходимо организовать обучение так, чтобы процесс был ориентирован на личность, активно действующую в окружающем его пространстве. Ведь эвристическое мышление связано с развивающим обучением, центральная идея которого заключается в совершенствовании интеллектуальных способностей учеников. Ребёнок сам творит, создаёт себя, самоопределяется в системе жизненных отношений.

Эвристическое обучение всегда приводит к развитию не только учеников, но и самого учителя. Эвристические способности понимаются как комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов из известных и неизвестных компонентов и материалов на основе культурных аналогов (концепция А.В.Хуторского).

Согласно исследованиям дидактов, обучение творчеству школьников – это вооружение их умением осознать проблему, намеченную учителем - а позднее формировать её самому. Это развитие способности выдвигать гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществлять поэтапную или итоговую проверку решения несколькими способами. Эвристическое обучение – обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. В работе разумно использовать принципы, решающие современные образовательные задачи в ходе эвристической технологии: принцип вариативности, который предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных вариантов решения задач и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Принцип творчества (креативности), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности. Принцип психологической комфортности помогает учителю снимать по возможности все стрессовые факторы учебного процесса, создаёт в классе и на уроках атмосферу комфортности и удовлетворения от достигнутого.

Алгоритм деятельности учителя в рамках рассматриваемого подхода включает в себя:

  • подбор дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него факты и сведения;

  • постановка эвристических вопросов, стимулирующих творческое мышление школьников и, в зависимости от переформулировки, позволяющих увидеть проблему и пути ёё решения;

  • организация свободного образовательного взаимодействия с уже существующими и выделенными для учебных целей объектами внешнего мира;

  • организация контроля знаний и способов действий, соответствующих развитию эвристического мышления (генерация идей, творческая рефлексия).

Для работы был выбран следующий тип структуры занятия. Все вопросы темы изучаются последовательно в соответствии с порядком, предложенным учебной программой или учебником. Материал творчески перерабатывается и усваивается учениками постепенно, шаг за шагом. На уроках детям предлагаются различные задания, способствующие развитию эвристического мышления: представить и описать, что произойдёт, если в мире что-то случится (эвристический метод «Если бы…»). Учитель ставит вопрос: «Что произойдёт с вычислительной наукой, если 0 исчезнет из ряда цифр?» Неуёмная фантазия детей вступает в работу. Варианты эвристических продуктов: исследование в миниатюре истории появления 0 в математике, сочинение сказки «Потерянная цифра», исторический экскурс на тему «Как люди научились считать» и т д. Весьма интересны с точки зрения применения эвристического метода задания на изучение закономерностей на уроках математики. Закономерность – это наиболее стабильная характеристика постоянно меняющегося мира. Закономерности встречаются уже в самом начале арифметики. В результате наблюдений ребята делают вывод о закономерности ответов при умножении на 2, на 5. Введение в устный счёт специальных упражнений, требующих умения находить определённые закономерности, способствует развитию логического мышления детей. При выполнении задания по определению количества двузначных чисел, составленных с помощью цифр 1, 2, 3 появляется проблема: количество чисел у детей оказывается разным. Перед ними встаёт вопрос о причине этого. В результате анализа дети приходят к выводу о том, что какие-то числа были пропущены. Чтобы не пропустить никакую комбинацию и не повторить её дважды нужно выработать алгоритм работы при выполнении таких заданий. Поиск приводит детей к выводу: начиная с маленькой цифры, составлять пару с каждой из имеющихся цифр в порядке возрастания и наоборот. После выполнения такой работы учитель предлагает подумать над следующими вопросами. 1.Можно ли было ответить на вопрос, не составляя требуемые числа? 2.Сколько пар чисел можно образовать из четырёх различных цифр? Такие задания являются нестандартными для обучающихся 2 класса.

В школьных учебниках по математике мало задач, с помощью которых можно показать учащимся роль наблюдения, аналогии. Поэтому введение в урок задач вида «Найди и обоснуй..», «Может ли..» развивает у ребят творческое мышление. Так, в первом классе при изучении темы « Точка. Отрезок. Прямая.» учитель ставит перед детьми вопрос о происхождении точки, линии, о способе их получения. Дети выдвигают версии: чтобы получить точку можно поставить точку на бумаге, разрезать нитку, точка – место разреза, посмотреть на звезду и т.д. Чтобы получить линию надо обратить внимание на край стола, поставить друг за другом много точек и т. д. Такие задания обеспечивают выдвижение детьми гипотез о способах получения абстрактных геометрических понятий.

На уроках и внеурочных занятиях регулярно используются творческие задания, которые стимулируют интерес школьников к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности. Систематически создаются условия для того, чтобы учащиеся задавали вопросы, высказывались, доказывали, рассматривали различные версии, делали «открытия».

Целостное развитие личности школьников включает не только учебную деятельность, но и внеурочную работу, позволяющую успешно решать задачи воспитания личности, адаптированной к современным условиям. В результате грамотного сочетания классной и внеурочной работы удаётся выходить далеко за рамки стандартного образования, зарождая в питомцах конкурентное начало, которое делает учеников личностью.

Систематическая работа по названной технологии способствует формированию информационных компетенций. При помощи реальных объектов вырабатываются умения самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Школьники при помощи компьютеров, видеозаписей создают презентации, умеют передавать полученную информацию другим. Внешний образовательный продукт (буклеты, схемы, алгоритмы, рисунки, проекты), созданный учеником, обеспечивает получение им внутреннего продукта. Изменяется объём знаний, появляются новые способы деятельности, формируются личностные качества ученика.


Литература

1.Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко // - М. : Народное образование, 1998. – 256 с.

2.Хуторской, А. В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя// А,В.Хуторской/ – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 320

3.Ситникова, М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства. Монография. / М.И. Ситникова// - Белгород 2006. – С.170 – 175.

4.Школа творчества: Сб. ученических работ/ Ред. и сост. А.В. Хуторской. - Ногинск, 1996. – С. 3-8; 19-24; 26; 60-62; 74 ; 84-85; 136-137; 180-182.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гребцова Нина Ивановна

Дата: 23.05.2018

Номер свидетельства: 470723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Программа внеурочной деятельности в начальной школе общеинтеллектуального направления"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_v_nachalnoi_shkole_obshcheintellektualnogo_na"
    ["file_id"] => string(6) "529060"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1574875851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса "
    ["seo_title"] => string(75) "proghramma-kruzhka-zanimatiel-naia-matiematika-dlia-uchashchikhsia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "195547"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427913966"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программа кружка "Логознайка" "
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia-proghramma-kruzhka-loghoznaika"
    ["file_id"] => string(6) "240181"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444967025"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства