Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы.
Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы.
В статье описываются эффективные методы и приемы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся при работе с информацией в системе практической деятельности педагога- психолога в начальной школе.Надеюсь что данная информация поможет начинающим педагогам-психологам систематизировать свою деятельсть при реализации ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы. »
Ефимова Наталия Сергеева,
педагог-психолог МБОУ СОШ №14
Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы.
Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Современному ученику нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты требуют изменений в деятельности педагога-психолога.
Наблюдения и исследования психологов показывают, что большинство учащихся начальной школы имеют недостаточный уровень развития познавательных процессов, низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Сделан вывод о том, что просто научить ребенка каким-то определенным учебным действиям недостаточно. Надо научить ребенка думать, рассуждать, сопереживать, анализировать события, саморефлексировать. А самое главное – сформировать познавательный интерес. Эффективность любого процесса повышается, если у ребенка сформирована познавательная мотивация. Решение данной проблемы требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.
В системе практической деятельности педагога-психолога в начальной школе могут использоваться эффективные методы и приемы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся при работе с информацией:
1.Психолого-педагогический мониторинг (скрининг) в рамках ФГОС, главной целью которого является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Используется набор диагностических методик, которые были разработаны городским методическим объединением педагогов - психологов г. Ноябрьска. Результаты диагностических минимумов, полученные в ходе мониторинга, используются для коррекции учебно-воспитательного процесса.
2. Индивидуальная и групповая развивающая работа с учащимися. Очень важнымстановятся тренинговые занятия, адаптационные занятия, занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Роль педагога-психолога - направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.
3.Самостоятельная работа. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью используются в нашей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале занятия, на этапе выяснения целей, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. На коррекционных занятиях применяются такие методы, как словесный, поисковый, исследовательский и др. Большую методическую помощь оказывает книга Локаловой Н.П. «120 занятий по развитию познавательных функций».
4. Коллективная деятельность. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств, что способствует развитию критического и творческого мышления и взаимодействию с другими учащимися («Радуга настроений», «Волшебный забор», «Дерево желаний», «Волшебная шкатулка», «Письмо матери» и т.д.)
5. Игровая деятельность. В игре, осваивая новые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к информации. Педагогом-психологом разработан целый пакет игровых методик решаемой проблематики и по сложности восприятия (игра «Колючка», «Голубоглазые и кареглазые», «Огонек в моей душе»).
6. Интеграция занятий. Интегрированное занятие как способ активизации внимания и восприятия информации - одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания. Умения и действия становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
7. Использование заданий с проблемным логическим решением. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения заданий. Столкновение с чем-то неясным, непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, «вытаскивает» знания из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.
8. Использование мультимедийных средств на занятиях психолога. Для усвоения восприятия информации у учащихся, на своих занятиях использую презентации по различной тематике, музыкальное и мультипликационное сопровождение («Ежик кудрявый, Ежик должен быть колючим», «Адажио», «Конфликт» и т.д.).
Таким образом, решение вопроса о формировании информационных компетенций у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий учителей и педагогов-психологов в школе.