kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются эффективные методы и приемы, используемые  для повышения уровня познавательной активности учащихся при работе с информацией в системе практической деятельности педагога- психолога в начальной школе.Надеюсь что данная информация поможет начинающим педагогам-психологам систематизировать свою деятельсть при реализации ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы. »


Ефимова Наталия Сергеева,

педагог-психолог МБОУ СОШ №14


Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы.


Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Современному ученику нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты требуют изменений в деятельности педагога-психолога.

Наблюдения и исследования психологов показывают, что большинство учащихся начальной школы имеют недостаточный уровень развития познавательных процессов, низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Сделан вывод о том, что просто научить ребенка каким-то определенным учебным действиям недостаточно. Надо научить ребенка думать, рассуждать, сопереживать, анализировать события, саморефлексировать. А самое главное – сформировать познавательный интерес. Эффективность любого процесса повышается, если у ребенка сформирована познавательная мотивация. Решение данной проблемы требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

В системе практической деятельности педагога-психолога в начальной школе могут использоваться эффективные методы и приемы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся при работе с информацией:

1. Психолого-педагогический мониторинг (скрининг) в рамках ФГОС, главной целью которого является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Используется набор диагностических методик, которые были разработаны городским методическим объединением педагогов - психологов г. Ноябрьска. Результаты диагностических минимумов, полученные в ходе мониторинга, используются для коррекции учебно-воспитательного процесса.

2. Индивидуальная и групповая развивающая работа с учащимися. Очень важным становятся тренинговые занятия, адаптационные занятия, занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Роль педагога-психолога - направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

3.Самостоятельная работа. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью используются в нашей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале занятия, на этапе выяснения целей, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. На коррекционных занятиях применяются такие методы, как словесный, поисковый, исследовательский и др. Большую методическую помощь оказывает книга Локаловой Н.П. «120 занятий по развитию познавательных функций».

4. Коллективная деятельность. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств, что способствует развитию критического и творческого мышления и взаимодействию с другими учащимися («Радуга настроений», «Волшебный забор», «Дерево желаний», «Волшебная шкатулка», «Письмо матери» и т.д.)

5. Игровая деятельность. В игре, осваивая новые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к информации. Педагогом-психологом разработан целый пакет игровых методик решаемой проблематики и по сложности восприятия (игра «Колючка», «Голубоглазые и кареглазые», «Огонек в моей душе»).

6. Интеграция занятий. Интегрированное занятие как способ активизации внимания и восприятия информации - одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания. Умения и действия становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

7. Использование заданий с проблемным логическим решением. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения заданий. Столкновение с чем-то неясным, непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, «вытаскивает» знания из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.

8. Использование мультимедийных средств на занятиях психолога. Для усвоения восприятия информации у учащихся, на своих занятиях использую презентации по различной тематике, музыкальное и мультипликационное сопровождение («Ежик кудрявый, Ежик должен быть колючим», «Адажио», «Конфликт» и т.д.).

Таким образом, решение вопроса о формировании информационных компетенций у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий учителей и педагогов-психологов в школе.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ефимова Наталия Сергеевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в контексте психолого педагогического сопровождения детей начальной школы. "
    ["seo_title"] => string(158) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-kontiekstie-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "131549"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416163535"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1370 руб.
2110 руб.
1640 руб.
2530 руб.
1480 руб.
2270 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства