kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описываются эффективные методы и приемы, используемые  для повышения уровня познавательной активности учащихся при работе с информацией в системе практической деятельности педагога- психолога в начальной школе.Надеюсь что данная информация поможет начинающим педагогам-психологам систематизировать свою деятельсть при реализации ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы. »


Ефимова Наталия Сергеева,

педагог-психолог МБОУ СОШ №14


Формирование универсальных учебных действий в контексте психолого- педагогического сопровождения детей начальной школы.


Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Современному ученику нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты требуют изменений в деятельности педагога-психолога.

Наблюдения и исследования психологов показывают, что большинство учащихся начальной школы имеют недостаточный уровень развития познавательных процессов, низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Сделан вывод о том, что просто научить ребенка каким-то определенным учебным действиям недостаточно. Надо научить ребенка думать, рассуждать, сопереживать, анализировать события, саморефлексировать. А самое главное – сформировать познавательный интерес. Эффективность любого процесса повышается, если у ребенка сформирована познавательная мотивация. Решение данной проблемы требует совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, активизации традиционных и поиска нетрадиционных форм и методов обучения.

В системе практической деятельности педагога-психолога в начальной школе могут использоваться эффективные методы и приемы, используемые для повышения уровня познавательной активности учащихся при работе с информацией:

1. Психолого-педагогический мониторинг (скрининг) в рамках ФГОС, главной целью которого является получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников. Используется набор диагностических методик, которые были разработаны городским методическим объединением педагогов - психологов г. Ноябрьска. Результаты диагностических минимумов, полученные в ходе мониторинга, используются для коррекции учебно-воспитательного процесса.

2. Индивидуальная и групповая развивающая работа с учащимися. Очень важным становятся тренинговые занятия, адаптационные занятия, занятия, направленные на личностное развитие обучающихся, на развитие познавательных, регулятивных, коммуникативных действий. Роль педагога-психолога - направлять, помогать, поддерживать, развивать идею, дискутировать.

3.Самостоятельная работа. ФГОС НОО требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью используются в нашей практике активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но и в начале занятия, на этапе выяснения целей, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. На коррекционных занятиях применяются такие методы, как словесный, поисковый, исследовательский и др. Большую методическую помощь оказывает книга Локаловой Н.П. «120 занятий по развитию познавательных функций».

4. Коллективная деятельность. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств, что способствует развитию критического и творческого мышления и взаимодействию с другими учащимися («Радуга настроений», «Волшебный забор», «Дерево желаний», «Волшебная шкатулка», «Письмо матери» и т.д.)

5. Игровая деятельность. В игре, осваивая новые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к информации. Педагогом-психологом разработан целый пакет игровых методик решаемой проблематики и по сложности восприятия (игра «Колючка», «Голубоглазые и кареглазые», «Огонек в моей душе»).

6. Интеграция занятий. Интегрированное занятие как способ активизации внимания и восприятия информации - одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания. Умения и действия становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

7. Использование заданий с проблемным логическим решением. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения заданий. Столкновение с чем-то неясным, непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, «вытаскивает» знания из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.

8. Использование мультимедийных средств на занятиях психолога. Для усвоения восприятия информации у учащихся, на своих занятиях использую презентации по различной тематике, музыкальное и мультипликационное сопровождение («Ежик кудрявый, Ежик должен быть колючим», «Адажио», «Конфликт» и т.д.).

Таким образом, решение вопроса о формировании информационных компетенций у учащихся в начальной школе должно носить комплексный характер и являться результатом совместных усилий учителей и педагогов-психологов в школе.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ефимова Наталия Сергеевна

Дата: 15.01.2015

Номер свидетельства: 155815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в контексте психолого педагогического сопровождения детей начальной школы. "
    ["seo_title"] => string(158) "formirovaniie-kommunikativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-kontiekstie-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "131549"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416163535"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Проектная работа на тему: «Организация работы с одаренными детьми в соответствии с республикан-ской программой «Одаренные дети»»"
    ["seo_title"] => string(120) "proiektnaiarabotanatiemuorghanizatsiiarabotysodariennymidietmivsootvietstviisriespublikanskoiproghrammoiodariennyiedieti"
    ["file_id"] => string(6) "280138"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453319592"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства