Просмотр содержимого документа
««Формирование УУД в процессе групповой работы».»
Методический семинар: «Формирование УУД в процессе групповой работы».
Слайд1.
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Меня зовут Жедунова Марина Анатольевна. Я работаю учителем начальных классов в МБОУ «СОШ с. Алексеевка» уже 29 лет.
Слайд2.
Моё педагогическое кредо: «Найти ключик к каждой детской душе, подарить детям частичку своего сердца»
Слайд3.
Начать наш сегодняшний семинар мне бы хотелось с притчи «Наберись смелости – сделай попытку!»
Слайд4.
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«О, вы, подданные мои», — обратился к ним царь, — «у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще никто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» — спросил царь.
Одни придворные только отрицательно качали головами. Другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, что она слишком трудна для них. Лишь один визирь подошел к замку.
Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места и, наконец, одним рывком дернул его. О чудо — замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Слайд5.
Уважаемые коллеги. За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности. Поэтому современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии и активные формы работы. Как это сделать? Все просто, как в притче:
«Наберись смелости – сделай попытку!»
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности обучающихся, в процессе которой развивались бы их способности, творческие силы и индивидуальность.
Слайд6.
В системе современного обученияважное местозанимает технология группового обучения. Благодаря ей, на уроках удается сформировать у обучающихся основные виды универсальных учебных действий. Мы привыкли думать, что УУД формируются в школе. А на самом деле специфика современного мира состоит в том, что он меняется быстрыми темпами. Всё больше информации мы получаем из интернета, телевизионных передач, от своих друзей. Наши дети не исключение. Чему они учатся, какой опыт получают, организуя свою жизнь вне школы, и просто… сидя на лавочке?
Почему лавочка? Всё очень просто.
Слайд7.
Если бы лавочка умела разговаривать, то она поведала бы нам множество разных удивительных историй из людских судеб, слышанных ею за свою бытность.
Как и у каждой вещи, у лавочек есть своя жизнь, полная различных событий. В жизни людей лавочки играют не последнюю роль, а очень даже важную. Например, её значимость осознаешь, когда приходится долго ждать общественный транспорт на остановке, стоять в бесконечных очередях в разных учреждениях. А как приятно присесть на лавочку в тени деревьев в жаркий летний день.
Какие ассоциации вам приходят на ум, когда вы слышите слово «лавочка»?
Уважаемые коллеги, а что можно делать на лавочке?
Ответы:На ЛАВОЧКЕ можно: отдыхать, играть в разные игры, грызть семечки, читать книгу, общаться с друзьями и т.д. Это может быть местом сбора компании или местом проведения собрания жильцов дома или место спора или дискуссии.
Лавочка всегда была объектом детских игр и местом тайных встреч.
Что можно узнать сидя на лавочке?
Ответы:На ЛАВОЧКЕ можно узнать: новости, обычаи людей разных национальностей, узнать мнение о себе и своих друзьях, познакомиться с новыми людьми.
Ну и самый сложный вопрос - чему можно научиться, сидя на лавочке?
Ответы:На ЛАВОЧКЕ нужно уметь соблюдать правила поведения: не пачкать, не царапать, не забираться с ногами, не сорить рядом, правила общения.
Давайте посмотрим, какие же универсальные действия сформировала ЛАВОЧКА?
В самом начале нашей встречи, я раздала вам лучики и вы все разделились на группы по цвету лучиков. У вас на столах есть карточки, на которых записаны УУД. Выберите те, которые относятся к коммуникативным УУД (личностным, познавательным, регулятивным) (задания по группам)
Коммуникативные УУД
Научила взаимодействовать с разными людьми
Выражать свои мысли
Обращаться за помощью
Сотрудничать в поиске и сборе информации
Вести диалог
Отвечать на вопросы
Личностные УУД
Адекватно реагировать на замечания
Делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Ответственность за поведение и действие других и себя
Познавательные УУД
Выбирать необходимую информацию
Устанавливать причинно – следственные связи
Проверка работы!!! Зачитывают свои ответы!
Вы убедились, что универсальные учебные действия формируются и на лавочке в том числе?
Мы показали, что обучение человека, формирование его компетенций происходят не только в общепринятых местах обучения: школа, колледж, институт, и т.д., но и в других местах, которые становятся для человека источником информации. Это и определило цель моего семинара: показать, что обучаться можно везде и всегда.
Слайд8.
Уважаемые коллеги! Назовите, пожалуйста, ещё места, где можно чему – либо научиться? (Лес, море, речка…)
Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма по сказке Владимира Сутеева «Кораблик» и определить: место обучения, какие универсальные действия сформированы у героев, а чему им нужно научиться? (видео 2 минуты)
(Видеоролик мультфильма)
Слушаем сказку.
Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Пришли на речку.
— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.
Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.
Стали думать. Думали-думали и придумали.
Пошел Цыпленок и принес листочек.
Мышонок — ореховую скорлупку.
Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.
И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!
Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!
Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл... И не догонишь!
Назовите место обучения.
Опираясь на листочки, которые лежат у вас на столах, определите какие универсальные действия сформированы у героев?
( Умеют взаимодействовать, решать проблемные ситуации в команде, сотрудничать в совместном решении проблемы, планировать деятельность, быть лидером, применяли знания в новой ситуации, использовали в работе нужные предметы, распределили роли, договорились друг с другом , …..)
Что необходимо сформировать Лягушонку – эгоисту? необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой, умение ценить и принимать ценности «настоящей дружбы».
Вот мы с вами и увидели, что работа в группе эффективнее индивидуальной.
Каждый из вас принял непосредственное участие в работе семинара, мы назвали основные принципы работы в группе. Все смогли высказать свою точку зрения, выслушать мнения товарищей по группе и принять единое решение.
Работая в группе, у нас не оказалось проигравших и каждый чувствовал себя комфортно.
Я целенаправленно опустила теоретическую часть, чтобы вы на практике ощутили эффективность работы в группе.
Слайд9.
Здесь самое время выяснить, какое непосредственное отношение к данной теме имеет каждый из вас. Попрошу желающих встать в круг.(В середину встаю сама и держу листок с надписью «Технология группового обучения») Предлагаю вам шагнуть ко мне на столько, насколько каждый считает себя приближенным к технологии группового обучения.
(Здесь заслушивается несколько объяснений, почему так близко или далеко находится коллега по отношению к листку.)
Слайд10.
Дети – это цветы жизни. Но одни приходят в школу раскрывшимися цветочками, а другим надо время, чтобы они смогли раскрыться. В этом и состоит наша главная задача! Я считаю, что метод групповой работы поможет нам это сделать.
И закончить своё выступление, мне бы хотелось знаменитым высказыванием Л.С. Выготского: «То, что дети могут сегодня сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно».
Слайд11.
Спасибо за внимание!
Слайд12.
Литература:
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Научила взаимодействовать с разными людьми
Выражать свои мысли
Обращаться за помощью
Сотрудничать в поиске и сборе информации
Вести диалог
Отвечать на вопросы
Адекватно реагировать на замечания
Делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Ответственность за поведение и действие других и себя
Выбирать необходимую информацию
Устанавливать причинно – следственные связи
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Научила взаимодействовать с разными людьми
Выражать свои мысли
Обращаться за помощью
Сотрудничать в поиске и сборе информации
Вести диалог
Отвечать на вопросы
Адекватно реагировать на замечания
Делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
Ответственность за поведение и действие других и себя