Формирование навыков выразительного чтения в начальной школе
Формирование навыков выразительного чтения в начальной школе
Данная разработка знакомит с различными уппражнениями для развития выыразительного чтения. Выразительность чтения – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Она оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков выразительного чтения в начальной школе»
2
Тема «Формирование навыков выразительного чтения в начальной школе»
В нашем стремительном мире снижается уровень читательской культуры населения, современная ситуация характеризуется отсутствием у детей и их родителей интереса к книге. Сегодня современные гаджеты отнимают время и желание читать. А ведь чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребёнку, но и предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач I ступени образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.
Часто в погоне за формированием навыка скорости чтения, очень мало уделяется времени качеству выразительности чтения. Оказывается, что и В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал: «…Почему дети читают монотонно, невыразительно? Почему в детском чтении редко можно услышать эмоциональную окраску? Потому, что во многих случаях чтение отрывается от духовной жизни, от мыслей, чувств и представлений детей. Ребёнка волнует одно, а читает он о другом. ...».
Выразительность чтения – неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Она оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся, способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства.
Подготовка к работе над выразительностью речи должна начинаться еще на занятиях в детском саду и при работе с будущими первоклассниками. Обязательно у каждого ребёнка проверяется чистота звуков и учитываются дефекты; определяется, умеют ли дети читать стихи, рассказывать сказки. В результате этих занятий имеются общие представления о каждом ребёнке, исходя из которых планируется дифференцированная работа по развитию выразительной речи в 1 классе.
Однако первые дни работы с первоклассниками показывают, что многие из них имеют недостатки в дикции. Это и пропуск отдельных звуков, глотание слогов, вялость речи или очень быстрое проговаривание слов, манера говорить сквозь зубы. У большинства читающих детей еще недостаточно развито чувство темпа и ритма. Просьба прочитать наизусть любимое стихотворение выявляет также ряд недостатков: при исполнении стихотворения первоклассники очень невыразительны в своей интонации, делают неверные логические ударения, торопятся, «глотают» последние слова произведения.
И разнообразные формы работы над произведением, владение самого учителя навыками выразительного чтения помогут в разрешении этой проблемы.
Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы.
Существуют различные упражнения, система заданий предусматривает тренировку голосового аппарата и выработку некоторых психофизических качеств, необходимых для овладения искусством выразительного чтения. Специальные упражнения направлены на воспитание наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости. В тренировку включатся и упражнения, позволяющие работать над эстетикой движения, верностью и уместностью жестов, мимики и т.д. Все это позволяет систематически, в комплексе работать над приобретением умений и навыков, обязательных для выразительного чтения, а также одновременно совершенствовать технику чтения учащихся в силу многофункциональности ряда упражнений (например таких, как: многократное чтение, убыстрение темпа чтения и др.)
Виды упражнений 1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.
1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов. МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА 2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…
3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных. А О И Ы У Э А О И Ы У Э и т.д.
4. Подстановка одного гласного ко всем остальным. АА АО АИ АУ АЭ 5. Чтение таблицы гласных по горизонтали, по вертикали, с добавлениями групп согласных и др. ТРА ТРЭ ТРО ТРУ ТРЫ ТРЯ ТРЕ ТРЕ ТРЮ ТРИ
6. Работа над скороговорками. Это наиболее эффективный прием совершенствования дикции. Не случайно известный русский лингвист А.М. Пешковский назвал скороговорки «специальным истязанием органов речи». Материал нужно подбирать не избитый, не надоевший и не примелькавшийся. Методика работы над упражнением: - тщательно вдуматься в смысл скороговорки; - постепенно убыстряя темп, четко произносить каждый звук; - хоровое и индивидуальное произнесение скороговорки в очень быстром темпе. 7. Работа с текстами, в которых есть звукопись. Звуки позволяют усиливать фонетическую выразительность речи, создавать тональность произведения, музыкальную атмосферу, определенный эмоционально-психологический настрой. Многократное повторение звуков помогает зрительно представить движения героев, услышать шорохи, свист, визжание, треск, вызванные перемещением, движением, действием. Например:
Задания к тексту: Какой звук повторяется чаще всего? Почему? Давайте разобьем текст на партии – партию петушка (1 ряд) и партию кошки (2 ряд).
Дети с удовольствием работают над произведениями со звуковым рефреном под дирижирование учителя. 1 половина класса/ 2 половина класса Листья, слышите, шуршат? Ш-ш-ш-ш… Листья словно говорят: Ш-ш-ш-ш… Ветер дунул, мы шумим, Ш-ш-ш-ш… Сорвались и вниз летим. Ш-ш-ш-ш…
8. Артикулирование без звука. Можно произносить текст про себя, но по указанию учителя «включать» звук. Это позволяет концентрироваться на определенных фонетических трудностях.
9. Отработка правильного дыхания А) После глубокого вдоха как можно дольше вести счет на выдохе: На пригорке возле горки стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
Б) «Сдувание пушинки» с ладошки. В) «Задувание свечи». 2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже). 1. Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями учителя. Например: Тихо, словно бы во сне, (вполголоса) Закружился в тишине Первый снег и зашептал: (тихо) - Как давно я не летал! (шепотом) (В. Ланцетти) Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты. 2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения. Первая ступень этого упражнения – произнесение под «дирижирование» одной фразы, скороговорки, строчки стихотворения; высшая – чтение неизвестного текста под «дирижирование». 3.Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма. Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией. Все подобранные учителем скороговорки можно пронумеровать и вынести на отдельные листы для каждого ученика. На уроке останется лишь назвать номер скороговорки. В итоге многократное чтение материала позволяет накапливать зрительные образы детей, совершенствовать зрительную и слуховую память и, как следствие, технику чтения. Для совершенствования чувства темпа и ритма хороши такие художественные тексты, в которых в создании конкретного образа большую роль играют темпоритмические средства. Например, отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Паровоз», где правильно найденное постепенное убыстрение темпо-ритма значительно усилит конкретное видение.
Стоит он, сопит он, вздыхает он тяжко, И потная взмокла от масла рубашка, И паром он пышет, и жаром он дышит. Идет кочегар и как будто не слышит, Как тяжко он дышит! И уголь бросает в огромное брюхо. И уголь тяжелый там бухает глухо. И в брюхе горячем пылает так ярко. Уууф, жарко. Пуууф, жарко. Ууух, жарко. Едва, Понемногу, Да-да, Понемногу – В дорогу! В дорогу! Быстрее, быстрее колеса крутились, И вот все вагоны вперед покатились, Как будто они не вагоны, а мячики! Так-чики, Так-чики, Так-чики, Так-чики.
Помогут заметить детям особенности темпо-ритма этого стихотворения вопросы учителя: - Почему так необычно расположены строчки? (Это позволяет разделить стихотворение на части, каждая из которых произносится с особенной интонацией и скоростью, и передать движение, динамику.) - Скорость чтения будет возрастать или снижаться? (Возрастать, так как паровоз набирает скорость.) - С каких слов темп начнет явно возрастать? - Почему последняя строка напечатана ступенчато? (Похоже на то, как мячики прыгают по ступенькам. С ними автор сравнивает раскачивающиеся вагоны.) - Кому из вас приходилось видеть отправляющийся поезд? Попробуйте передать его движение с помощью хлопков, ударов, других звуков. Это ритм движения, постарайтесь сохранить его при чтении стихотворения. 4. Упражнения для усвоения норм культуры произношения. В процессе работы над орфоэпией учащиеся должны почувствовать, что соблюдение норм литературного произношения – одно из условий выразительности речи и чтения, что даже одна-две ошибки вызовут раздражение и могут свести на нет художественное впечатление от исполнения. Кроме того, постоянное внимание учителя к произносительной культуре включает и учащихся, в результате чего создается речевая среда, благоприятствующая грамотной речи и неприятию ошибок. В орфоэпическую «зарядку» можно включать 5-10 «каверзных» слов, которые учащиеся слышат от взрослых в быту, с экранов телевизоров. Например: средства, свекла, кухонный, ремень, каталог, звонит, начать, газопровод, щавель, новорожденный и др. Каждый ученик произносит очередное слово, предложенное в «зарядке», помечает ударения. По итогам нескольких таких «зарядок» можно провести соревнование на знание «хитрых» слов. Стремление не проиграть обостряет интерес к слову и быстрее закрепляет его литературное произношение и ударение.
5. Упражнения на развитие логической выразительности. Все, о чем говорилось выше, связано с работой над техникой выразительного чтения. Умеющий выразительно читать должен владеть не только техникой, но и средствами логической выразительности: логическим ударением, паузами, интонацией.1. Постановка логического ударения. Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы. Купила бабуся бусы Марусе. А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.) Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.) В) Бусы Марусе сделали? Г) Бабуся подарила колечко?
Задание: Прочтите предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.
Подготовительная работа: - Прочтите стихотворение сами. Чей это диалог? Каков герой по характеру? (Ленивый, медлительный, скучающий…) Как это передать при чтении? (Читать ее фразы медленно, размеренно, негромко. А последнюю реплику – с обидой, как бы жалуясь.) А что можно сказать о втором персонаже? (Он любопытен, добр, внимателен.) Действительно, поэтому его вторую реплику нужно прочесть с сочувствием
3) Работа со стихотворениями-картинами. Упражнения с такими текстами позволяют развивать воображение и фантазию ребят, их эмоциональную отзывчивость, умение делиться своим видением произведения с другими читателями.
Такие упражнения развивают способность не только быстро понять и почувствовать обстоятельства, заданные художественным текстом, но и превратить чтение в реальный живой разговор. 4) Работа над паузами. Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза. Стихи // – не ноги футболиста, / Не первоклассника тетрадь.// Стихов читать не надо быстро: / Их надо медленно читать.//
Эффективно использовать приём: «Тук-тук-тук».На начальном этапе обучения выразительному чтению продолжительность пауз определяется постукиванием. Запятой соответствует пауза, продолжительность которой определяется одним касанием пальчика парты (1секунда) — раз; точке с запятой, тире, двоеточию — два касания. Длительность паузы, соответствующей точке, вопросительному и восклицательному знакам — три касания; паузе перед красной строкой соответствует - четыре касания. После прочтения заглавия текста необходима постановка паузы, продолжительностью в пять касаний. Этот приём я применяю, пока дети не научаться соблюдать паузы, но есть дети, которые используют его и до IⅤ класса.
Со временем (в 3-4 классы) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения, используя все условные знаки разметки текста: обозначения ударений, пауз, мелодики голоса, темпа, тембра и др., а также использовать готовые партитуры. Главное – не перегружать ими текст, не использовать там, где дети интуитивно чувствуют особенности произнесения, чтения.
6. Упражнения для работы над жестами и мимикой. Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль.
Способствует развитию умения владеть мимикой такое упражнение: показ выражения лица человека, режущего лук, пробующего на вкус лимон, съевшего ложку меда и т.д. Любят ребята игру в «корову». Нужно разделиться на команды и с помощью пантомимы показать какой - либо предмет, поговорку, литературного героя. Задача других команд – угадать, кто или что это.
Несомненно, эти формы работы не исчерпываются описанными упражнениями. Но такая тренировка, позволяющая комплексно и систематически развивать у учащихся обязательные для выразительного чтения умения и навыки, значительно повышает культуру и чтеца, и его слушателя.