Формирование гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении фольклора
Формирование гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении фольклора
В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения. Особенностью этой статьи является анализ опыта работы педагогов по изучению данной темы. Автор подводит итог, говоря, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для формирования гражданственности и духовно-нравственных качеств личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении фольклора»
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОЛЬКЛОРА
Паршакова Екатерина Ильинична
студент г. Нижний Тагил, ГБПОУ СО НТПК№1
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос формирования и развития гражданственности младших школьников на уроках литературного чтения. Особенностью этой статьи является анализ опыта работы педагогов по изучению данной темы. Автор подводит итог, говоря, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для формирования гражданственности и духовно-нравственных качеств личности.
Ключевые слова: гражданственность, младшие школьники, фольклор, начальная школа
Мир, в котором мы живём, с каждым днём динамично и радикально изменяется. Эти изменения связаны, прежде всего, с преобразованиями в сфере культуры и образования, социальных отношений, а также экономики и политики. Происходит полная переоценка ценностей современного общества, а также происходит утрачивание нравственных идеалов, на которых раньше воспитывалось подрастающее поколение.
Последнее десятилетие XX и начало XXI века для России - время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Формирование гражданского общества в России требует, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе.
Гражданское образование и воспитание сегодня отнесено к числу стратегических направлений развития общеобразовательной школы. В условиях потребности российского общества в формировании, развитии и укоренении идей, способствующих его объединению, воспитание гражданственности сегодня является одной из актуальных задач государства, общества, школы. Школа – не единственный фактор гражданского образования и воспитания, но её роль трудно переоценить. Именно школа должна способствовать присущими ей средствами утверждению в обществе гражданской культуры [2].
Гражданское воспитание есть целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них культуры гражданственности. Гражданственность начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами и дедами. Современный толковый словарь трактует данное понятие следующим образом: гражданственность — это нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или иная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы [5].
Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом в жизни человека для воспитания гражданственности, поскольку в этом возрасте дети активно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о различных способах поведения. Именно поэтому на данный момент такое нравственное чувство как гражданственность является одним из личностных результатов начального образования. Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, можно использовать следующие формы формирования гражданственности: экскурсии и походы по родному краю; коллективные творческие дела; праздники, посвященные памятным датам; устные журналы; выставки рисунков и поделок; викторины и конкурсы; акции; круглые столы; уроки [3].
Предмет «Литературное чтение» обладает большими возможностями для формирования основ патриотизма младших школьников. Материал, изучаемый на литературном чтении, оказывает сильное воспитательное воздействие на учеников, а в особенности фольклор. Ведь именно через устное народное творчество младшие школьники не только овладевают родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщаются к культуре своего народа, получают первые впечатления о своей Родине [1].
Устное народное творчество или фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса, его воспитательный потенциал заключается в том, что он способствует углублению знаний о народной духовной культуре, осуществляет усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей.
В доказательство этому был проведён анализ педагогического опыта по данной теме. Также небольшой опыт был получен в ходе составления и проведения уроков литературного чтения «Пословицы и поговорки», «Былина об Илье Муромце». В ходе проведения уроков, было выявлено, что при изучении русского фольклора, младший школьник, раскрывая характеры персонажей, вникая в суть их поступков, понимает, что хорошо, а что – плохо. Изучая фольклор, обучающиеся осознают, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться, так и формируется гражданственность младших школьников [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что действительно, при изучении фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе формируются чувства гражданственности у младших школьников.
Список литературы
Абганеев П. Г. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] – URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 25 марта 2018 г.).
Власенко С. И. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы [Электронный ресурс] – URL: http:// infourok.ru (дата обращения: 21 февраля 2018 г.).
Гаврилычева Г. Ф. Воспитать гражданина. Как? / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа – 2016. – №12. – С. 22 – 25.
Никитченков А. Ю. Вопросы истории методики преподавания фольклора в российской начальной школе/ А.Ю. Никитченков – Москва: МГПУ, 2012. – С. 12 – 17.
Никифоров Ю. Н. О понятии «гражданственность» [Электронный ресурс] – URL: http:// cyberleninka.ru (дата обращения: 1 марта 2018 г.).