kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из основных проблем современного общества – формирование функционально грамотной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе»

Формирование функциональной грамотности на уроках литературного чтения

в начальной школе



Одна из основных проблем современного общества – формирование функционально грамотной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. На первый план выходят определенные требования к личности – активной, творческой, социально ответственной, обладающей хорошо развитым интеллектом, профессионально-грамотной, высокообразованной. Грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность закладывается в начальных классах и используется на различных видах речевой деятельности – чтении и письме, говорении и слушании.

В современном обществе умение работать с информацией становится обязательным условием успешности. Гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей является осознанное чтение. Оно создает базу для успешности на уроках русского языка и литературного чтения.

Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без

сформированности у обучающихся читательской грамотности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального

образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения.

Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается, может без труда находить, и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов, читать чертежи, схемы, графики.

При формировании читательской грамотности важно прививать школьникам умение выделять главное, самостоятельно находить необходимые сведения, быстро перерабатывать научную информацию, использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Функциональная грамотность чтения – это развитие механизмов речи: способность совершать умственные операции, связанные напрямую с развитым логическим мышлением.

Учить детей читать художественную литературу, вызывать интерес к чтению и закладывать основы формирования грамотного читателя, владеющего приёмами понимания прочитанного, знающего книги – это и есть цель уроков литературного чтения в начальной школе.

Процесс чтения состоит из трех фаз.

Первая - это восприятие текста, раскрытие его содержания, своеобразная расшифровка.

Вторая - обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - присвоение добытых новых знаний как собственных. Чтение включает в себя выдвижение гипотез, предположений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни.

Сегодня на первый план выдвигается творческое чтение, требующее осмысления полученной в процессе чтения информации, ее интерпретации, оценки и создания собственных смыслов.

Обучение вести в интерактивном режиме по принципу «ученик – ученик», что подразумевает диалоговое обучение. Это работа в парах, микрогруппах. Уже в 1 классе можно проводить работу в группах такого плана : дети смотрят начало фильма, а концовку обсуждают, либо учитель читает им рассказ, а концовку они придумывают сами. Организуя диалог в классе, можно получить большую пользу для формирования функциональной грамотности. Именно диалог позволяет ученикам выражать своё понимание темы; помогает им осознавать текст. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке. Для того чтобы разделить ребят на группы, можно использовать имена и портреты литературных героев, объединяющих какое-либо произведение; предметные картинки, которые соответствуют теме урока; строки из произведений; пазлы – иллюстрации к произведениям.

Постановка вопросов является ключевым навыком, так как при правильной его формулировке он становится эффективным инструментом для преподавания и может поддерживать, и расширять и улучшать обучение учеников. Вопросы необходимо формулировать так, чтобы они соответствовали потребностям обучения учеников. Их можно дифференцировать в соответствии с разными возможностями и разными учениками. Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее учеников познакомить с различными видами вопросов. Они формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки. «Ромашка» состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

Умение работать с вопросами имеет огромное значение в развитии критического мышления. Вопросы являются основной движущей силой мышления. Ученики, которые задаются вопросами и задают их по-настоящему, думают и стремятся к знаниям. Оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления, творческие – развивают творческое мышление школьников.

На основе формирования навыков мышления осуществляется процесс развития функциональной грамотности, а сами навыки мышления служат инструментом перехода в функциональную грамотность.

На уроках литературного чтения можно использовать такие стратегии:

Инсерт Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложить полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

!

Я это знал

Это для меня абсолютно новое

Это противоречит тому, что я знал

Я хочу знать об этом больше

Меня это удивляет!

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, то, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Если то, о чем читает, ученика удивило

 

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прием Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.

 

«Синквейн» - это малая стихотворная форма, используемая для описания своих текущих впечатлений, ассоциаций, ощущений, фиксации эмоциональных оценок. Правила написания синквейна таковы: на первой строчке записывают одно слово – существительное или местоимение; на второй строчке надо написать два прилагательных; на третьей строке записывают 3 глагола; на четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме; последняя строчка - это слово - резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Стратегия «синквейн» обогащает словарный запас, позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом, получается у всех.

Осень.

Весёлая, разноцветная.

Украшает, восхищает, радует.

Красивое и яркое время года.

Красавица!



Стратегия «Кластер» - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных этапах урока.

На уроках с применением стратегий критического мышления ученики слушая учителя, не сидят пассивно, а становятся главными действующими лицами урока: они думают, рассуждают, делятся рассуждениями друг с другом.

   

Стратегия «Лента ценностей» используется для оценки рефлексии на содержание текста.

Здесь ученики или группы учеников должны ответить на провокационные утверждения, соглашаясь или не соглашаясь. Это выяснение противоречий в мышлении учеников и отличный формат сравнения разных вопросов.

Важным условием эффективности оценочной деятельности учащихся является организация учителем ситуаций успеха.

Любая удача запоминается в памяти и формирует стремление к достижению цели. Ситуация успеха формирует у учащихся субъективное состояние готовности включиться в учебный процесс на уровне своих возможностей.

Проведение нестандартных уроков, уроков-исследований, уроков-сказок, педагогических мастерских, литературных гостиных, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых играет большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения.




То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня - это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Наталья Викторовна Шмойлова

Дата: 12.12.2023

Номер свидетельства: 642011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Формирование функциональной грамотности на уроках русской литературы"
    ["seo_title"] => string(66) "formirovaniiefunktsionalnoighramotnostinaurokakhrusskoilitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "304394"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1457710407"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "priemy_formirovaniia_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_literaturnogo_chtenii"
    ["file_id"] => string(6) "638573"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1698050030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Функциональная грамотность на уроках литературного чтения в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "funktsionalnaia_gramotnost_na_urokakh_literaturnogo_chteniia_v_nachalnoi_shkol_1"
    ["file_id"] => string(6) "581251"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621744601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_funktsionalnoi_gramotnosti_na_urokakh_russkogo_iazyka_i_literaturno"
    ["file_id"] => string(6) "652278"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1717744694"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100"
    ["file_id"] => string(6) "381501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484882847"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства