kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательской компетенции, интереса к чтению через внеурочную деятельность и внеклассную работу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение нестандартных уроков литературного чтения, читательских праздников, викторин, литературных конкурсов, участие в читательских проектах, конкурсы чтецов, тесное сотрудничество со школьной библиотекой способствуют развитию у ребят читательского интереса, побуждению к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательской компетенции, интереса к чтению через внеурочную деятельность и внеклассную работу»

«Формирование читательской компетенции, интереса к чтению через внеурочную деятельность и внеклассную работу».

Последнее время я работаю над методической проблемой

« Формирование читательских интересов, воспитание увлеченного грамотного читателя».

Мне очень хочется наполнить душу каждого ребёнка хорошей детской книгой, а благодаря этому создать необходимые условия для формирования духовно- нравственных жизненных ценностей.

Проведение нестандартных уроков литературного чтения, читательских праздников, викторин, литературных конкурсов, участие в читательских проектах, конкурсы чтецов, тесное сотрудничество со школьной библиотекой способствуют развитию у ребят читательского интереса, побуждению к чтению. Такая система работы несомненно приносит свои результаты в формировании грамотного читателя, развивает  у многих ребят интерес к книге, потребность ежедневного общения не с планшетом или телефоном, а с книгой, помогает в воспитании и становлении личности, обеспечивает условия её дальнейшего роста и развития. Школьная библиотека, подводя итоги конкурса « Самый активный читатель» ежегодно награждалет ребят моего класса Дипломами победителей. Наш класс удостаивался звания « Самый читающий класс». По окончании начальной школы я провела анкетирование детей с целью изучения читательских интересов, выявления круга их чтения и отношения к чтению. 70% учеников подтвердили ожидаемые результаты.

Мониторинг уровня обученности выпускников по литературному чтению на конец года составил 100% , качества 85% .

На последнем родительском собрании опрос родителей показал, что такая работа необходима и эффективна. А меня и ещё раз убедил в том, что нужно не останавливаться на достигнутых результатах. К, сожалению, среди учеников моего выпускного класса были и такие, для которых чтение так и не стало увлечением и жизненной необходимостью.

Проанализировав собственный накопленный опыт, учитывая все недостатки, я продолжила работу в этом направлении, расширив границы методической проблемы, обозначив её (слайд 1)

«Формирование читательской компетенции, интереса к чтению через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу».

«Чтение – вот лучшее учение». Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы, с которой начинается первый урок обучение грамоте первоклассников. От умения детей читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы зависят их успехи в учении на протяжении всех школьных лет. Без достаточно высокого уровня сформированности данного навыка невозможно дальнейшее качественное образование ученика, поскольку сформированный в начальной школе навык чтения является фундаментом всего последующего образования.

Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению, и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями, учителями средней школы.

Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к пониманию смысла текста, научить вычленять главное в тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для учащихся? Как увлечь чтением?

Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить эти проблемы.

В результате огромного количества перемен в жизни общества, когда существенно поменялся статус чтения, прививать интерес к нему, воспитывая грамотного читателя с каждым годом становится труднее. А главным препятствием в этой работе являются следующие проблемы:

  1. Предпочтение интереса детей к другим занятиям.

  2. Детский читательский негативизм.

  3. Значительное снижение роли книги в системе семейных духовных ценностей, ценностей детей.

В процессе педагогической работы по данному вопросу рождались свои идеи, использовался опыт работы разных педагогов.

За годы работы достигнуты определенные успехи в формировании навыков полноценного чтения, которые подтверждаются следующими показателями:

разработана система упражнений по совершенствованию навыка чтения;
наблюдается положительная динамика уровня обученности по чтению; формируется стойкий интерес у учащихся к урокам чтения.
Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей, тех детей, которые не любят читать.

Ещё до начала занятий с детьми, я нашла в лице родителей первоклассников своих единомышленников, главных помощников. Вместе с ними мы работаем над развитием увлечённости чтением, потребностью в регулярном чтении, используя разнообразные формы урочной, внеурочной деятельности. Эта работа теперь идёт планомерно, а её результаты на каждом этапе регулярно отслеживаются.
На первом собрании родители единогласно решили активно участвовать в проекте: «Чтение с увлечением», который должен был реализовываться в три этапа. (Слайд 2)

План работы по реализации проекта « Чтение с увлечением»

I этап ( подготовительный) сентябрь-октябрь

  1. Проведение диагностических исследований сформированности навыков чтения обучающихся, диагностика общих тенденций отношения учеников 1-а класса к чтению.

2.Проведение анкетирования родителей по теме «Семейное чтение». Включение в проект «Семейное чтение»

3. Проведение родительского собрания «Как привить интерес к чтению у ребёнка»

4.Совместное планирование мероприятий(учитель, родители, библиотекарь)

4. Подведение итогов 1 этапа, обобщение, выводы.

Проведение диагностических исследований показало, что из 30 моих первоклассников не умеют читать- 2, читающих 24, но все читают в разном темпе, разными способами. Многие из детей читают с ошибками. Слабочитающие ребята не понимают смысла прочитанных слов, тем более предложений.

Но самое главное, научившись читать ещё до школы, 14 учеников на вопрос «Любите ли вы читать?», ответили «Нет!». Анкетирование детей и родителей показало, что круг детского чтения очень узкий, а знание литературных произведений, известных всем предыдущим поколениям детей в этого возраста, очень слабое. Из литературных героев, чаще всего дети называли только современных мультипликационных героев.

Как учить чтению, чтобы все дети полюбили книгу? Как увлечь чтением всех детей в классе? Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть скоростью и выразительностью чтения еще не значит стать настоящим читателем. Истинное чтение – это соучастие в творчестве.

Наверное, как и каждый учитель, я стараюсь каждый урок сделать современными, яркими , интересными, познавательными, запоминающимся и непременно продуктивным, основанным на соучастии в творчестве.

( Слайд 3 )

II этап ( основной) ноябрь - апрель

  • Использование на уроках обучения грамоте системы упражнений, направленных на формирование, развитие и совершенствование навыка чтения.

  • Применение технологии продуктивного чтения в урочной деятельности при работе с текстами.

  • Работа по развитию увлечённости чтением, потребностью в регулярном чтении через внеурочную деятельность и внеклассную работу.


Первый шаг на пути приобщения детей к чтению я направила на

овладение техникой чтения, т.к. интерес к чтению появляется только тогда , когда ребята уже владеют нормальным темпом. Чтобы ребята овладели необходимой техникой чтения использовались множество методик, отличных упражнений из «Читалочки», электронных и печатных тренажёров. Все они вызывали интерес у детей, избавляли от монотонного скучного чтения, повышали активность каждого первоклассника.

(Слайды 4,5 ….)


Формированию оптимальной скорости чтения способствовало применение приёма жужжащего чтения. На уроках обучения грамоты и обучения письму отводится 5 минут на чтение небольших упражнений, текстов, чистоговорок по пособию «Читалочка». Ежедневный тренажер

10 минут 5 дней в неделю= 50 минут гарантированных упражнений на уроках.

Чуть позже на уроках и во внеурочной деятельности вводились нестандартные игровые упражнения, такие как:

Палиндромы : «Дорога за город», «Тени нет»,

Словометры : Замена одной буквы для создания нового слова

Сок-со..- сор- с…р - с… …

Таня- …аня-… аня-Ва…я- …аля – Г…ля

«Кто играет в прятки?» ( Слайды 11, 12)

На доске, я пишу 5-6 рядов букв (25слов). Но среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, кто с ними играет в прятки, это могут быть: звери, птицы, насекомые, растения, грибы и т.д.

Игра « Кто играет в прятки?»

КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ

ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ

ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ

ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК

МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ

АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ

МПАЛЕВ ИЬЮВОРОНАЖЪ

Такие упражнения развивали зоркость, внимание при чтении.

Использование методики работы по таблицам Шульте помогли расширить поле зрения детей, тем самым позволила многим ребятам перейти от плавного слогового чтения к чтению словами.

Больное место при чтении – это невыразительное, монотонное чтение. И, конечно, каждый учитель стремиться научить детей читать выразительно. На каждом уроке звучит образец учительского чтения. Чтобы определить интонацию чтения использую пиктограммы (изображения лиц в разных эмоциональных состояниях. Рассматривая их, определяем, кому из этих человечков могли бы принадлежать слова из данного произведения. (На кругах изображены лица в разных эмоциональных состояниях.)

Так, в результате систематической и целенаправленной работы формировался необходимый для первоклассника навык грамотного чтения.

Разные виды работ над текстом способствуют развитию интереса к чтению, а также формированию навыков выразительного чтения.

Например:

  • Инсценирование текста или отрывка.

  • Выборочное чтение (с определенным заданием).

  • Чтение в лицах, по ролям.

  • Чтение цепочкой по предложению.

  • Чтение цепочкой по абзацу.

  • Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.

  • Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.

  • Нахождение и чтение образных слов и описаний.

  • Нахождение и чтение слов с логическим ударением.

  • Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.

  • Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.

  • Нахождение самого длинного слова в тексте.

  • Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.

  • Чтение с пометками непонятных слов.

  • Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным (слова записаны на доске)

  • Поиск информации из текста, являющейся ответом на вопрос.

С первого дня занятий, в рамках внеурочной деятельности и внеклассной работы, расширялся круг детского чтения, повышался уровень и качество литературного образования учеников. В первом полугодии был запущен проект «Семейное чтение». Каждые две-три недели дети и родители получали задание по внеклассному чтению. Выполнять такие задания нужно было дозировано, но обязательно ежедневно, т.е. ежедневно все вместе должны были общаться с детской книгой, узнавать об авторе прочитанных произведений, выполнять вместе творческие задания. Главной целью семейного чтения была цель создания культа чтения в семье, повысить статус чтения. На первом этапе, конечно, больше читали родители детям. Постепенно, без принуждения, в процесс чтения включались дети.

В конце третьей недели проходили обобщающие занятия по произведениям прочитанных авторов. Это были уроки-театры, путешествия, викторины, праздники читательских удовольствий, конкурсы чтецов. На читательских праздниках ребята защищали свои творческие работы. Эти праздники часто проводились совместно со школьной библиотекой, при активном участии и поддержке родителей.

Так постепенно вырабатывалась потребность в регулярном чтении и повышался интерес к нему.

Внеурочная деятельность в рамках кружка «Чтение с увлечением», занятия на образовательной платформе «Учи.ру», участие в различных олимпиадах, творческих проектах также помогают сформировать у ребят необходимые читательские компетенции, а значит способствовать их личностному росту и развитию.

Чтобы сделать успешность ребёнка наглядной, оформлен читательский уголок:

  • Экран прочитанных книг

  • Знакомимся с книгами нового автора

  • Выставки рисунков и поделок по мотивам прочитанных книг

  • Мой читательский дневник

В начале марта, по окончанию курса «Обучения грамоте» я вновь проверила у первоклассников навык техники чтения.

( Слайд 7 ) .Результаты были следующими:

  • Все дети читают 26 человек

  • Медленное слоговое чтение (15-20 слов в минуту) у 6% детей, т.е

( у 2 человек)

  • Слоговое чтение (21-30 слов) у 17%детей ( 5ч.)

  • Чтение конструкций слог +слово (31-40 слов) у 27% ( 8 ч.)

  • Чтение словами (41-50 слов) 27% (8 ч.)

  • Беглое чтение словами ( 51-65 слов)- 17%, т.е. у 5 человек

  • Беглое чтение словами ( 66- 85 слов)-6%, ( 2 ч)

Проанализировав обе диаграммы, можно сделать вывод, что число обучающихся с темпом чтения 15-20 слов в минут сократилось с 24% до 17% . ( на 7% , примерно на 2 человека), с темпом 21-30 слово- с 38% до 17%, ( на 21% или на 7 человек) , с темпом чтения 31-40 слово количество наоборот выросло с 17% до 27%, (на 10 %, на 3 ч.), рост техники чтения наблюдается в группе с темпом 41-50 слов с 12%до 27% ( на 15%, 5ч.), а также с 51-65 слов с 3% до 17%( на 14%, на 5ч), появился новый сектор 66-85 слов 6%-2 ч.

Проведение мониторинговых исследований сформированности навыков чтения обучающихся по окончании года запланировано в третьем этапе, т.е. в мае, но уже сейчас можно сделать вывод, что работа по проекту

« Чтение с увлечением» обеспечит ожидаемые результаты.

( Слайд 8 ) .

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ( АНАЛИТИЧЕСКИЙ ) (май)

  • Проведение мониторинговых исследований сформированности навыков чтения обучающихся, отслеживание предметных, метапредметных и личностных результатов на начальном этапе формирования читательской компетенции первоклассника.

  • Анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта в развитии личностного роста обучающихся, раскрытия их природных способностей.

  • Анализ реализации проекта.

  • Подведение итогов, определение перспективы развития проекта, презентация.


Жизнь показывает, что если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он в коллективе класса занимает заметное место, верит в свои силы, и, наоборот, если ребёнок не овладел осознанным, правильным выразительным чтением, то чувствует какую-то ущербность, теряет веру в свои силы, в способность учиться. Такие ученики в коллективе класса всегда находятся в тени. Морально будут переживать свои недостатки и не смогут реализовать в школе свои способности, то положительное, что в них заложено.

Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над формированием читательской компетенции, развитием интереса к чтению и совершенствованием навыка чтения каждого ребёнка от класса к классу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Сергеева Юлия Владимировна

Дата: 20.07.2023

Номер свидетельства: 635014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства