Эссе "Исследовательская и экспериментальная работа в начальной школе"
Эссе "Исследовательская и экспериментальная работа в начальной школе"
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская и экспериментальная деятельность. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе "Исследовательская и экспериментальная работа в начальной школе" »
МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
ЭССЕ
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
Шарипова Алия Ирековна.
учитель начальных классов
1 квалификационной категории.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматривается как важнейшие черты детского поведения.
Многие специалисты недоумевают “Могут ли младшие школьники делать то, что часто с большим трудом делают студенты высших учебных заведений?” Александр Ильич Савенков считает, что стремление к исследованию генетически присуще ребёнку; поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, – одно из главных и естественных проявлений детской психики. Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.
Исследование- процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Идея исследования как метода познания мира и метода обучения принадлежит древности. Самое раннее и классическое выражение этой идеи находим у Сократа. Творческие исследовательские работы учащихся - собирание фольклорных произведений, записи собственных наблюдений, создание различных выставок, проведение конференций и т.д. - упоминаются в программах, рассматриваются в пособиях 20-х годов.
В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская и экспериментальная деятельность. Изучив материалы по данной теме , я пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Решив заняться этой проблемой, я определила цели и задачи.
Цель работы – стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
- обучение проведению учебных исследований младших школьников
- развитие творческой исследовательской активности детей
-стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам - ознакомление с научной картиной мира
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Под общими исследовательскими умениями и навыками понимают следующее:
1. Умение видеть проблемы. Нельзя требовать от ребёнка, чтобы он, начиная исследование, чётко сформулировал проблему. Сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Не стоит непременно требовать ясного осознания и формулирования проблемы, чёткого обозначения цели. Вполне достаточно её общей приблизительной характеристики.
2. Умение задавать вопросы. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Вопрос направляет мышление ребёнка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.
3.Умение выдвигать гипотезы. Гипотеза - это предположительное, вероятностное знание, ещё не доказанное логически и не подтверждённое опытом.
4.Умение давать определения понятиям. Определить понятие – значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.
5.Умение классифицировать. Классификацией называют операцию деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы.
6. Развитие умений наблюдать. Наблюдением называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. Для того, чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность.
7. Развитие умений и навыков экспериментировать. Эксперимент -важнейший из методов исследования. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения.
8. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения. Суждением называют высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо.
9. Умение делать умозаключения и выводы.
10. Развитие умений создавать тексты. Особый вид умений - умения работать с текстом или с книгой.
Исключительную важность при использовании исследовательского метода приобретает одно условие: не преувеличивать возможности учащихся, остерегать их от скороспелых суждений, от самоуверенности.
Если мы хотим, чтобы процесс развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддержать в ребёнке жажду новых впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Естественно, что одной поддержки недостаточно. Ребёнка необходимо учить специальным знаниям, умениям и навыкам исследовательской деятельности.
В своей работе я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
С 1 по3 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования.
Наша первая исследовательская работа была выбрана по теме «Мое село». Стремясь дать наиболее полные сведения о своем селе, я предлагала ученикам на каждом уроке задания поискового характера. Изучая историю возникновения села Шемордан, улицы, знакомясь с растительным и животным миром нашего села, культурным наследием наших предков, разрабатывая проекты мест отдыха и развлечений, мои ученики в течение всего учебного года вели настоящую исследовательскую работу. Результатом стал путеводитель по селу Шемордан. Этот путеводитель является итогом совместной исследовательской деятельности учащихся и учителя в процессе обучения и основан на фактах из окружающей действительности, что является доказательством насущной потребности обучения исследованию на всех уровнях образования.
Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Подготовка к защите включает следующие этапы.
1.Выделить из текста основные понятия и дать им определения:
а) разъяснение посредством примера,
б) описание,
в) характеристика,
г) сравнение,
д) различие.
2.Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4.Расставить по важности основные идеи.
5. Предложить сравнения и метафоры.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения проблемы.
8. Подготовить текст доклада.
9. Подготовить средства наглядного представления доклада.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Продолжая тему развития у детей исследовательской активности, хочется затронуть ещё одно направление экспериментальной деятельности, которое мы активно используем – опыты.
Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производятся в специально организованных условиях. Мы проводим их, как на занятиях, так и в свободной самостоятельной, и совместной деятельности. Постановка проблемы задачи, поиск путей решения проблемы проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулирование выводов- этапы проведения опытов. При проведении опытов, экспериментов необходимо придерживаться некоторых правил: познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована; тема должна быть интересна ребёнку, должна увлечь его, она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу. В ней необходим элемент неожиданности, необычности, любое занятие я разрабатываю так, чтобы вопросы и задачи были точные, последовательность действия такая, чтобы каждый ребёнок мог действовать осмысленно, тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена быстро, стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Очень важно, чтобы в процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок. Технология опытно- экспериментальной деятельности должна предоставлять возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Опытно-экспериментальную деятельность можно проводить, используя разные формы образовательной деятельности: занятия;беседы познавательно-эвристического характера; лабораторные работы; прослушивание аудиозаписей; дидактические и развивающие игры, упражнения; сюжетно-ролевые игры; эксперименты и опыты; рассматривание картин; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы; экскурсии и целевые прогулки; работа в уголках природы; экологическая тропа; предметные недели; кружковая деятельность; конкурсы; праздники, развлечения, вечера досуга; театрализованная деятельность; дни открытых дверей; диагностика развития детей. Концепция воспитания нацеливает нас на использование нетрадиционных форм организованной деятельности с детьми. Это может быть игра- путешествие, КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”, “Удивительный калейдоскоп”. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание окружающего мира сочетается с другими видами деятельности.
И готовясь в очередной раз, к опытно- экспериментальной работе со своими детьми, я беру за основу слова К.Е Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы , оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
У нас в классе создан исследовательский уголок «Юный эколог» для формирования у детей любознательности, познавательного интереса и поисковой активности. Там есть различные материалыдля исследований:
С помощью увлекательных исследований «Удивительная почва» дети выделили, сравнили свойства песка и глины, выяснили, что в почве есть для жизни живых организмов. Опыты с воздухом помогли детям понять, почему дует ветер, почему появляются волны, что воздух легче воды. Так в экспериментально-исследовательской работе «Ах, картошка, картошка» дети самостоятельно смогли получить из картофеля крахмал, а потом исследовать его свойства: белый, при нажатии хрустит, если сварить получится кисель, прополоскать бельё – станет жёсткой ткань.
В результате работы в уголке «Юный эколог» дети получили представления о различных свойствах веществ, об объектах живой и неживой природы.
Упражнения для развития умений экспериментировать.
1.Мысленный эксперимент.
Что можно сделать из куска бумаги? На какое животное, похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?
2.Эксперимент «Как вода исчезает?»
Вода может впитываться, а может испаряться. Изучим экспериментально эти свойства.
3. Из спичек постройте шестиугольник так, чтобы его можно было вписать в окружность с радиусом, равным длине спички. Докажите правильность своего построения.
В настоящее время проблема исследовательской деятельности на уроках является наиболее актуальной.
Я предполагаю, что разнообразие форм исследования на уроках в начальных классах с учетом современных методик повышает эффективность усвоения материала, качество знаний младших школьников.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и поселковой библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Используемая литература:
Учебно-методический комплект А. И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Рабочая тетрадь «Я – исследователь».
Методическое пособие для учителя «Методика исследовательского обучения младших школьников».
Статьи Шалагина Елена Александровна, г. Новоалтайск «Организация исследовательской деятельности учащихся начальных классов».
Нечаева Надежда Анатольевна. Образовательная программа дополнительного образования детей «Мы – исследователи».
Ниязова Ольга Максимовна "Опытно - экспериментальная деятельность»
Статья Киселевой Л.Н., «Исследовательская работа в начальной школе»
Статья Кургузовой Н. В., «Особенности организации исследовательской работы в начальной школе»