kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА И НАВЫКА ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается методика работы по совершенствованию навыков чтения обучающихся коррекционных классов.

У школьников наблюдается низкая техника чтения, отсутствие навыков работы с текстом, спад интереса к чтению в целом. Учащиеся с нарушением интеллекта в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно освоить основы беглого чтения, понимания текста. Использование описанной методики на уроках чтения в коррекционной школе дало положительные результаты, дети научились понимать смысл текстов, улучшили навыки беглого чтения. В статье рассматривается система специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЗАЯВКА»

ЗАЯВКА

Фамилия, имя отчество: Шевнина Елена Александровна

Место работы: Учитель начальных классов КГУ Костанайская коррекционная школа №2 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Тел.: +7 705 523 64 22 , e-mail: [email protected]

Фамилия, имя отчество: Сухова Вера Александровна

Место работы: Учитель русского языка и литературы КГУ Костанайская коррекционная школа №2 для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

Тел.: +7 777 899 6444 , e-mail: [email protected]

Название статьи: Эффективные приемы развития механизма и навыка чтения обучающихся коррекционных классов

Раздел: 7. Развитие информационной читательской компетенции

Почтовый адрес: 110000 г. Костанай, ул. Сибирская, 50 , получатель: Сухова Вера Александровна

Контактные телефоны: +7 777 899 6444

+ 7 705 523 64 22

Просмотр содержимого документа
«статья»

Шевнина Е.А.

Учитель начальных классов

Костанайской коррекционной школы №2

для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

г. Костанай

Республика Казахстан

Сухова В.А.

Учитель русского языка и литературы

Костанайской коррекционной школы №2

для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей

г. Костанай

Республика Казахстан


ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА И НАВЫКА ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ КЛАССОВ


Ключевые слова: фонематический слух, зрительное восприятие, дикция, артикуляционный аппарат, зрительная память.


Аннотация

В данной статье описывается методика работы по совершенствованию навыков чтения обучающихся коррекционных классов.

У школьников наблюдается низкая техника чтения, отсутствие навыков работы с текстом, спад интереса к чтению в целом. Учащиеся с нарушением интеллекта в силу реально существующих дефектов не могут самостоятельно освоить основы беглого чтения, понимания текста. Использование описанной методики на уроках чтения в коррекционной школе дало положительные результаты, дети научились понимать смысл текстов, улучшили навыки беглого чтения. В статье рассматривается система специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.


К современной методической науке и практике обучения детей чтению педагогическое сообщество предъявляет высокие требования. И это вполне оправданно. Умение читать — важнейшее коммуникативное умение, на базе которого совершенствуются другие, например, умения передавать свои и чужие мысли, понимать чужую речь, интерпретировать ее, передавать вкратце и делать выводы. Чтение считается важнейшей информационной технологией.

Обучение чтению учащихся с нарушениями интеллекта ведётся в соответствии с программами, утверждёнными Министерством образовании и науки Республики Казахстан, учитывающими их психофизические особенности, и направлено на коррекцию и компенсацию имеющихся у школьников нарушений развития.

Задача педагога, обучающего чтению детей с нарушениями интеллекта - сформировать у них прочные навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, приобщить детей к миру художественной литературы, к работе с книгой; развить образное мышление, воспитать нравственные качества.

Главная задача уроков чтения - выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. У детей с нарушениями интеллекта после использования специальных упражнений исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления. Кроме того, уроки чтения в специальной коррекционной школе несут воспитательную направленность.

Основное внимание в старших классах уделяется выработке осознанного чтения. В связи с этим отрабатываются умения выделять в прочитанном тексте главную мысль, выявлять отношение к поступкам действующих лиц, давать им характеристику, пересказывать текст полно и кратко.

Навык чтения характеризуется следующими качествами: правильность, беглость, выразительность и сознательность.

Для формирования полноценного навыка чтения в работе используются коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности:

  1. Развитие фонематического слуха у детей.

  2. Развитие зрительного восприятия.

  3. Развитие дикции.

  4. Развитие смысловой догадки.

  5. Развитие навыка периферического зрения.

  6. Развитие артикуляционного аппарата.

  7. Развитие зрительной памяти.

Работа на уроке начинается с отработки чистого произношения звуков. Для этого проводятся фонетические и артикуляционные упражнения, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивается умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки.

Применение коррекционно-развивающих упражнений возможно на различных этапах урока. Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.

1. Развитие фонематического слуха у детей.

Виды упражнений:

Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком-либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? (А-а-а…) или как дрожат от холода? (В-в-в…).

Так же можно использовать игры: «Кто больше?», «Кто внимательный?»; задания: «Звук заблудился», «Узнай звук».

2.Развитие зрительного восприятия.

Упражнение «Из одного слова – несколько».

Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).

В эту же группу включены специальные карточки – горки и карточки – столбики.

Так же используются следующие виды упражнений: «Найди лишнее», «Слоговое лото», «Лесенка», «Превращение слов – волшебная цепочка» и другие.

3.Развитие дикции.

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода.

Ют-ют-ют - очень любим мы уют.

Используются упражнения такие, как: «чтение тихо и умеренно», «чтение громко и уверенно», «чтение четко и быстро», «отчетливое произнесение слогов: громко – тихо, тихо – громко»

4.Развивитие смысловой догадки.

Допиши в словах окончания. Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость.

Мягк… игрушка, звонк … хлопушка, стар… подушка, бел… снежинки

Доскажи строчку. Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить. ло-ло-ло – как на улице … . (светло), ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул)

Занимательные модели.

- е – (мел, сел, лес).; Е – – (еда, ели, ела).; е – – (леса, села, пела).

Слова – невидимки.

– Я толстоногий и большой. С - - -

-Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

(Ответ: слон, стон)/

Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.

5.Развивитие навыка периферического зрения.

Игра «Фотографирование предметов». Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом даётся команда: «Приготовились! Внимание! Фотографируем!»

Числовые и буквенные пирамиды. Цель этого упражнения – фиксация зрения на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов.

Эти упражнения даются на начальном этапе обучения чтению. В 5, 6 классах при чтении объёмных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.

Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного видения и предварительное проговаривание трудных слов.

6.Развитие артикуляционного аппарата.

Цель заданий и упражнений шестой группы - развитие артикуляционного аппарата. Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задачу - научить детей внятно и чётко произносить слова, чётко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.

Теоретически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук, исходя из величины проекции кисти рук в двигательной области коры головного мозга и ее близости к моторной речевой зоне.

Особенности речевого развития у ребенка с нарушениями интеллектуального развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере её формирования. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Одним из приёмов преодоления нарушения речи является пальчиковая гимнастика. Учащиеся охотно выполняют эти упражнения. Но для отработки одного упражнения уходит несколько уроков, т. к. не все дети могут сразу запомнить движения рук, а тем более выполнить их в сочетании с речью.

7.Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительной памяти осуществляется с помощью заданий, включающих в себя запоминание слов за определённый отрезок времени, зрительные диктанты.

Работа со зрительными диктантами проводится с 7-ого класса, так как у этой возрастной группы достаточно сформированы темп письма и каллиграфия.

Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти, применяются на таких этапах урока, как словарная работа, закрепление изученного, повторение пройденного. Конечно, зрительные диктанты эффективнее использовать на уроках письма, так как уроки чтения в специальной (коррекционной) школе не предполагают наличия тетрадей.

Развитие беглости чтения относится к технической стороне навыка чтения и тесно связано со смысловой стороной, т.е. пониманием и осознанием прочитанного. Эти две стороны должны взаимодополняться и совершенствоваться.

Коррекционно - развивающая работа по формированию навыков чтения с детьми с интеллектуальным нарушением предполагает системный и комплексный характер.

Литература:

1.М.Р. Львов Речь школьников и пути её развития. Пособие для учителей. М, «Просвещение», 1995.

2.Аксёнова А.К. Методика обучения чтения в специальной (коррекционной) школе: М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,1999.

3. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры и упражнения на уроках чтения вспомогательной школы.- М., 1991.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шевнина Елена Александровна и Сухова Вера Александровна

Дата: 18.05.2016

Номер свидетельства: 328129

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Календарное-тематическое планирование  по информатике (коррекционная программа 8 вида) "
    ["seo_title"] => string(95) "kaliendarnoie-tiematichieskoie-planirovaniie-po-informatikie-korriektsionnaia-proghramma-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "111852"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408003647"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства