Эффективное использование электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
Эффективное использование электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
В соответствии с ФГОС НОО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального образования должны отражать использование средств информационных и коммуникационных технологий. Необходимо формировать ИКТ-компетентность, которая предполагает знакомство с разными средствами ИКТ для использования в обучении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эффективное использование электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов»
Эффективное использование электронных образовательных ресурсов учителем начальных классов
В соответствии с требованиями ФГОС НОО метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «… активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач». Иными словаим речь идет о необходимости формирования ИКТ-компетентности, которая предполагает знакомство обучающихся с различными средствами ИКТ, освоение школьниками общих безопасных и эргономичных принципов работы с ними, осознание возможностей различных средств ИКТ для использования в обучении, развитии собственной познавательной деятельности и общей культуры, что способствует получению межпредметных результатов [1].
Это накладывает определенные обязательства на учителя, который должен формировать ИКТ-компетентность младших школьников. Как указывает С.А. Зайцева, «только учитель начальных классов, задействовав при этом арсенал всех учебных предметов, осуществляя междисциплинарную и полифункциональную деятельность, имеет возможность реализовать требования стандарта и использовать ИКТ в качестве инструментария формирования у младших школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), предусмотренных стандартом второго поколения, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющих» [Зайцева, с. 110].
На сегодняшний день существует достаточное количество способов формирования ИКТ-компетентности школьников, среди которых особо стоит выделить использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), под которыми понимают учебные материалы, созданные средствами современных компьютерных технологий.
Электронные образовательные ресурсы классифицируются по следующим направлениям:
по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
по форме использования – для работы на занятиях, для самостоятельной работы учащихся;
по типу их использования в образовательном процессе: электронные средства обучения, прикладные программы и информационные ресурсы Интернета.
В своей работе с младшими школьниками мы используем виртуальные экскурсии, особенно на уроках обществознания. Они дают возможность «побывать» в различных уголках нашей страны и всего земного шара, познакомиться с особенностями разных природных зон.
В сети Интернет представлено достаточно много материалов, которые можно использовать для организации виртуальных экскурсий младших школьников.
http://tours.kremlin.ru - виртуальное путешествие по московскому Кремлю;
http://www.mn.ru/files/bolshoi/tour - виртуальная экскурсия по Большому театру;
http://www.kp.ru/daily/infografika/cosmos - виртуальное путешествие в Московский планетарий;
http://0-360.ru/ - виртуальное путешествие по городу Казань, кремлю;
http://www.rmtour.ru/rus - виртуальное путешествие по Русскому музею;
http://www.pavlovskart.spb.ru/russian/palace/interior/page3.html - виртуальное путешествие по дворцу г. Павловска;
http://novgorod-tour.ru/excursion – виртуальная экскурсия по Новгородскому кремлю;
http://www.blog510.com - панорамы Москвы, Санкт-Петербурга, виртуальные путешествия по Байкалу, Эльбрусу и другим памятникам природы;
http://tour3d.semenkovo.ru/ - виртуальное путешествие по этнографическому музею в деревне Семенково Вологодской области;
http://kizhi.karelia.ru - виртуальное путешествие в Кижи;
http://rzd.ru/steams/ - экскурсия в виртуальный музей паровозов;
http://www.yaltazoo.org/virtualtour - виртуальная экскурсия по зоопарку г. Ялты.
Таким образом, виртуальные путешествия могут быть многообразными и соответствовать запросам младших школьников с самыми разными интересами. Урок в форме виртуального путешествия предполагает организацию разнообразной деятельности обучающихся, способствующую расширению кругозора, развитию любознательности, формированию всего комплекса УУД.
Стоит отметить, что в создании виртуальных экскурсий могут принимать активное участие и сами учащиеся. Это развивает навыки работы в информационных системах, формирует учебные и коммуникативные навыки у школьников и в целом способствует формированию ИКТ-компетентности учащихся.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт (URL:
Зайцева С.А. Состояние и перспективы развития ИКТ-компетентности учителя начальных классов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – №2. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 109-110.