II. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Сравнение и анализ информации. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем. Как сравнить объекты. Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого необходимо: 1. определить объекты сравнения; 2. выделить признаки, по которым они будут сравниваться; 3. найти общие черты; 4. найти черты отличия; 5. объяснить причины того и другого и сделать выводы. Например: Дети с огромным удовольствием ищут «спрятанные» ошибки. Составление текстов с пропущенными словами дается труднее, так как им не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками. 1. Задания по работе с иллюстрациями учебниками. Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки. Например, при изучении темы: «Свойства воздуха рис со свечой » вывод: кислород поддерживает горение 2. Сравнительный анализ данных таблиц или схем. Н-р рус яз 3. «Пометки на полях». Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале . Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы. Пометки на полях Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия. Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения. Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию. К примеру: «V» – «знал», «+» – «узнал новое» Затем учитель подводит итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме? Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками: Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы. III. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится: 1. Составление тестов учениками. Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний учащимися. Посте изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 вопросов в виде тестовых заданий. Самостоятельно созданное тестовое задание обеспечивает формирование применения знаний в практической ситуации. Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса. 2. Создание синквейна. В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова), 3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово) Это творческая форма рефлексии. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Данная форма работы удается не всем ученикам, и иногда во время урока создать синквейн не получается, поэтому здесь может быть использована парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома. 3. Составление вопросов. Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это требует от учеников определенных усилий, тем более что вопросы не должны дублировать те, что приведены в тексте. Они должны начинаться определенным образом. Важно объяснить , что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них. Проверку работы можно проводить несколькими способами: выборочно или у всего класса в тетрадях; заслушивая вопросы нескольких учащихся; объявляя конкурс на лучший вопрос; в ходе работы в группах и соревновании между ними. Приёмы 1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у учащихся к чтению текста 2. Дотошный ученик. Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста. Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл. 3. Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определённым образом. Н-р: «Докажите, что…», «Объясните почему?», Какой вывод можно сделать?, Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество(его можно ограничить), сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к тексту. Эта работа часто игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач: способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально); формирует умение отвечать кратко и четко; облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам школы с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики могут получать положительные оценки); при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки. Кубик Блума американском педагоге Бенджамине Блуме На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. 4. Моделирование. Создание всевозможных моделей изучаемых систем, графических рисунков, схем обеспечивает использование дополнительной информации, выходящей за рамки, предусмотренные учебной программой. Для активизации познавательной деятельности предлагают найти в дополнительной литературе информацию . 5. Составление вопросов творческого характера. а) Задания на установление соответствия. Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью к функциональной группе. (соедини стрелкой) б) Задания на отражение последовательности (тетрадь по чтению) 6. Составление рассказа с ошибками. Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок. . Вставьте пропущенные слова: (окр мир, трудно) 8. Составление кроссвордов, ребусов,(информатика) загадок. В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с печатной основой. Составь задание Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи. ВЫВОД Таким образом, конечная цель использования учебника на уроке: • подготовка школьников к самообразованию путем обучения их умению работать с учебником и любой другой литературой; • обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью. |