kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эффективные приёмы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете школы, как рекомендация

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Эффективные приёмы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с учебником»

Эффективные приёмы и формы работы с учебником. Формирование общеучебных умений и навыков

во время работы с учебником


Задача учителя в современных условиях состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. Необходимо убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и уточнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний. Эффективных результатов работы с учебником можно добиться только при хорошей ее организации.

Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала мы должны научить их пользоваться этой книгой. 

Обще-учебные умения учащихся, формируемые во время работы с учебником

  • Ориентирование в учебнике

  • Восприятие задания

  • Выполнение задания

  • Работа с текстом

  • Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения

  • Работа со словарём

  • Работа с дополнительной литературой

Эффективные приемы и формы работы с учебником

Самостоятельное ознакомление учащихся с правилом;

Поиск в учебнике ответов на вопросы учителя;

Пользование справочным материалом учебника;

Самостоятельная работа учащихся;

Работа с чертежами, схемами, таблицами;

Чтение текста;

Найти в тексте ответ на вопрос;

Составление плана;

Нахождение слов на заданное правило

Найти незнакомые слова в тексте и выяснить их значение.

Найти непонятные словосочетания в тексте и выяснить их значение.

Выделить в тексте основные мысли.

Разделить текст на смысловые части.

Собрать текст (его варианты) из отдельных частей.

Составить схемы, рисунки по тексту.

Сформулировать вопросы к тексту.

Найти в тексте ответы на данные вопросы.

Сочинение по рисунку;

Развитию памяти и усвоения изучаемого материала способствуют такие приемы:

Найти конкретные детали в тексте (события, имена и т.д.)

Выбрать высказывания наиболее полно передающее смысл текста.

Подобрать заголовок для текста.

Составить план прочитанного, написать краткое изложение

Начинаю работу с ознакомления с учебником: кто автор учебника, год издания, форзац учебника, оглавление, обозначение. По структуре учебника провожу игру “Книжкин компас”.

I. Задания по оглавлению.

Сколько разделов в учебнике?

Сколько произведений изучим во втором разделе?

Верно ли, что в третьем разделе 8 произведений?

Чем заканчивается каждый раздел?

Такую работу провожу на первых уроках нового учебного года по каждому предмету во 2-4 классе



ХАРАКТЕР РАБОТЫ СО ШКОЛЬНЫМ УЧЕБНИКОМ


 

Репродуктивно - поисковый

Сравнительно-аналитический

Творческий

Чтение с комментарием

Задания по работе с иллюстрациями.

Составление тестов учениками.

Чтение текста с заполнением таблицы

Сравнительный анализ данных таблиц или схем.

Создание синквейна.

Составление таблиц

Пометки на полях.

Составление вопросов

Составление проблемных вопросов по тексту учебника

 

Моделирование

Составление опорных логических схем.

 

Составление вопросов творческого характера

Написание краткого конспекта.

 

Составление рассказов с биологическими ошибками

Изучение терминов

 

Составление текстов с пропущенными словами.

Ответы на вопросы к параграфам

 

 

Составление плана к тексту параграфа

 

 

Самостоятельная работа по учебно – тематическим картам с учебной литературой.

 

 

 

 I. РЕПРОДУКТИВНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

1. Чтение с комментарием.

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение . Вопросы при этом могут быть следующими : Что из прочитанного вам уже известен? Что нового узнали? Как выделены в тексте основные понятия?

Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информа­цию и обеспечивает лучшее усвоение материа­ла при подготовке домашнего задания.  

2.   Чтение текста с заполнением таблицы.

Ученики в таблице отмечают известную, но­вую, нужную информа­цию, содержащуюся в тексте. В ре­зультате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания.  

3.   Составление таблиц.

Эта форма работы учит школьников пра­вильному отбору и краткому изложению ин­формации. Таблицы можно состав­лять самостоятельно.

4.   Составление проблемных вопросов по тексту учебника.

Глубокому осмыслению полученной инфор­мации способствуют проблемные вопросы по тексту. Прямо­го ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между поняти­ями. Проблемные вопросы представляют со­бой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Например:

В теме «Формы слова. Начальная форма». Вопрос: Что означает начальная форма,    что означает первый, . Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепен­ное значение этой формы и т.д.Эпиграфом урока:

 

5. Составление опорных логических схем, точек.

План, схема помога­ют отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимо­связи отдельных систем. Все это способству­ет систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой
информации.     

Составление схем, которые являются наиболее кратким и наглядным изложением текстовой информации совместно с учителем – также весьма важная форма работы.

Работа над схемами складывается из нескольких этапов.

1. Учитель готовит схемы по изучаемому вопросу, что они отражают, и показывает, как читать схемы и составлять рассказ.

2. Ученики учатся объяснять материал по готовой схеме.

3. Ученикам предлагают схемы, заполненные только частично, как образец. Основную часть они должны заполнить самостоятельно, используя текст или рисунки учебника.

4. Ученикам поручается самостоятельное составление схем. К этому этапу можно переходить тогда, когда все предыдущие этапы уже освоены.

Строить работу со схемами на уроке можно, используя различные приемы:

составление схем под руководством учителя;

заполнение немых схем учениками самостоятельно;

объяснение учителя по готовой схеме;

озвучивание готовых схем учениками ;

заполнение и озвучивание схем учениками.

Если использовать такой вид работы регулярно, то ученики с лучше усваивают материал, повышается интерес к предмету и качество знаний. У учеников появляется возможность получить положительную оценку и сохранить уверенность в себе.


II. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Сравнение и анализ информации. Сравнение можно прово­дить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника

и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

Как сравнить объекты. Сравнить – это значит сопоставить в равных условиях, найти сходства и различия. Для этого

необходимо:

1. определить объекты сравнения;

2. выделить признаки, по которым они будут сравниваться;

3. найти общие черты;

4. найти черты отличия;

5. объяснить причины того и другого и сделать выводы.

Например: Дети с огромным удовольствием ищут «спрятанные» ошибки.

Составление текстов с пропущенными словами дается труднее, так как им не под силу выполнение

более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.


1.     Задания по работе с иллюстрациями учебни­ками.

Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно

использовать рисунки.

Например, при изучении темы: «Свойства воздуха рис со свечой » вывод: кислород

поддерживает горение

2. Сравнительный анализ данных таблиц или схем. Н-р рус яз 

3. «Пометки на полях». Учащиеся читают но­вый текст и на полях учебника карандашом

поме­чают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором

хочется уз­нать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен

остановиться на неиз­вестном материале

. Здесь важно то, что он дол­жен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с

учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвест­ной темы.

Пометки на полях

Ещё один вариант самостоятельного изу­чения нового материала.

Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии

критического мышления.

И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по

изучаемой проблеме (биографический очерк, научная ста­тья, отрывок

хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить,

насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.

Им предлага­ется, внимательно изучая текст, карандашом оставлять

пометки на полях.

Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых

им было известно до его получения.

Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую

для учащихся информацию.

К примеру:

«V» – «знал»,

«+» – «узнал новое»

Затем учитель подводит итоги с учениками, что они узнали нового.

Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?

Дети формулируют вопросы.

После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со

следующими колонками:

Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы

учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать,

насколь­ко их представления об изучаемом предмете или явлении изменились.

Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает

рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы

найти ответы на инте­ресующие их вопросы.


III. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:

1.   Составление тестов учениками.

Тест — это в настоящее время наиболее распространенный вид проверки усвоения знаний

учащимися. Посте изучения темы, учащимся предлагается составить 6—8 во­просов в виде

тестовых заданий. Самостоя­тельно созданное тестовое задание обеспе­чивает формирование

применения знаний в практической ситуации. Иногда ребята дела­ют очень интересные работы,

которые мо­гут быть использованы в дальнейшем для

ин­дивидуального опроса.

2.   Создание синквейна. В синквейне 5 строк: 1. понятие (слово), 2 прилагательное (2 слова),

3 глагол (3 слова), 4 предложение (3 - 4 слова), 5 существительное ( 1 слово)

Это творческая форма рефлексии. Спо­собность резюмировать информацию, изла­гать сложные

идеи, чувства и представления в нескольких словах — важное умение. Оно требует вдумчивой

рефлексии, основанной на богатом понятийном  запасе. Данная фор­ма работы удается не всем

ученикам, и иног­да во время урока создать синквейн не полу­чается, поэтому здесь может быть

использо­вана парная или групповая работа, или она может быть выполнена дома.

3.   Составление вопросов.

Кажется, что может быть более простым, чем задавать вопросы. Однако на самом деле это

требует от учеников определенных уси­лий, тем более что вопросы не должны дуб­лировать те,

что приведены в тексте.
Они должны начинаться определенным об­разом.

Важно объяснить , что учитель будет оценивать не столько количество, сколько качество вопросов, а также умение отвечать на них. Проверку работы можно проводить несколькими способами: выбо­рочно или у всего класса в тетрадях; заслуши­вая вопросы нескольких учащихся; объявляя конкурс на лучший вопрос; в ходе работы в группах

и соревновании между ними.


Приёмы


 1.Вопрос-ответ. Быстро, внимательно прочитать текст. I вариант задает вопросы II вариант находит и зачитывает

ответ. Соревнования на лучший вопрос и лучший ответ стимулирует у учащихся к чтению текста

2. Дотошный ученик. Для усвоения материала, нужно уметь запоминать самые мелкие подробности текста.

Прочитайте текст и составьте список вопросов к нему. У кого этот список будет длиннее и дотошнее, тот и выиграл. 

3. Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определённым образом. Н-р:

«Докажите, что…», «Объясните почему?», Какой вывод можно сделать?,

Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество(его можно ограничить),

сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них

Следующая форма работы – устные или письменные ответы на вопросы к тексту. Эта работа часто

игнорируется учителями, хотя позволяет решать сразу несколько задач:

способствует закреплению материала в ходе урока (фронтально);

формирует умение отвечать кратко и четко;

облегчает дифференцированный подход к обучению: ученикам школы с разным уровнем подготовки даются разные по сложности вопросы (при этом слабоуспевающие ученики могут получать положительные оценки);

при письменных ответах появляется возможность выставлять дополнительные оценки.

Кубик Блума

американском педагоге Бенджамине Блуме

На гранях кубика написаны начала вопросов:

«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»

Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу

по той грани, на которую выпадет кубик.


4.   Моделирование.

Создание всевозможных моделей изучае­мых систем, графических рисунков, схем обеспечивает

использование дополнитель­ной информации, выходящей за рамки, пре­дусмотренные учебной

программой.

Для активизации познавательной деятельности предлагают найти в дополнительной литературе

информацию

.

5. Составление вопросов творческого характера.

а) Задания на установление соответствия.

Установите соответствие между характеристикой организма и его принадлежностью

к функциональной группе. (соедини стрелкой) 

б) Задания на отражение последовательности (тетрадь по чтению)

 

6.  Составление рассказа с ошибками.

Найдите ошибки в приведенном тексте, укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, запишите эти предложения без ошибок.

.

Вставьте пропущенные слова: (окр мир, трудно)

8.     Составление кроссвордов, ребусов,(информатика) загадок.


В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают и издающиеся рабочие тетради с

печатной основой.

Составь задание

Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики

“приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя

учебные задачи.


 

 ВЫВОД

Таким образом, конечная цель использова­ния учебника на уроке:

•     подготовка школьников к самообразо­ванию путем обучения их умению работать с

учебником и любой другой литературой;

•     обеспечение тесной связи между ум­ственной и конкретной практической учеб­ной

деятельностью.       



























































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шинкоренко Олеся Анатольевна

Дата: 31.10.2019

Номер свидетельства: 525013

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Эффективные приёмы и формы работы с учебником.Формирование общеучебных умений и навыков во время работы с книгой."
    ["seo_title"] => string(129) "effiektivnyie-priiomy-i-formy-raboty-s-uchiebnikom-formirovaniie-obshchieuchiebnykh-umienii-i-navykov-vo-vriemia-raboty-s-knighoi"
    ["file_id"] => string(6) "290847"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455028498"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(82) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196202"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428012207"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Межпредметные связи на уроках географии (доклад) "
    ["seo_title"] => string(56) "miezhpriedmietnyie-sviazi-na-urokakh-ghieoghrafii-doklad"
    ["file_id"] => string(6) "152742"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420900952"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектирование урока  с позиций    формирования универсальных учебных действий."
    ["seo_title"] => string(76) "proiektirovaniieurokaspozitsiiformirovaniiauniviersalnykhuchiebnykhdieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "260913"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449049286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства