Просмотр содержимого документа
«Дружба – великая сила!»
Дружба – великая сила!
Воспитательный час для 1 класса
Т.Н.Хижинская, учитель начальных классов ГБОУ Херсонской области «Костогрызовская школа
Каховского муниципального округа»
Цели: обобщить понятие о том, что друг – это тот, с кем интересно играть, разговаривать, работать, друг всегда придет на помощь, может научить хорошему, поделиться тем, что имеет, хорошо, когда у человека есть друзья; учить детей анализировать ситуации и находить пути решения проблемных ситуаций; ввести в активный словарь учеников слова «дружба», «согласие», «друг»; развивать товарищеские чувства, готовность быть доброжелательными, внимательными; донести до сознания детей, что в дружбе – большая сила; воспитывать чувства настоящей дружбы, коллективизма, честности, искренности в отношениях, ответственности перед другом, умения помочь в трудную минуту.
Эпиграф:
Кто друзей себе не ищет – самому себе враг. (Шота Руставели)
Оборудование: записи на доске, Толковый словарь, листы с печатным текстом, аудиозапись песни В. Шаинского «Песня о дружбе», фрагменты мультфильма « Кот Леопольд», веточки.
Ход занятия
Звучит мелодия.
Учитель. Ребята, вы узнали мелодию песни? (Песня В.Шаинского «О дружбе».)
- Молодцы! Это действительно песня о дружбе, о дружных детях. Давайте споем ее вместе!
Дети поют песню.
- Каких детей можна назвать дружными? (Ответы детей: которые делятся тем, что у них есть; приходят на помощь; сочувствуютдругу.)
- Как вы понимаете выражение «Дерево держится корнями, а человек -друзьями»? (Ответы детей.)
Вывод: друзья – это люди, которые всегда принимают, поддерживают и разделяют любые происходящие в жизни друга события.
- Наведите примеры, когда кто-нибудь из ваших друзей попал в беду, а вы пришли ему на помощь . (Ответы детей)
1 чтец. Если друг есть у тебя,
то жизнь радости полна.
Вместе можна сделать все,
До чего же хорошо!
2 чтец. Дружат мальчики и девочки,
в лесу зайчики и белочки,
дружат реки и ручьи,
дружат горы и холмы.
3 чтец. Дружат тропки и дороги,
колоски все дружат в поле.
Дружат птицы в гнезде,
дружат рыбы в воде.
4 чтец. Цветы дружат возле дома
и не спорят никогда!
Засмотрелась роза снова,
как ромашка расцвела.
5 чтец. Тучи дружат в небесах
и деревья все в садах.
Солнце землю обнимает
и для всех оно сияет.
6 чтец. Если друг есть у тебя,
дорожи ты им всегда.
Во всех делах ты помогай
и никогда не предавай.
7 чтец. Если дружный будет класс,
не обыграет никто нас.
С дружбой весело живется -
все на свете удается!
Учитель.
- Ребята, вы прослушали стихи о дружбе. Давайте вместе прочтем тему нашего занятия.
Эпиграфом нашего воспитательного часа будут слова Шота Руставели. (Учитель зачитывает эпиграф и обьясняет его значение).
- А что означает слово «дружба» ?
- Предоставляю слово нашим экспертам, ученикам, которые подыскали ответы из разных источников.
Примерные ответы детей:
Дружба – это то, что необходимо живому человеку, без чего невозможно обойтись в жизни.
В дружбе человек познает и себя, и других. В дружбе воспитывается ответственность человека.
Если дружба настоящая, то друг стает частью тебя самого.
Если дружба настоящая, то друг разделит с тобой не только радость, но и горе.
Дружба не веревка. Если порвешь, то сколько не связывай, а узел останется.
Учитель.
- Толковый словарь С.И.Ожегова дает такое определение слову дружба.
Работа в группах. Каждой группе учитель раздает напечатанные на листах бумаги пословицы.
Задание.Внимательно прочитать . Обсудить. Вспомнить случай, связанный с вами или вашим другом, к которому по смыслу подходит пословица. Рассказать.
Пословицы.
Честный друг не тот, кто медом мажет, а кто правду говорит.
Будешь иметь искреннего друга, значит будешь иметь еще одну голову.
Настоящий друг познается в беде.
Хороший друг – надежней каменного моста.
Чтение рассказа Михаила Пляцковского « Урок дружбы».
Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», – подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. – Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем. – Не надо… Зачем?.. – стал отмахиваться крылышками Чик. – Ты нашел – ты и ешь! – Но мы же с тобой друзья, – сказал Чирик. – А друзья все должны делить пополам. Разве не так? – Ты, наверно, прав, – ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля – это значит обидеть его. Взял Чик пять зернышек и сказал: – Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок… дружбы…
Обсуждение.
Вывод. Во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами.
Работа в парах.
(«Разыгрывание ситуаций»)
Ситуация 1.
К Игорю пришел Саша.
- Включай телевизор, наши играют.
- Не могу. На завтра не подготовил чтение.
- Заканчивай со своими уроками, пропустим первый период!
- Извини, Саша, но я не могу. Извини.
- Эх ты, а еще друг называешься!
Ситуация 2.
В классе кто-то разрисовал парту. Когда учитель это заметил, он потребовал от ученика, который сидел за этой партой, обьяснений: «Кто и когда это сделал?» Ученик сказал: «Я знаю, кто разрисовал парту, но не могу сказать, потому что не хочу предать друга».
Учитель попросил этого ученика вымыть парту.
- Как бы вы поступили на месте ученика, который это сделал?
- Кто должен был вымыть парту?
Разыгрывание рассказаВ.Осеевой «Навестила».
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка горячая-горячая…
Валя оживилась и закивала головой.
— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…
— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и подбежала к окну. — Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? — спрашивали Мусю девочки.
— Да у нее такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!
Обсуждение рассказа.
Выводы. В согласии и мире надо жить в школьной семье, в классе. Всегда быть внимательными к товарищам, честными, помогать друг другу.
Практическая работа.
Учитель.
- У вас на партах лежат веточки. Попробуйте сломать веточку.(дети ломают)
Вот такие и вы беззащитные, слабенькие, когда каждый сам по себе. А теперь мы соберем эти ветки в пучок и перевяжем лентой.(Учитель связывает в пучок ветки.)А теперь легко сломать?(Нет.)
Этот пучок пускай символизирует единство нашего класса, символизирует крепкую дружбу.
-А что может все-таки сломать дружбу? (Обман, предательство, равнодушие)
Итог.
Помните, ребята,
хорошо там жить,
где умеют дружить.
Я верю, что каждый из вас уже имеет друга, а возможно и несколько.
Значит можем сказать: « Если друг у тебя есть, счастливых дней тебе не счесть». А у кого из вас еще нет настоящего друга – не волнуйтесь, он обязательно будет. Помните, если вы хотите иметь надежного друга, доброго, искреннего, честного, то и сами должны быть такими. Давайте вспомним слова одного с любимых героев мультфильмов – Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
(Демонстрация фрагмента с мультфильма).
На этом наш час общения заканчивается. Желаю вам, ребята, встретить в жизни только добрых, искренних, настоящих, верных друзей.