kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ШКОЛА МАСТЕРОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности  "ШКОЛА МАСТЕРОВ" предназначена для учащихся начальной школы. Стартовый уровень программы предусматривает 1 год обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «ШКОЛА МАСТЕРОВ»»

Отдел образования администрации

Ржаксинского района Тамбовской области



ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «РЖАКСИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.М.ФРОЛОВА» В С. ЗОЛОТОВКА РЖАКСИНСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ




Рекомендована к утверждению

на заседании педагогического совета

МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова»

Протокол №_______ от __________ 20_____ г.


УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М. Фролова» ________________А.В. Леонов Приказ от ________________ №___________







Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественной направленности

«ШКОЛА МАСТЕРОВ»


1 год – стартовый уровень




Возраст учащихся: 7 - 10 лет


Срок реализации: 1 год




Автор - составитель:

Корнеева Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования




с. Золотовка,

2019г.

ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1. Учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова»

2. Полное название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мастеров»

3. Сведения об авторах:

3.1. Ф.И.О., должность

Корнеева Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

4. Сведения о программе:

4.1. Нормативная база

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», Закон РФ «Об образовании»

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

-Устав муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения "Ржаксинская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Героя Советского Союза Н.М. Фролова " Ржаксинского района Тамбовской области

4.2. Область применения

дополнительное образование

4.3. Направленность

художественная

4.4. Уровень освоения программы

1 год – стартовый


4.5. Вид программы

общеразвивающая

4.6. Возраст учащихся по программе

7 – 10лет

4.7. Продолжительность обучения

1 год

5. Рецензенты





1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТРЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ



    1. Пояснительная записка

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мастеров» разработана в соответствии с современными образовательными технологиями при условии личностно-ориентированного подхода в воспитании, развитии и обучении детей, с учетом сохранения заинтересованности в данном виде деятельности и относится к художественной направленности, к  образовательной области «декоративно- прикладное искусство». По уровню освоения –  программа  относится к общекультурной, предполагает 1 год обучения – стартовый (ознакомительный) уровень. Программа является  модифицированной.       


Новизна программы

Тенденция развития общества настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания.  В программе используются нестандартные формы проведения занятий и методы работы с детьми, программа дополнена элементами свободного творчества; используются современные базовые технологии стандартов второго поколения, в том числе ИКТ-технологии, технологии, основанные на создании учебной ситуации. Занятия не только вооружают учащихся умениями и навыками по обработке различных материалов, но и помогают осознать свою силу творца, способного подчинить своей воле эти материалы. Задания, выполняемые на занятих, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами создателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность. Программа не предусматривает изучение только одного вида художественной деятельности, предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов. Она ориентиро­вана не только на расширение уровня грамотности учащихся в области художественного, декоративно-прикладного творче­ства, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригиналь­ных произведений, отражающих творческую индивидуаль­ность, духовный мир младших школьников. Система занятий построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, принципа связи всех видов искусств, связи сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев, традиций.




Актуальность программы

Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с различными материалами, это помогает овладеть основами разнообразной творческой деятельности, а также дает возможность каждому воспитаннику открывать для себя мир декоративно-прикладного творчества. Дает возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.

        Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

        На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями флориста, дизайнера, художника - оформителя, художника, швеи. Воспитанники фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

        Программа «Школа мастеров» направлена на развитие творческих способностей - процесс, который проходит все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

        Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

        Природа и культура - это диалектические противоположности. С одной стороны, культура противостоит природе, поскольку это искусственная, а не естественная среда обитания человека. С другой стороны, культура находится в единстве с природой, поскольку в основе ее лежит природный элемент. К этому следует добавить, что природа выступает предпосылкой и условием существования культуры. Природная среда оказывает влияние на характер занятий, способы деятельности человека, характер бытовой культуры, своеобразие искусства. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. 

Программа уделяет особое внимание

- развитию эстетического отношения к миру;

- созданию условий для возможности ребѐнка создать художественно-ценное

произведение независимо от возраста и уровня художественного образования;

- развитию воображения, необходимого для реализации замыслов;

- освоению знаний и формированию навыков как средств, а не как самоцели;

-развитию художественного восприятия ребѐнка;

- экологическому воспитанию.



Педагогическая целесообразность программы

Реализация данной программы является педагогически целесообразной, так как базовые знания, которые дети получают в общеобразовательной школе на уроках технологии, углубляются и расширяются на кружковых занятиях, что способствует осмыслению и восприятию окружающей действительности через творчество, обогащает внутренний мир ребёнка, позволяет с пользой провести свободное время. Педагогическая целесообразность данной программы заключается ещё и в том, что она позволяет сплотить творческий коллектив, создать между воспитанниками здоровую конкуренцию, стремление к победе, развить у ребят способность личностного роста, выявить их творческий потенциал.



Отличительные особенности программы:

-раннее приобщение к декоративно-прикладному творчеству, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;

-учет интересов воспитанников, их потребностей и возможностей через применение личностно-ориентированных технологий, технологий индивидуализации и уровневой дифференциации;

-свобода самостоятельной деятельности, в которой ребенок является непосредственным субъектом, осуществляющим все ее этапы (целеполагание, планирование, реализацию и контроль), что создает наилучшие условия для развития нравственно-волевых качеств;

- функция педагога заключается в создании разнообразной предметной среды, обеспечивающей воспитаннику выбор деятельности, которая соответствует его интересам и имеет развивающий характер.



Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мастеров» рассчитана на работу с младшими школьниками в возрасте 7 – 10 лет.


Условия набора учащихся.

Для обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мастеров» принимаются все желающие (не имеющие медицинских противопоказаний), проявляющие интерес к данному виду деятельности, без предварительного отбора.


Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мастеров» стартового уровня рассчитана на 1 год обучения с общим количеством часов - 36

.

Формы и режим занятий.

Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мастеров» проводится в очной форме и предусматривает проведение аудиторных и практических занятий, рассматривание образцов, обобщение результатов полученных универсальных учебных действий. Технология программы предусматривает проведение занятий в группе (10-12 человек).

На занятиях происходит смена различных видов деятельности и различных видов восприятия. Теоретическая часть занятия: дискуссия, беседа, рассказ, лекция. Практическая часть занятия: рассматривание, анализ, практическая работа, самостоятельная работа, творческая мастерская, демонстрация моделей, презентация творческих работ. Самостоятельная работа учащихся включает также выполнение дистанционных заданий, и творческих проектов в период каникул, участие в творческих конкурсах.


Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам, количество занятий в неделю, их продолжительность

Год

обучения

Количество

детей

в группах

Общее

количество

занятий

в неделю

Продолжительность

занятия, час

Общее

количество

часов

в неделю

Общее

количество

часов

в год

1

10

1

1x1 (40мин)

1

36



Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальная,

групповая,

работа по подгруппам,

работа в парах




1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:  развитие  личности  ребенка,  способного  к  творческому  самовыражению  через  овладение  изобразительными  навыками  в  художественной  деятельности.

     Задачи:

Образовательные  задачи:

-  способствовать  овладению  воспитанниками  навыками  художественного творчества;

-  обучать  навыкам  работы  с  различными видами   материалов;

- сформировать  систему  умений  и  навыков   в  декоративно-художественном   творчестве.

Развивающие  задачи:

- Развивать творческие способности,  эмоциональную  отзывчивость  в  ходе  практической   деятельности;

- Развивать воображение, фантазию, внимание, наблюдательность,  нестандартность  мышления  в  процессе  изготовления  продуктов  детской  деятельности;

    -   формировать  ручную  умелость  и  мелкую  моторику;

     Воспитательные  задачи:

- Воспитывать  партнерские  отношения, чувства личной ответственности,   толерантности  по  отношению  к  сверстникам;

- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

- Воспитывать и развивать художественный вкус.



1.3 Содержание программы




Учебно-тематический план


№ п/п

Темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1


1

Текущий контроль (наблюдение, собеседование)

2

Работа с бумагой и картоном

10

1

9

 Текущий контроль, выполнение творческих работ в разных техниках

3

Работа с различными тка­нями

5

1

4

 Текущий контроль, освоение безопасных приёмов работы с нитками и швейной иглой

4

Работа с природными мате­риалами

5

1

4

 Текущий контроль, изготовление панно по замыслу детей и педагога; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?»

5

Работа с «бросовым» материалом

7

1

6

Текущий контроль

(Творческая работа

Демонстрация поделок)

6

Рабо­та с пластичными материалами (пластилин, масса для лепки, соленое тесто)

7

1

6

Текущий контроль (Презентация творческих работ)

7

Отчётная выставка работ школьников. Итоги года

1

0

1

Итоговый контроль УУД (тестирование, контрольное упражнение, творческое задание)


Итого

36

5

31


Содержание дополнительной образовательной программы

«Школа мастеров»

1. Вводное занятие

Вводное занятие. Знакомство с содержанием курса «Школа мастеров»

Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскур­сия в школьный парк. Сбор различных природных материалов (листья разного цвета и фактуры, веточки и корешки различных растений, кора берёзы, клёна, мох, цветы, семена и т. д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходи­мых для различных поделок.

Практическая работа: сбор природных материалов.

2. Работа с бумагой и картоном

Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги, работа в разных техниках: аппликация, оригами, мозаика, витраж, объемная игрушка на основе геометрической фигуры. Проведение конкурса.

Практическая работа: выполнение творческих работ в разных техниках.

3. Работа с различными тканями

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изго­товлении игрушек. Знакомство с различными образцами мяг­кой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Техно­логия кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа: освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой, нитками; ознакомление с возможным цветовым оформ­лением мягкой игрушки.

4. Работа с природными материалами

Дары природы. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие вос­приятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук. Техника безопасности при работе с пластилином, ножницами, клеем

Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарствен­ные растения нашего края», «Полевые цветы»; создание буке­та из сухих цветов, тематических композиций; работа со скорлупой орехов, с косточками вишен и слив, со скорлупой фисташек (оформление панно «Зайчата», «Белочка», «Цвет яблони», «Поздравляю!»;  изготовление панно по замыслу детей и педагога; оформление книжек-малышек; оформление стенда «Знаете ли вы?».

5. Работа с «бросовым» материалом

Понятие о «бросовом материале», его виды. Учить детей создавать объемные композиции из бросового материала; учить детей выполнять работу быстро и аккуратно, прививать навыки работы с инструментами, напомнить правила техники безопасности с режущими и колющими предметами. Сбор бросового материала (пластиковые бутыли, коробочки, яичная скорлупа, пробки от бутылок, пластмассовые колпачки, старые ручки, стаканчики из под йогурта, пакеты из-под сока.) Техника безопасности при работе с ножницами, клеем.

Практическая работа: изготовление различных работ с использованием бросового материала по замыслу детей и педагога.

6.Работа с пластичными материалами

Отработка приемов изготовления различных фактурных поверхностей, техника мелких предметов. Изготовление панно на заданную тему, оформление работ в рамки. Выполнение объёмных работ из солёного теста, пластилина.

Практическая работа: изготовление соленого теста, ТБ при работе с массой для лепки. Пластилинография.

7. Отчётная выставка работ школьников

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа: проведение выставки



1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


Ожидаемые результаты первого года обучения от реализации дополнительной образовательной программы «Школа мастеров»:

• предметные

- знание терминологии;

- формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок из различных материалов;

• метапредметные

-  развитие фантазии, образного мышления, воображения;

-  выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;

• личностные

-  формирование личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);

-  формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.


К концу окончания первого года бучения учащиеся должны

Знать:

- правила техники безопасности, культуры труда и личной гигиены;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

-начальные знания по поиску и применению информации для решения практических задач;

- размещение на рабочем столе предметов и инструментов индивидуального пользования, приспособлений, санитарно-гигиенического инвентаря

Уметь:

-художественно обрабатывать бумагу, картон для создания изделий в технике аппликации;

- различать по внешнему виду и назначению инструменты, материалы;

- соединять детали из природного растительного материала клеем ПВА и пластилином;

- использовать измерения для решения практических задач;

- изготовлять декоративные панно, открытки.



2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


Учебный год по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Школа мастеров» для учащихся первого года обучения начинается 1 сентября и заканчивается 31 августа;



п/п

Даты

Раздел

Кол-во часов

Форма проведения

Место проведения

Форма контроля


1.


Вводное занятие

1

Аудиторные занятия

Кабинет

Собеседование

2


Технологические особенности конструирования и моделирования из бумаги и картона


10

Аудиторные занятия

Кабинет

Текущий контроль (Педагогическое наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

3

Технологические основы работы с тканями


5

Аудиторные занятия

Кабинет

Текущий контроль

(упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

4

Технологические основы изготовления поделок из природных материалов

5

Аудиторные занятия

Кабинет

Текущий контроль

(Творческая работа

Демонстрация поделок)


5

Технологические основы работы с «бросовыми» материалами


7

Аудиторные занятия

Кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

6

Технологические основы работы с пластичными материалами


7

Аудиторные занятия

Кабинет

Текущий контроль

(Презентация творческих работ)

7


Итоговое занятие.

1

Аудиторные занятия

Кабинет

Итоговый контроль (собеседование, выполнение творческих упражнений, выставка. Тестирование )



Продолжительность учебных занятий по четвертям



Начало четверти



Окончание четверти

Количество учебных недель

1 четверть

01.09.19

27.10.19

8

2 четверть

06.11.19

29.12.19

8

3 четверть

14.01.20

23.03.20

10

4 четверть

02.04.20

25.05.20

8


Продолжительность каникул в течение учебного года



Начало каникул



Окончание каникул

Количество дней

осенние

28.10.19

03.11.19

7

зимние

30.12.19

14.01.20

16

весенние

24.03.20

30.03.20

7

летние

26.05.20

31.08.20

98


Календарный учебный график

Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа мастеров» (стартовый уровень)

№ п/п

Дата проведения

Темы занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведения

Форма контроля

Вводное занятие -1 час

1.


Знакомство с программой

1

Беседа

Учебный кабинет

Собеседование

1.Работа с бумагой и картоном- 10 часов

2



Свойства бумаги. ТБ на занятиях. Обрывная аппликация «Улитка»

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (Педагогическое наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

3


«Объемные фигуры простым взмахом ножниц»

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (самостоятельная работа, экспозиция работ)

4


Коллективная работа - панно «Осень. Листопад»

2

Беседа,

практическая работа


Учебный кабинет

Текущий контроль (самостоятельная работа, коллективная работа)

5


Техника «Бумажная петля». Букет для мамы

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (самостоятельная работа, экспозиция работ)

6


Симметричное вырезание. Праздничные гирлянды

3

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (самостоятельная работа, экспозиция работ, отслеживание результатов по разделу)

2.Работа с различными видами ткани -5 часов

7

ТБ при работе с тканью. «Рыбка-игольница»

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(самостоятельная работа, экспозиция работ)

8


Футляр для ножниц

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(самостоятельная работа, экспозиция работ)

9


Аппликация из ткани «Сказочный дом»

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (Педагогическое наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ, отслеживание результатов по разделу)

3.Работа с природными материалами - 5 часов

10


ТБ при работе с природным материалом. Аппликация из семян «Лебединое озеро»

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Творческая работа

Демонстрация поделок)


11


Коллективная работа «Зимний коллаж»

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Творческая работа

Демонстрация поделок)

12


«Волшебные жители леса – Леший и Баба –Яга»

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Творческая работа

Демонстрация поделок)

13


«Забавные зверята» - аппликации из крупы

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (Педагогическое наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ, отслеживание результатов по разделу)

4.Технологические основы работы с «бросовыми» материалами – 7 часов


14

Тб при работе с инструментами и различными материалами. Игрушки из дисков «Божья коровка»

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (собеседование, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ)

15


«Чудо-человечки» из капсул

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Презентация творческих работ)

16

Нужные вещи из ненужных вещей. Карандашница

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Презентация творческих работ)

17


«Весёлый клоун»

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Презентация творческих работ)

18


Ёлочка-красавица

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (Педагогическое наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ, отслеживание результатов по разделу)


5. Технологические основы работы с пластичными материалами – 7 часов


19


Тб при работе с пластичными материалами. Пластилинография «Зонтики»

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Творческая работа

Демонстрация поделок)

20


Солёное тесто. «Рыбки». «Снеговик»

3

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Творческая работа

Демонстрация поделок)

21


Пластилиновая аппликация «Овощная корзинка»

1

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль

(Творческая работа.

Демонстрация поделок)

22


Создание композиции из отдельных частей. «Совушка-сова». «Яблоки на ветке»

2

Беседа,

практическая работа,

демонстрация

Учебный кабинет

Текущий контроль (Педагогическое наблюдение, упражнение, самостоятельная работа, экспозиция работ, отслеживание результатов по разделу)

23


Итоговое занятие. Выставка-аукцион

1

Аудиторное занятие

Учебный кабинет

Итоговый контроль (собеседование, выполнение творческих упражнений, выставка. Тестирование )



2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-технические условия

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

-СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (температура 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60 %, мебель, соответствующая возрастным особенностям детей 7-10 лет);

-Госпожнадзора.

2. Оборудование

-учебная мебель: двухместные парты для теоретических и практических занятий – 6 шт., шкафы – 5 шт., стол для организации промежуточных выставок поделок/работ; передвижной стенд - 1.

-инструменты и приспособления (ножницы, клей, ткань (белая, цветная, драп, и др.), шаблоны, карандаши, губки, фольга, поролон, пластилин, масса для лепки, цветная бумага и картон, бросовый материал, нитки и др.


3. Технические ресурсы: ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Учебно-методическое обеспечение.

1. Программа кружковой работы, календарно — тематический план.

2. Учебные пособия по технологии изготовления изделий.

3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.

4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по охране труда, образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги, компьютерные презентации, диски CD.

5. Материалы и инструменты.

6. Ноутбук для показа презентаций.

Кадровое обеспечение

Педагоги, организующие образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мастеров», должны иметь среднее профессиональное или высшее профессиональное образование по специальности, связанной с образовательной деятельностью. Требования к квалификации и стажу работы не предъявляются.



2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа мастеров» применяется следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся:

- Текущий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный). Формы проверки: собеседование, творческие задания, самостоятельная работа, выставка.

- Итоговый контроль – проводится в конце учебного года. Формами итогового контроля являются тестирование по изученным темам, выполнение творческих заданий и контрольных упражнений, собеседование, коллективная рефлексия, отзыв о работе, выставка работ).

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении итогового контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости творческого объединения;

-поделки учащихся;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе творческого объединения.

Форма отслеживания результатов усвоения дополнительной образовательной программы предполагает:

• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов обучающимися;

• тестирование — при проверке терминологии и определении степени усвоения теоретического материала.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении итоговой аттестации являются:

-протоколы заседания аттестационной комиссии учреждения по проведению итоговой аттестации учащихся;

-протоколы по итогам конкурсов декоративно - прикладного творчества учащихся на уровне учреждения;

-приказы органов управления образования об итогах конкурсов декоративно - прикладного творчества учащихся муниципального и регионального уровней.

Формой подведения итогов становятся выставки работ. Так как дополнительное образование не имеет четких критериев оценки результатов практической деятельности обучающихся, то выставка — это наиболее объективная форма подведения итогов. Такая форма работы позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и свои.


2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Школа мастеров» применяются следующие критерии:

-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области художественного, декоративно-прикладного творчества, живописи, композиции;

-тестовые задания для определения уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы стартового уровня «Умелые ручки» (первый и второй годы обучения).

Диагностические материалы:

-диагностика «Склонность к творчеству» (приложение 2);

-диагностика «Твои таланты» (Приложение 3);

-тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс) (Приложение 4);

-форма отслеживания полученных результатов (Приложение 5).


2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Учебный процесс реализуется очно.

Принципы реализации программы:

-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);

-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);

-творческого самовыражения (реализация потребностей ребенка в самовыражении);

-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их творческих способностей); 
-наглядности (достижение задач при помощи иллюстраций, электронных презентаций, педагогических рисунков, натуры);.

-дифференцированного подхода (использование различных методов и приемов обучения, разных упражнений с учетом возраста, способностей детей).


При реализации программы используется следующие методы обучения:

-словесный (беседа, рассказ, обсуждение, анализ);

-наглядный (демонстрация схем, рисунков, таблиц, видеоматериалов, работ учащихся на всевозможных выставках, конкурсах);

-практический (поделок, аппликаций, макетов, совершенствование учебных действий);

-эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

-репродуктивный (воспроизводящий);

-творческий.

При реализации программы используется следующие методы воспитания:

-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);

-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);

-стимулирование (создание ситуации успеха).

Темы

занятий

Формы

занятий

Приёмы

и методы

Дидактический

материал, ТСО

Материал

Формы

подведения

итогов

Вводное занятие

Беседа

Словесный

Образцы, слайды



Работа с бумагой и картоном

Беседа, творческая работа,

Практическая работа

Словесный, наглядный

Образцы поделок, иллюстрации

Картон, цветная, гофрированная бумага, салфетки, клей ПВА, ножницы, карандаш, линейка

Выставка работ

Работа с тканью

Беседа,

Практическая работа

Словесный, наглядный

Образцы поделок

ткань, шаблоны, нитки, ножницы

Конкурс

Работа с природным материалом

Беседа, самостоятельная творческая работа


Словесный, наглядный

Рисунки, образцы поделок

Шишки, желуди, скорлупа орехов, пластилин, клей

Выставка

Работа с «бросовым материалом»

Беседа,

Практическая работа

Словесный, наглядный

Презентация

Пластиковые крышки, упаковочная бумага и т.п.

Выставка

Работа с пластичными материалами

Беседа,

Практическая работа

Словесный, наглядный

Иллюстрации, образцы

Пластилин, соленое тесто, масса для лепки, стек, салфетки

Выставка

Итоговая диагностика

Творческая работа


Словесный, наглядный

Иллюстрации

Пластилин, солёное тесто, картон, ножницы, бумага

Выставка работ


Основными формами образовательного процесса являются практические и самостоятельные работы.

Формы образовательного процесса: групповая.

Форма организации учебных занятий; беседа, выставка, защита проектов, творческая мастерская.

Для достижения цели и задач программы предусматриваются педагогические технологии разноуровневого, развивающего, компетентностно-ориентированного, индивидуального, группового обучения. Данные технологии учитывают интересы, индивидуальные возрастные и психологические особенности каждого учащегося, уровень имеющихся образовательных компетенций.


Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Школа мастеров».

1год обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластелина. – Ярославль. «Академия развития». – 2008.

  2. Евстратова Л. Цветы из ткани, бумаги, шерсти, кожи, бисера, перьев, раковин. - М.: Культура и традиции, 2007.

  3. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: «Просвещение». – 2006.

  4. Маркелова О.Н. Декоративно-прикладное творчество. – Волгоград.: - 2009.

  5. Маркелова О.Н. Технология. Организация кружковой работы в школе. – Волгоград.: - 2008.

  6. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. – Ярославль: «Академия развития». – 2007.

  7. Программы средних общеобразовательнх учреждений «Трудовое обучение. Технология» 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: «Просвещение». – 2006.

  8. Проснякова Т.Н.Уроки мастерства. Творческая мастерская – учебники 3 и 4 класс. – Самара.: «Учебная литература». – 2004.

  9. Черныш Н.И. Поделки из природных материалов.-М., 2009.

Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

  1. Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  3. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

  4. Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).

Интернет-ресурсы:

1. Сайт «Страна Мастеров» - http://stranamasterov.ru/

2. Сайт «Всё для детей» - http://allforchildren.ru/


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Афанасьев С., Груздева Л. Веселые каникулы для больших и маленьких. – М.: АСТ – Пресс-книга. – 2004.

  2. Бесова М.. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. – Ярославль: «Академия развития» Холдинг – 2002.

  3. Голубева Н. Аппликации из природных материалов. – М.:Культура и традиции – 2002. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов - 2004.

  4. Домашняя коллекция рукоделий. Альбом узоров. – СПб. – 1993 - № 5.

  5. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера. – Ростов. – 2004.

  6. Еременко Т.И. Рукоделие. – М.: Легпромбыт. – 1992.

  7. Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – СПб.:ТОО «Лейла». – 1995.

  8. Муханова И.Ю. Аппликация. – М.: ОЛМА – Пресс Образование. – 2004.

  9. Суханова Н.П. Картины из цветов. –М.: ОЛМА - Пресс. Образование, 2004.

ГЛОССАРИЙ


Аппликация – способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую-либо основу разных по цвету кусков бумаги и других материалов.

Широко используется аппликация в декоративно-прикладном искусстве для создания кашпо, ковриков, занавесей.

Бумага - это основной материал для выполнения аппликаций в начальной школе. В наборах цветной бумаги часто встречаются красный, синий, зелёный, жёлтый, чёрный цвета. Реже встречаются розовый, бордовый, голубой, оранжевый и др. Надо учитывать, что в одних наборах цвета яркие, сочные, насыщенные, в других – тусклые, мрачные, много "грязных” оттенков. Хорошо получаются аппликации из бархатной бумаги, но при работе с ней, необходимо помнить, что её надо склеивать в несколько слоёв. Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

Декупаж или салфеточная техника (от франц. «вырезать») – техника украшения, декорирования, оформления с помощью вырезанных бумажных мотивов.

Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

Картон - отличными качествами обладает тонкий, глянцевый картон, который можно легко сгибать, вырезать, клеить.

Карандаш - при выполнении эскизов применяют карандаш средней твёрдости. Работают только правильно заточенным карандашом.

Ножницы - для вырезания бумаги важно выбрать хорошие, острые ножницы. Удобно и аккуратно можно вырезать ножницами размером от оси до закругления 60-80 мм. Лезвия ножниц должны свободно раздвигаться, но не болтаться на скрепляющем винте.

Клей - большое значение при выполнении аппликации имеет качество клея. Самым лучшим и удобным для работы является синтетический клей ПВА.

Лине́йка — простейший измерительный геометрический инструмент, представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесённые деления, кратные единице измерения длины (сантиметр,дюйм), которые используются для измерения расстояний.

Поделка, -и, ж. Мелкое изделие, изготовленное ручным способом. Поделки из дерева.

Резинка - для работы выбирают мягкую резинку.

Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

Творчество – в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта (википедия).

Творчество – творение, сотворение, созидание, деятельностное свойство («Толковый словарь русского языка» В. И. Даля).

Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

Шаблон - для его изготовления контур необходимой детали рисуют на тонком картоне и вырезают точно по линии карандаша. При обводке шаблона грифель карандаша плотно прижимают к краю шаблона, помня, что при обводке ошибка может достигнуть 2–3 мм и сильно изменить силуэт.

На каждом уроке необходимо приучать детей к сознательному выполнению техники безопасности и санитарной гигиены.

Фриволите – это техника жгутикового салфеточного выполнения работы

Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа.




ПРИЛОЖЕНИЕ №1


Учебное оборудование

Простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25 - 30 см., линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не козья ножка), шило, игла швейная, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.

Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная), картон (цветной, гофрированный), лоскутки хлопчатобумажной и льняной ткани, шерстяной (сукна, драпа), вельвет, нитки швейные, узкая и широкая тесьма, тонкий шнур, фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки), масса для моделирования, пластическая масса из соленого теста, фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа), утилизированные материалы (пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта), различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер, стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания нетрадиционных изделий. Цветная пряжа для изготовления поделок из помпончиков. Вата, поролон, капрон для набивки игрушек.



ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

МЕТОДИКА «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у учащихся развита склонность к творчеству.

Ход опроса: учащихся просят ответить на вопросы либо «да», либо «нет», имея в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Педагогу следует ответ «да» оценивать в 1 балл, ответ  «нет» в 0 баллов.

Вопросы

  1. Есть ли предметы, которые тебе очень нравятся и по которым у тебя всегда всё получается?

  2. Задаешь ли ты много вопросов?

  3. Нравится ли тебе играть в сложные игры?

  4. Постоянно ли ты что-то мастеришь?

  5. Есть ли у тебя новые интересные идеи?

  6. Нравится ли тебе слушать о выдающихся великих людях?

  7. Всегда ли тебе интересна новая работа?

  8. Считаешь ли ты, что солнце на картине может быть синего цвета?

  9. Часто ли ты становишься инициатором новых дел в детском саду, в ЦВО, во дворе?

  10. Считаешь ли ты, что сочинять стихи не пустая трата времени?

  11. Любишь ли ты читать, в том числе и литературу по интересующим тебя темам?

  12. Нравится ли тебе выступать на сцене (петь, читать стихи)?

Обработка результатов

Необходимо подсчитать количество ответов «да». Это и будет сумма баллов.

10 и более баллов – учащийся имеет много из того, что называют творческими способностями. Проявляет инициативу, придумывает интересные и даже оригинальные идеи. Это приносит не только удовлетворение, но и стимулирует появление новых идей. Можно говорить о высоком уровне склонности к творчеству.

5-9 баллов – у учащегося тоже есть все шансы стать творческой личностью. Но надо обязательно развивать и укреплять способности. Необходимо быть решительнее и настойчивее, не пасовать перед препятствиями – они преодолимы. Это средний уровень направленности на творческую деятельность.

4 и менее баллов – склонность к творчеству у учащегося дремлет (низкий уровень). Она скована нерешительностью, боязнью проявить себя. Возможно, учащийся стесняется высказывать свои идеи на людях.

ТЕСТ  «СКЛОННОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ»

Цель: выявить, в какой степени у Вас развита склонность к творчеству.

Ход опроса: просим ответить на вопросы либо «да», либо «нет». Имейте в виду, что «плохих» или «хороших» ответов не бывает.

Ф.И. воспитанника __________________________  Дата _______________

№ вопроса

Ответы на вопросы («да», «нет»)













Выводы _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог ДО



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

МЕТОДИКА «ТВОИ ТАЛАНТЫ»

Цель: выявить способности испытуемых, уровень творческого мышления.

Инструкция: испытуемых просят при ответах на вопрос отвечать «да» или «нет». Педагогу следует ставить оценку – 1 за ответ «да» или оценку - 0, за ответ «нет».

Вопросы:

1. Случается ли тебе находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняешь ли ты со временем свои наклонности?

3. Любишь рисовать абстрактные картины?

4. Любишь рисовать воображаемые предметы?

5. Любишь фантастические истории?

6. Сочиняешь рассказы или стихи?

7. Любишь вырезать затейливые узоры из бумаги?

8. Изобрел когда-нибудь что-то неизвестное всем?

9. Бывает ли желание переделать что-нибудь на свой вкус?

10. Боишься темноты?

11. Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без объяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель дома по своему вкусу?

14. Был ли удачен этот эксперимент?

15. Использовал ли свои вещи не по назначению?

16. Мог ли, будучи маленьким, угадывать назначение предметов?

17. В выборе одежды предпочитаешь свой вкус или носишь то, что купят?

18. Есть ли у тебя свой собственный мир?

19. Ищешь ли ты объяснение тому, что не понимаешь?

20. Часто ли просишь окружающих объяснить тебе непонятное?

21. Любишь ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изобретаешь ли собственные игры и развлечения?

23. Помнишь ли и рассказываешь ли свои сны или пережитые впечатления?

Обработка полученной информации. Необходимо подсчитать количество набранных баллов.

Если ты набрал 20-23 балла: ты очень сообразителен, способен иметь свою точку зрения на окружающее.

15-19 баллов: ты не всегда обнаруживаешь свои способности, но находчив и сообразителен, лишь, когда чем-то заинтересован.

9-14 баллов: твоя сообразительность достаточна для многих областей знаний, где необязателен свой взгляд на вещи. Однако для творческой деятельности тебе многого не хватает.

4-8 баллов: твое творческое мышление проявляется только тогда, когда ты увлечен важной для тебя целью, ты более склонен к практической деятельности.

До 4 баллов: тебе пока не хватает изобретательности. Ты можешь быть хорошим исполнителем, даже в сложных профессиях.

ТЕСТ «ТВОИ ТАЛАНТЫ» (раздаточный лист)

Цель: выявление Ваших способностей, уровень творческого мышления.

Инструкция: Просим при ответах на вопрос

ответить – «да»

или – «нет».

Ф.И. воспитанника __________________________ Дата _______________

№ вопроса Ответы на вопросы («да», «нет»)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог ДО.




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тест дивергентного (творческого) мышления (Ф.Е.Вильямс)

Автор методики  Вильямс Ф.Е. (адаптация Туник Е.Е.).


Серия рисуночных тестов, выявляющих способности к творческому самовыражению ребенка по пяти показателям: беглость мышления (продуктивность), гибкость мышления (подвижность), оригинальность, разработанность, название (богатство словарного запаса и  образность речи).

Время проведения:  для детей 5 – 10 лет - 25 минут;  11 – 17 лет – 20 минут.

Возраст респондентов: 5 - 17 лет.

Цель: выявление способности к творческому самовыражению.

Тестирование проводится в групповой форме. Желательно, чтобы во время тестирования дети сидели за столом или партой по одному. Для детей детского сада тестирование следует проводить в малых группах по 5-10 человек.

Инструкция

Перед началом тестирования нужно прочитать инструкцию к Тесту дивергентного мышления: «Это задание поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 рисунков. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Вам будет дано 20 (25) минут, чтобы нарисовать ваши рисунки. Работайте в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».

Далее приводятся незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А-4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи.

Работа с каждой из трех методик обсуждается отдельно ниже.

Обработка полученных данных

Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

—  беглость (Б)        

—  гибкость (Г)

—  оригинальность (О)

—  разработанность {?)                  

—  название (Н)

1.  Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.

Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2.  Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т.д.

— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.        

(см. иллюстрации на следующей странице).          

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — местоположение (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только снаружи (см. образец 1); 2 балла — рисуют только внутри (см. образец 2).

3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри (синтез — см. образец 3).

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме балов по этому фактору по всем рисункам.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство (образец 1)

1  балл — асимметрично вне замкнутого контура (образец 2).

2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура (образец 3).

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура (образец 4).

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов — название не дано.

1 балл — название, состоящее из одного слова без определения (см. пример 2 заполненной тестовой тетради: рисунки 2, 4, 8, 10, 12).

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 5, 9, 11).

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл (см. пример 1 заполненной тестовой тетради: рисунки 1, 3, 6, 7).

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за  каждый рисунок.

Итоговый подсчет по тесту дивергентного мышления 

(смотри оценки Б — Г — О — Р — Н, приведенные в образце теста на следующих страницах).

БЕГЛОСТЬ

Общее количество выполненных рисунков. Возможно  тах 12 баллов (1 балл за каждый рисунок).

ГИБКОСТЬ

Количество изменений категорий, считая от первой картинки. Возможно тах 11 баллов (1 балл за каждое изменение категории).

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

Где выполняется рисунок:

— вне стимульной фигуры — 1 балл

— внутри стимульной фигуры — 2 балла

— внутри и снаружи стимульной фигуры — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору по всем нарисованным картинкам). Возможно тах 36 баллов.

РАЗРАБОТАННОСТЬ

Где дополняющие детали создают асимметрию изображения:

— симметрично повсюду — 0 баллов

— асимметрично вне стимульной фигуры — 1 балл

— асимметрично внутри стимульной фигуры — 2 балла

— асимметрично внутри и снаружи — 3 балла

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.

НАЗВАНИЕ

Словарный запас и образное, творческое использование языка:

— название не дано — 0 баллов.

— название из одного слова — 1 балл.

— название из нескольких слов  — 2 балла.

— образное название, выражающее больше, чем показано на картинке — 3 балла.        

(суммируются баллы по данному фактору для всех нарисованных картинок). Возможно тах 36 баллов.

Примеры заполненной и обработанной тестовой тетради

Пример 1

Баллы по пяти факторам, оценивающим креативность, приводятся слева от рисунка, рядом с соответствующей буквой (первая буква названия фактора).

Итог подсчета по основным параметрам теста дивергентного мышления

Беглость — учащийся работает быстро, с большой продуктивностью. Нарисовано 12 картинок. Оценивание — по одному баллу за каждую картинку. Максимально возможный сырой балл — 12.

Гибкость — учащийся способен выдвигать различные идеи, менять свою позицию и по-новому смотреть на вещи. Один балл за каждое изменение категории, считая с первой перемены (существует четыре возможные категории). Максимально возможный суммарный сырой балл — 11.

Оригинальность — учащегося не сдерживают замкнутые контуры, он перемещается снаружи и внутри контура, чтобы сделать стимульную фигуру частью целой картины. По три балла за каждую оригинальную картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Разработанность — учащийся добавляет детали к замкнутому контуру, предпочитает асимметрию и сложность при изображении. По три балла за каждую асимметричную внутри и снаружи картинку. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.

Название — учащийся искусно и остроумно пользуется языковыми средствами и словарным запасом. По три балла за каждую содержательную, остроумную, выражающую скрытый смысл подпись к картинке. Максимально возможный суммарный сырой балл — 36.    

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.

Краткое объяснение обработки данного примера 1.

Беглость — Максимально возможное число рисунков — 12. По одному баллу за рисунок. В наличии 12 рисунков. Оценка — 12 баллов.

Гибкость — Максимально возможное число изменений — 11, считая от первого изменения категории — по одному баллу за каждое изменение. Категория первой картинки — живое (Ж) сохраняется во второй картинке без изменений. На третьей картинке — механическое (М), изменение 1, на четвертой картинке — вид (В), изменение 2. Изменения отсутствуют до шестой картинки, на которой — символ (С) — это изменение 3. Затем изменение на восьмой картинке — вид (В), изменение 4. Снова изменение на символ (С) в картинке девять — изменение 5. Последнее изменение в картинке десять на категорию живое (Ж) дает изменение 6. Эта категория сохраняется и на 11-12 картинках. Суммарная оценка по гибкости — шесть баллов.

Оригинальность — где рисует учащийся. Наибольшее количество баллов (три балла) за рисунок внутри и снаружи стимульной фигуры. Девять рисунков, имеющих изображения внутри и снаружи стимульной линии (№ 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11) получают по  три балла. Рисунки три и семь получают только по одному баллу — рисунок только вне стимульной фигуры. Рисунок 12 получает два балла — рисунок только внутри замкнутого контура. Суммарная оценка по оригинальности — 31 балл.      

Разработанность — где размещаются детали для получения  асимметричного изображения (асимметрия — отсутствие зеркальности относительно любых воображаемых осей). Наибольшее количество баллов (три) начисляется за асимметрию рисунка и внутри и снаружи стимульной линии или формы. Только один рисунок 8 является асимметричным и внутри и снаружи 1 и получает три балла. Рисунки 3, 9, 11, 12 симметричны внутри и снаружи и получают ноль баллов за разработанность. Рисунки 1, 2 и 5 асимметричны внутри замкнутого контура и дают по два балла. Рисунки 4,6,7 и 10 имеют асимметрию снаружи замкнутого контура и получают по одному баллу за разработанность. Суммарная оценка за разработанность — 13 баллов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Форма отслеживания получаемых результатов


На заключительных занятиях по каждому этапу проводится анализ выполняемых работ.


В оценке работ учитываются:


Ф. И.

Элементы

творчества

Цветовые

решения


Композиционное

построение

работы

Качество























1)Элементы творчества:

Выявлены


Не выявлены



2 ) Цветовое решение:

соответствует теме


не соответствует теме



3) Композиционное построение работы:

Х орошее


У довлетворительное



4 ) Качество работы

Хорошее



У довлетворительное





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Корнеева Светлана Александровна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) ""Школа ремесел" дополнительная общеразвивающая программа "
    ["seo_title"] => string(70) "shkola-riemiesiel-dopolnitiel-naia-obshchierazvivaiushchaia-proghramma"
    ["file_id"] => string(6) "111248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407297603"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства