Просмотр содержимого документа
«Доклад "Требования к оформлению методического продукта"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
Анализ примерной рабочей программы по «Окружающему миру»
1-4 класс
УМК: «Перспектива»
Выполнила:
cтудентка Ш-31 группы
Плохотникова Елизавета
Ейск, 2023г.
В примерной программе имеется пояснительная записка, в которой указаны документы, на основе которых она составлена, а именно:
- примерная программа основного общего образования по предмету «Окружающий мир»;
- рекомендации рабочей программы Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. (А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая). Окружающий мир.
- Рабочие программы. 1-4 классы. (Просвещение);
- ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в российской федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
- УМК «Перспектива»
Учебного плана МБОУ «Жердевская СОШ №2»;
Следующим отмечено количество часов, которое отводится на изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится по 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс — 66 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Описаны планируемы результаты изучения предмета за 1-4 классы: личностные, метапредметные и предметные результаты.
За 1 класс:
Личностные результаты:
- Первичное представление о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина России и свою принадлежность к определённому этносу;
- Умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- Ценностные представления о своей семье и своей малой Родине; общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины – России как семьи разных народов, образ Москвы как духовной ценности, важной для разных народов);
- Эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России и тд.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- Выделять из темы урока известные знания и умения;
- Планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что сказать потом) и тд.
Познавательные:
- Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и др.);
- Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
- Понимать схемы учебника, передавая их содержание в словесной форме и тд.
Коммуникативные:
- Включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- Формулировать ответы на вопросы;
- Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- Договариваться и приходить к общему решению;
- Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и тд.
Предметные результаты:
- Различать природу и культуру;
- Различать живую и неживую природу;
- Отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
- Различать некоторые внешние признаки в облике людей разного возраста;
- Соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его внутреннего мира, характера, настроения;
- Называть и выделять три составные части окружающего мира, которыми являются природа, культура и человек и тд.
За 2 класс:
Личностные результаты:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности и тд.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя и тд.
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи и тд.
Коммуникативные:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя) и тд.
Предметные результаты:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала);
-использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе:
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
-соблюдать технику безопасности и тд.
За 3 класс:
Личностные результаты:
- овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
- проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО и тд.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры) и тд.
Познавательные:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач и тд.
Коммуникативные:
- включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник и тд.
Предметные результаты:
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
- работать с планом местности и его видами, с масштабом;
- ориентироваться относительно сторон света и тд.
Для 4 класса:
Личностные:
- понимание причины успеха и неуспеха учебной деятельности и способности действовать даже в ситуациях неуспеха (корректировать ход работы);
- способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
- готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям и тд.
Метапредметные:
Регулятивные:
- понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- планировать свои высказывания и действия;
- уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Познавательные :
- понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
- понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- ориентироваться в разнообразие способов решения задач.
Коммуникативные:
- донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на уроках и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую медицинскую помощь при небольших повреждениях кожи;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Далее указано какими умениями должен обладать ученик в результате изучения «Окружающего мира», а именно:
- узнавать государственную символику РФ;
- называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ;
- приводить конкретные примеры прав ребенка;
- показывать на карте границы России, ее крайние точки;
- показывать на карте и называть государства, сопредельные России;
- приводить примеры редких и исчезающих видов растений и животных своего края;
- отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
- назвать памятные даты России.
Также указаны требования к уровню подготовки учеников 1-4 классов («Чему ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться») , содержание учебного предмета за 1-4 класс, часы , отведенные на каждый раздел. Имеется тематическое планирование в виде таблицы, где указаны разделы, темы и кол-во часов.
1 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Мы и наш мир
11
2
Наш класс
13
3
Наш дом и семья
15
4
Город и село
14
5
Родная страна
8
6
Человек и окружающий мир
5
2 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Вселенная, время, календарь
15
2
Осень
19
3
Зима
15
4
Весна и лето
19
3 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Радость познания
11
2
Мир как дом
24
3
Дом как мир
23
4
В поисках Всемирного наследия
10
4 класс
№ п/п
Разделы, темы
Количество часов
1
Мы — граждане единого Отечества
13
2
По родным просторам
20
3
Путешествие по Реке времени
26
4
Мы строим будущее России
9
Далее предоставлен список оборудования, с помощью которого производится учебный процесс:
Учебники:
1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 1 класс. М., «Просвещение»
2. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 1 класс М., «Просвещение»
3. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 2 класс М., «Просвещение»
4. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 2 класс М., «Просвещение»
5. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 3 класс М., «Просвещение»
6. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 3 класс М., «Просвещение»
7. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 1. 4 класс М., «Просвещение»
8. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Учебник «Окружающий мир» в двух частях, часть 2. 4 класс М., «Просвещение»
Рабочие тетради 1. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая .Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение».
2. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение»
3. А.А., Плешаков М.Ю. Новицкая .Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч 2. М., «Просвещение». 4. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая .Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение» 5. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение»
6. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение»
7. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. М., «Просвещение»
8. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая .Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. М., «Просвещение»
Методические пособия
1. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,1 класс, «Просвещение».
2. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., 2 класс, «Просвещение»
3. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,3 класс, «Просвещение»
4. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М.,4 класс, «Просвещение».
Таблицы природоведческого, обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
1. Новицкая М.Ю., Казинцева М.В. Мир культуры и природа. Комплект цветных таблиц к курсу «Окружающий мир» и сопроводительный текст к ним.
2. Новицкая М.Ю., Казинцева М.В. Человек среди людей. Комплект цветных таблиц к курсу «Окружающий мир» и сопроводительный текст к ним.
3. Новицкая М.Ю., Казинцева М.В. Земля и люди – круглый год. Сопроводительный текст к комплекту фолий или таблиц.
4. Новицкая М.Ю., Казинцева М.В.Рукотворная кукла. Комплект учебно-наглядных и методических пособий для преподавателя. Комплект цветных таблиц и сопроводительный текст к ним.