kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад «Связная речь, которая включает способы умственной деятельности учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад. Тема: «Связная речь, которая включает способы умственной деятельности учащихся»

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. К числу важнейших задач обучения младших школьников относится формирование у них связной речи.

Восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные дей­ствия требуют достаточного уровня развития связной (диало­гической и монологической) речи.

Цель моей работы – подобрать и составить систему упражнений, способствующих  развитию связной речи на начальном этапе обучения школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Связная речь, которая включает способы умственной деятельности учащихся»»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. БРАТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА










Доклад

Тема: «Связная речь, которая включает способы умственной деятельности учащихся»







Автор:

Склянова В.В.,

учитель начальных классов

I квалификационной категории









г. Братск, 2016 г.


Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. К числу важнейших задач обучения младших школьников относится формирование у них связной речи.

Восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные дей­ствия требуют достаточного уровня развития связной (диало­гической и монологической) речи.

Цель моей работы – подобрать и составить систему упражнений, способствующих развитию связной речи на начальном этапе обучения школьников.

В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:

  • изучить литературу по проблеме развития связной речи у детей младшего школьного возраста;

  • провести диагностическую и формирующую работу с детьми на уроках обучения грамоте; подвести её итоги.

Характеристика связной речи и ее особенностей содержится в ряде трудов современной лингвистической, психолингвис­тической и специальной методической литературы. Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах многими педагогами: Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Флёриной Е.А., Леушиным А.М., Бородич А.М. и другими, психологами: Рубинштейном С.Л., Выготским Л.С., Леонтьевым А.А., Элькониным Д.Б. и другими.

Связная речь, подчеркивал Сохин Ф.А. [3,С.116], обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе.

Независимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний [2,С.6].

У детей развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Итак, успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью.

В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.

Самые простые задания на построение связного высказывания, например, пересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка два важнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно в большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т.п.), во-вторых, она должна планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по которым будут развертываться сложное высказывание, рассказ. Формирование этих способностей в простых формах связной монологической речи служит основой перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

Таким образом, связная речь, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех сторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевого воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой, грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковыми средствами художественной выразительности речи.

Практическая часть.

В этом учебном году я взяла 1 класс по традиционной классической системе обучения по УМК «Гармония».

Для обследования связной речи первоклассников я взяла методику проверки уровня развития связной речи из пособия Анны Герасимовой «Тесты для подготовки к школе». Эта методика включала в себя 4 задания:

  • составление рассказа по картинке;

  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;

  • пересказ сказки;

  • составление тематического рассказа.

Результаты первоначальной диагностики показали, что на начало учебного года высокий уровень развития речи был у 2 учеников (7,4%), средний уровень имели 18 человек (66,7%) и низкий уровень - 7 человек (25,9%)(приложение 1).

Проанализировав полученные результаты, я подобрала различные игровые упражнения для развития связной речи учащихся и составила картотеку таких упражнений (приложение 2). Эти игры и упражнения я систематически включала в уроки обучения грамоте.

Чтобы проверить результативность работы, после завершения периода обучения грамоте, я провела повторную контрольную диагностику с целью сравнения уровня развития связной речи учащихся после проведённой работы.

Результаты контрольной диагностики показали, что на высокий уровень развития связной речи вышли 7 учеников (25,9%), на средний уровень – 17 учащихся (63%) и на низкий уровень – 3 ученика (11%) (приложение 3).

Сопоставив уровни развития связной речи в начале года и в конце 3 четверти, мы видим, что произошли положительные изменения в развитии связной речи учащихся: количество детей с высоким уровнем развития возросло на 5 человек (18,5%), со средним уровнем уменьшилось на 1 человека (3,7%), а с низким уровнем – уменьшилось на 4 человека (14,9%).

Таким образом, положительные результаты могут быть достигнуты при целенаправленной систематической работе, правильно подобранных упражнениях и разнообразных видах работ по развитию связной речи.

Дети составляют рассказы, более свободно высказывают свои мысли, общаются друг с другом, успешнее занимаются на всех уроках.

Я планирую продолжать начатую работу и в следующих классах. Для этого планирую изучить учебники по русскому языку и литературному чтению, методическую литературу по теме, продолжать составлять картотеку упражнений для каждого следующего класса, а также ежегодно проводить диагностику развития связной речи учащихся в начале учебного года и в конце, делать сравнительный анализ, планировать дальнейшую работу на основе полученных результатов.

Литература


  1. Герасимова А. Тесты для подготовки к школе. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – С.72-73.

  2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: Аркти, 2002. – С.3.

  3. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1976. – С.116.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Уровень развития связной речи на начало года



Фамилия уч-ся

Составить рассказ по картинке

Рассказ по с/сюжетной карточке

Пересказ сказки

Составление тематического рассказа

Итого баллов

1

Ученик 1

3

4

4

2

13

2

Ученик 2

6

7

7

5

25

3

Ученик 3

5

7

7

5

22

4

Ученик 4

5

6

6

4

21

5

Ученик 5

8

9

9

7

33

6

Ученик 6

3

4

4

2

13

7

Ученик 7

6

7

8

6

27

8

Ученик 8

7

8

8

7

30

9

Ученик 9

5

7

7

6

25

10

Ученик 10

4

5

6

4

19

11

Ученик 11

3

4

4

3

14

12

Ученик 12

5

6

7

5

23

13

Ученик 13

6

7

9

6

28

14

Ученик 14

7

8

8

6

29

15

Ученик 15

5

6

6

4

21

16

Ученик 16

6

7

8

6

27

17

Ученик 17

4

5

6

4

19

18

Ученик 18

5

5

6

4

20

19

Ученик 19

5

6

7

6

24

20

Ученик 20

5

6

5

5

21

21

Ученик 21

7

7

8

6

28

22

Ученик 22

5

6

5

4

20

23

Ученик 23

5

6

7

5

23

24

Ученик 24

8

10

10

7

35

25

Ученик 25

4

5

5

3

17

26

Ученик 26

5

7

7

4

23

27

Ученик 27

4

5

5

3

17


Максимальное количество баллов: 10

Высокий уровень - 2 ученика

Средний уровень - 18 учеников

Низкий уровень - 7 учеников

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Упражнения для развития связной речи учащихся 1 класса в период обучения грамоте.


  1. Учимся вести диалоги.

Цель: учить подавать реплики, выразительно, с помощью интонации, тихого или громкого голоса, медленного или быстрого темпа речи передавать характер персонажа, его особенности, точно выражать мысль.

Оборудование: «Азбука» Н.М. Бетеньковой 1 часть стр. 59 «Листопад»; с. 79 «Как Сеня догадался»; с. 97 «Ну и Наташа»; с. 105 «Кисонька-мурлысенька»; 2 часть стр. 23 «Родственники»; с. 25 «Лисички»; с. 40 «Жадина»; с. 60 «Фома».


«Медведь»

  • Ты куда идешь, медведь?

  • В город елку присмотреть.

  • А зачем тебе она?

  • Новый год встречать пора.

  • Где поставишь ты ее?

  • В дом возьму к себе, в жилье.

  • Что ж не вырубил в лесу?

  • Жалко, лучше я куплю.

«Лисички»

  • Кто вы?

  • Мы лисички, дружные сестрички.

  • Ну, а вы-то кто же?

  • Мы лисички тоже!

  • Как, с одной - то лапкой?

  • Нет, еще со шляпкой.

А.Шибаев

«Жадина»

  • Гриша, Гриша, дай мне нож.

  • Ты обратно не вернешь.

  • Дай-ка, Гриша, карандаш.
    - Ты обратно не отдашь.

  • Гриша, Гриша, дай резинку.

  • Ты откусишь половинку.

С. Маршак


  1. Учимся пересказывать сказку, мультфильм, рассказ.


Цель: формирование умения пересказывать последовательно, не искажать события и факты, не выпускать важных моментов; развивать память, творческие способности.

Оборудование: «Азбука» - сказки «Теремок» с. 7; «Кот, петух и лиса» с. 11; «Колобок» с . 18; «Три поросенка» с. 21; «Волк и лисица» с. 57.

В «Азбуке» на с. 3-5 учились пересказывать текст «Охотник».

«Пошел охотник в лес. Там увидел зайца. Прицелился, щелк! - и вот заяц у него в сумке.

Пошел охотник в город. Там увидел красивое здание - музей. Прицелился - и музей оказался в сумке.

Вы спросите: что это за охотник? Что за ружье?

Самое доброе ружье - фотоаппарат».

Г. Сапгир

  1. Пересказ-инсценировка


Цель: обучать связной выразительной речи, умение словами передавать характер героев.

Оборудование: Сказка «Теремок», с. 49 «Дразнился», с. 70 «Ой-ой и Ай-ай», рассказы Н. Сладкова «Сорока и медведь» с. 91; Л. Успенская «Целый месяц» с. 101; Н. Костыря «В пенале», Л. Толстой «Правда всего дороже». Сеня трус - всего боюсь Л. Воронкова.


  1. Составление рассказов по картинке.


Цель: формирование умения рассматривать картины, выделять главное, составлять связные рассказы, не отклоняясь от темы, развивать воображение.

Оборудование: «Азбука» - с. 3 «Осенняя прогулка»; с. 4-5 «Родная школа»; с. 20 «У врача», «На катке»; с. 47 «Моя любимая игрушка»; с. 65 «Животные - наши друзья»; по демонстрационным картинам «У Новогодней елки», «Зимние забавы», «Зима в лесу», «Весна наступает».


  1. Рассказы по серии сюжетных картинок.


Цель: обучение последовательному рассказу, развитие творческих способностей детей.

Оборудование: В «Азбуке» с. 14 сказка «Репка», с. 77 «Кот, петух и лиса»; с. 24 «Лиса и Журавль»; наборы из серии «Сюжетные картинки».


  1. Составить рассказ по заданным началу, концу, началу и концу.


Цель: развивать связную речи и творчество учащихся, пополнять словарный запас, учить обобщать, делать свои выводы.


1) На день рождения мне подарили котенка...;
Я хожу на занятия в бассейн...

В воскресенье мы ходили в зоопарк...
Ко мне пришли в гости мои друзья

2) .... но мы остались очень довольны.
.... а щенка мы взяли домой.

.... это был веселый праздник.

.... и мама меня не ругала.

3) Я проснулся очень рано… …мне очень понравилась эта прогулка.

С утра лил сильный дождь… …Так что дома я не скучала.

Я взяла в руки кисточку и краски … … мама сказала, что повесит рисунку на стену.


  1. Составление тематического рассказа.


Цель: научить определять тему рассказа, точно соответствовать заданной теме, подбирать и употреблять слова и предложения в соответствии с сюжетной линией, развивать лексико-грамматический строй речи.

Предлагаю темы: «На пляже», «За грибами», «Мой любимый праздник», «На уроке чтения», «В гостях у друга», «Моя собака», «Моя семья».

Очень важно научить детей определять тему текста - то, о чем говорится, основную мысль - идею, для чего создан текст. Приведу, пример, как я учу различать эти понятия. На доске три заголовка: «Зима в лесу», «Птицы зимой», «Зимние игры» - что общего (тема о зиме).

  • Может ли быть общая часть? (Начало: пришла снежная и холодная зима).

  • Может ли быть общей основная часть? (Нет, первый текст о лесе, о деревьях, второй о тяжёлой жизни птиц, а третий о детских забавах).

  • Чем будет отличаться концовка? (Красив лес зимой! Помоги птицам зимой! Как интересно зимой!).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Уровень развития связной речи на конец периода обучения грамоте


Фамилия уч-ся

Составить рассказ по картинке

Рассказ по с/сюжетной карточке

Пересказ сказки

Составление тематического рассказа

Итого баллов

1

Ученик 1

5

6

6

5

22

2

Ученик 2

7

8

9

7

31

3

Ученик 3

7

9

9

8

33

4

Ученик 4

6

7

8

7

28

5

Ученик 5

10

10

10

9

39

6

Ученик 6

5

6

6

5

22

7

Ученик 7

8

9

10

9

37

8

Ученик 8

9

10

10

9

38

9

Ученик 9

7

8

10

8

33

10

Ученик 10

6

7

9

7

29

11

Ученик 11

5

6

7

6

24

12

Ученик 12

7

9

10

7

33

13

Ученик 13

10

9

10

8

37

14

Ученик 14

8

9

9

8

34

15

Ученик 15

7

8

9

7

31

16

Ученик 16

8

10

10

8

36

17

Ученик 17

6

7

7

6

26

18

Ученик 18

7

8

9

7

31

19

Ученик 19

7

9

9

7

32

20

Ученик 20

7

8

7

7

29

21

Ученик 21

9

10

10

9

38

22

Ученик 22

6

7

7

6

26

23

Ученик 23

7

8

10

8

33

24

Ученик 24

9

10

10

10

39

25

Ученик 25

6

7

7

5

25

26

Ученик 26

7

9

9

7

32

27

Ученик 27

7

8

8

6

29


Высокий уровень - 7 учеников

Средний уровень - 17 учеников

Низкий уровень - 3 ученика.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4







Рисунок 1. Результаты диагностики развития связной речи учащихся на констатирующем и контрольном этапах



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад «Связная речь, которая включает способы умственной деятельности учащихся»

Автор: Склянова Вера Васильевна

Дата: 22.03.2017

Номер свидетельства: 402245

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад"
    ["seo_title"] => string(64) "effiektivnost_poznavatiel_nykh_urokov_po_razvitiiu_riechi_doklad"
    ["file_id"] => string(6) "381043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484764997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства