Просмотр содержимого документа
«Доклад "Создание условий для развития личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в образовательном учреждении"»
Создание условий для развития личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью в образовательном учреждении.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка - он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
(Калиман Н. А.)
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном плане назрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления), при помощи которых ребёнок будет усваивать учебную программу. А для этого необходимо создать среду, условия, способствующие развитию личности и более эффективному усвоению учебного материала. Создание среды позволяет более четко определить и сформулировать задачи, которые способствуют формированию и пониманию элементарных умений и навыков.
Коррекционная работа, обеспечивающая формирование навыков у детей, предполагает:
диагностическое изучение ребёнка на момент поступления его в школу для уточнения стартовых возможностей, проектов и темпов обучения;
обратную связь с семьёй с целью получения полной информации о развитии ребёнка и консультация семьи; (если имеется);
взаимодействие с врачами-специалистами с целью контроля за состоянием здоровья детей и оказания своевременной помощи;
построение занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
построение обучения по спиралям (на каждом следующем этапе усложнение задач работы; в каждом виде деятельности навыки не только закрепляются, но и усложняются);
использование игровой мотивации на всех занятиях;
совместная работа учителя, логопеда, воспитателей, патронатных родителей.
Под коррекционной средой подразумевается совокупность условий, влияющих на коррекционный процесс. Среда оказывает влияние на уровень, на эффективность коррекционного процесса, но в разной степени. Она обуславливает цели специального образования:
1) развитие личности ребёнка, имеющего проблемы в развитии, компенсацию дефекта;
2) усвоение социального опыта, так как цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом (компенсацией);
3) поиск более эффективных путей для развития наших детей. Для этого мы и создаем в классе такую развивающую среду, которая помогает максимально компенсировать недостатки развития.
Следовательно, система создания коррекционно – обучающей среды строится с учётом требований окружающей среды и особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для того, чтобы понять, как и почему возникают трудности в обучении детей с отклонениями в развитии, необходимо знать причины, вызывающие этот или другой недостаток, уметь различать характер психического заболевания, знать пути, по которым следует идти, чтобы помочь исправить эти отклонения.
Учитель специальной коррекционной школы должен знать диагноз каждого ребёнка, т.к. это помогает лучше понять психическое состояние и особенности поведения ученика, выбрать наиболее целесообразные методы индивидуального подхода при обучении и воспитании.
Наши дети имеют специфические особенности как психического, так и интеллектуального, физического развития. Даже по внешнему виду они отличаются от других детей. Один ребенок имеет диагноз “болезнь Дауна”, два ребёнка – алалики (неразговаривающие дети). Почти у всех детей нарушена двигательная сфера, сложные речевые нарушения. Они с трудом запоминают материал, не могут управлять своими эмоциями. Часто наблюдаемые у детей негативизм, упрямство, агрессивность, двигательное психическое беспокойство создают большие трудности их воспитания, эти отрицательные черты – обычно следствие не только органических особенностей ребенка, но и условий: неустройство быта, беспорядок требований, плохой пример, отсутствие четкого режима. Поэтому для детей вспомогательных школ ещё важнее, чем для здорового, спокойная обстановка, систематичность требований – всё, что создает и закрепляет у детей необходимые привычки.
У детей с интеллектуальной недостаточностью необходимо, воспитывать навыки культурного поведения в общении с людьми, навыки коммуникабельности: они должны уметь выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение. Уметь защитить себя или избежать опасности. Необходимо работать над пробуждением у детей с интеллектуальной недостаточностью чувств жалости, радости, учить состраданию. И в то же время большое внимание уделять внешним формам поведения.
Не понимая жизненных ситуаций во всей их сложности, они тем не менее, благодаря выработанным у них твердым навыкам и привычкам будут следовать общепринятым в данном обществе нормам поведения, умению общаться с людьми; не вызывая у них неприязненных чувств. Но такое поведение – результат огромной работы педагогов и родителей.
В целях достижения максимального педагогического воздействия любые занятия с детьми организуются при условии положительного эмоционального отношения со стороны ребёнка. Чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью, для выполнения дидактических принципов необходима: наглядность, сознательность, систематичность и др. Назрела необходимость специального оформления класса, т. е. создания такой среды, где дети с интересом и целенаправленно будут развивать достоинства и компенсировать свои недостатки.
Создание коррекционной среды позволяет решать такие проблемы, как наглядность, доступность, создание доброжелательной атмосферы. Мы оформили класс, сделали на стене обучающее панно, создали уголок релаксации с музыкальным сопровождением.
Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.
Цель коррекционно – воспитательной работы с детьми, с интеллектуальной недостаточностью, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Используя все познавательные возможности детей, необходимо развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с детьми вспомогательной школы:
1.Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекции их недостатков.
2.Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью, формирование у них правильного поведения.
3.Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
4.Физическое воспитание.
5.Самообслуживание.
6.Бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Речь идет не о программе обучения, а о тех принципах, методах и приемах обучения, которые достаточно эффективны для наших детей.
Речь идет об организации обучения на уроках таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью ребенка и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала.
Направляющая и регламентирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение для наших детей имеет принцип коррекционной направленности.
При реализации этого принципа необходимо проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки. Поэтому меняется место педагога как ведущего субъекта образовательного процесса с позиций “транслятора” (когда в основу педагогического процесса ставились знания, умения и навыки, а ребенок является средством достижения цели) на позицию “педагога – организатора”, призванного создавать условия для самореализации личности ребенка.
Учитель, по мнению Д. С. Выготского – это часть образовательной среды, активно участвующей в процессе создания педагогических условий.
Цель коррекционно-развивающего обучения – создание условий, способствующих развитию личности ребёнка и эффективному усвоению учебного материала.
Вся наша технология обучения имеет здоровьесберегающее направление. Здесь речь идёт о социальной реабилитации детей. О создании развивающей среды для адаптации ребёнка в практической жизни. Школа должна предоставлять ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от разнообразия своей жизнедеятельности в классе. И с этой точки зрения имеет огромное значение оформление класса.
Столы в классе расположены так, чтобы каждый ученик хорошо видел учителя и синхронно проговаривал вместе с ним речевую и артикуляционную разминку, дыхательные упражнения, слоги, слова и предложения. В любое время можно освободить пространство. Мягкое ковровое покрытие используется для двигательной релаксации. Всё, что окружает ребёнка, во многом определяет его настроение, формирует то или иное отношение к предметам, действиям и даже к самому себе. Известно, что дети, знакомятся с окружающим миром с помощью зрения, слуха и двигательного анализатора, активизируются и другие системы. Значит всё, что его окружает, развивает органы чувств и обеспечивает ребёнку психологический комфорт.
Мы живём в мире звуков. В классе часто звучит лёгкая музыка. Для соблюдения охранительного режима у нас имеются мягкие пуфики, на которых дети могут полежать, послушать музыку, расслабится. В классе много зелёных насаждений, которые успокаивают и насыщают воздух кислородом.
В своей работе мы используем схему- систему 4-х углов. В каждом углу класса должны стоять невысокие столики с дидактическим материалом, который соотносится с назначением данного угла. Мы же используем парты, стол, подоконники.
В классе есть:
1)“Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки. 2)“Уголок чтения и письма” – это книги, нужные буквы, сюжетные картинки, предметы для развития мелкой моторики рук.
3)“Уголок труда и рисования” – это пластилин, альбомы, мозаика, конструктор и пр.
4) “Уголок развития речи” – это карточки со словами, предметные картинки, наглядные материалы, календарь природы.
Ребята очень любят подходить в уголок по развитию речи. Каждый день на нём выкладывается календарь погоды из специальных сюжетных картинок. Мы уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра.
В уголке развития речи весь материал взаимозаменяем. Например, мы изучаем тему: “Фрукты”. На столике лежат картинки с фруктами, сюжетные картинки о том, как собирают фрукты, и обязательно муляжи фруктов, иногда и свежие фрукты. Это делается для того, чтобы дети могли увидеть, потрогать, понюхать (включаются все анализаторы) и на уроке попробовать на вкус.
Начинается наш учебный день с того, что детей направляем к тому уголку, который соответствует первому уроку по расписанию. Делается это как бы между делом: “А что у нас на этом столе. Что-то появилось у нас на тарелке. Пойдёмте, подбежим (подползём, подскачем) и посмотрим!” Такой вариант организации среды и обучения наиболее оптимален для работы с нашими детьми.
Задняя часть класса, застеленная ковриком, остаётся свободной для игр, и поэтому нет необходимости ждать перемен, можно устроить дополнительный отдых, ориентируясь на состояние, возможности детей и тем самым действительно реализовать принципы индивидуального подхода и дифференцированного обучения.
Все это развивает мотивацию у детей к учению, формирует реальное представление о той действительности, которую они осваивают, и тем самым создаётся база навыков учебного поведения.
Мы учим детей лучше ориентироваться в пространстве: видеть далёкое и близкое. Свободно подходя к партам, пуфикам, дети учатся спокойно ходить по классу, не задевая столы и стулья, осмысленно двигаться, учатся осторожности. Это им пригодится в будущей жизни. Для реализации уточнения сенсомоторных представлений у детей, освоению ими элементарных математических представлений на основе специального дидактического материала, используем быстро меняющееся настенное панно.
Использование сюжета (гусеницы, цветы, бабочки, паровозика), делает процесс освоения словаря, цифр, букв, уточнения представлений детей о цвете, форме, сквозным, т. е. наши дети из урока в урок встречаются с одними и теми же героями, с которыми что-то происходит. При помощи скотча мы сажаем на отделы гусениц, красную бабочку, зелёного жука и т. д.
На панно можно просто смотреть, показывать рукой, подходить и т. д.
Данная форма работы снижает жесткую регламентацию поведения учителя и учащихся, предоставляя возможность творческого решения комплекса дидактических задач: обучение счёту, развитие речи, обучение чтению. Это и придаёт организации обучения интегрированный характер, т. е. наши ученики, путешествуя с гусеницей, попутно осваивают учебную программу по различным предметам в игровой форме. На туловище гусеницы удобно составлять слова, цифровые ряды, развивать навыки прямого и обратного счёта, что способствует развитию зрительного восприятия.
Возможность разнообразного расположения дидактического материала: жуков, цветов и лепестков помогает преодолеть недоразвитие пространственных представлений у школьников с выраженной умственной отсталостью.
Постоянно изменяющаяся последовательность анализа цветов с различной формой, количеством и взаимным расположением лепестков создаёт базу для обогащения зрительных представлений, развития внимания, речи, коррекции познавательной активности. Вся работы организована так, что она побуждает детей взаимодействовать с различными её элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка.
В ходе работы с этим пособием у ребёнка формируются следующие навыки и умения:
восприятие цвета и формы реальных объектов; выделение общих и отличительных признаков предметов; навыки прямого и обратного счёта; нахождение числа в цифровом ряду; проведение звуко-буквенного анализа и синтеза; формирование адекватной реакции на нарушение первичной ситуации.
Большое внимание уделяем формированию у детей предпосылок к изобразительной деятельности, а именно, совершенствованию предметной деятельности, развитию зрительно-двигательной координации. Важной задачей было обучение детей анализу и расположению рисунка на листе бумаги. В ходе работы у детей сформировался:
стойкий интерес к изобразительной деятельности; рисунки стали ярче, крупнее и более ориентированными к уловному изображению плоскости; у детей значительно улучшились навыки рисования; появился интерес к сюжетному рисованию.
Наши дети любят рисовать карандашами, пластилином, гуашью, «пухлыми» красками, пеной.
В классе мы создали маленькую библиотеку. Все дети очень любят рассматривать иллюстрации (даже Федя) и часто просят почитать ту или иную книгу. Чтобы дети быстрей адаптировалась к окружающей среде, мы проводим экскурсии в парк, к реке, в поселковую и школьную библиотеки.
В основу работы по созданию коррекционной системы обучения положена идея большей её эффективности для общего развития детей, для расширения рамок коррекционной работы над личностью и, тем самым, необходимо создавать условия для более успешного овладения пройденного материала, максимального раскрытия потенциальных возможностей личности ребёнка.
Необходимым условием для решения коррекционных задач является оречевление всех действий и формирование связи между словом и действием.
В целях создания наиболее оптимальных условий, побуждающих учеников к высказыванию, постановке вопросов, участию в диалоге, мы используем ряд специальных вопросов, которые (при их систематическом включении в урок), развивают у учеников коммуникативную функцию речи, формируют мотив речевого высказывания.
Одним из таких приёмов является использование графических схем.
Чтобы сформировать у ученика связное высказывание без наводящих вопросов, учим их слушать и правильно отвечать на вопросы. КТО это? Что это? Затем дети определяют цвет предмета. От цвета мы переходим к размеру и только потом к форме предмета, например:
“Что это?” – “Это помидор”
“Какой он?” – “Красный, большой, круглый”.
При повторе прикрепляем картинки с изображением яблока и спрашиваем: “Какое оно?”, показывая поочерёдно на графические символы.
Получается фраза: “Большой красный круглый помидор”.
Постепенно приучаем детей строить фразу, используя для этого графические схемы и их перестановки, т. е. даем учащимся наглядное восприятие конструирования фразы. Далее, когда ученики научатся самостоятельно строить предложения, будем вводить новые обозначения (предлоги, глаголы и т. д.). Графическую наглядность используем для формирования умения строить, моделировать фразу. Уроки показали, что приём доступен детям, и они быстро осваивают символику в целях самостоятельного составления предложения.
Для развития речи глубоко умственно отсталого ребёнка среда выступает не только как условие, но и как источник его развития. Основным признаком обучения и единственно твёрдой почвой для формирования речи и мышления Выгодский считал необходимость всемерно использовать предметно-практическую деятельность.
Практическая работа показывает, что:
речь глубоко умственно отсталых детей может развиваться; развитие речи зависит от окружения, общения, организации обучения; развитие речи идет эффективно при условии параллельной работы по коррекции высших психических функций; а предметно-практическая деятельность, трудовая деятельность создают основу для формирования коммуникативной функции речи.
Наши дети любят всё потрогать руками. Поэтому развитие мелкой моторики идёт постоянно. На уроках развития речи и окружающего мира, труда, рисования мы перекладываем фасоль, шишки, горох, занимаемся с бельевыми прищепками, шнурками,палочками,мозаикой, обводим, штрихуем, вырезаем ит.д.
Систематической работой можно добиться положительных результатов в раскрытии потенциальных возможностей личности ребёнка, его познавательных процессов, создавая условия для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребёнка.
Рекомендации:
1. Создавать оптимальные условия для выявления задатков развития интересов и способностей каждого школьника.
2. Формировать навыки письма путем развития моторики мелких мышц кисти.
3. Активно включать в работу игровую деятельность (соц.игра, импровизация, театрализованная игра).
4. Создавать на занятиях благожелательную творческую атмосферу, воспитывая в детях любовь к родине, доброе и бережное отношение к окружающему миру, интелегентность и порядочность в общении между людьми