kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения"»





Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках литературного чтения (Ермакова М.М. – учитель начальных классов)

Литературное чтение - это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении младшего школьника к миру искусства слова, в обучении правильному и выразительному чтению, а также в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение..

Прием обучения - часть метода, элементарное действие учителя. Приемы обучения связаны с логическими приемами. Среди логических приемов можно выделить следующие:

.Анализ.

.Синтез.

.Сравнение.

.Обобщение.

.Группировка.

.Классификация.

Они становятся приемами обучения в том случае, когда этими приемами апеллирует учитель для организации познавательной деятельности.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний (по А.В.Текучеву):

словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение)

наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и

практические (лабораторные и практические работы)..

Рассмотрим словесные методы.

. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

Вводя в учебный процесс приёмы активизации, нужно учитывать следующее:

индивидуальные особенности каждого ребёнка;

тип организации (какая форма является более подходящей для выполнения намеченной цели);

методы (какими дидактическими и организационными методами можно добиться цели);

средства, необходимые для достижения цели;

время, в течение которого организуется подготовка и организация выбранных форм.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

v- отстаивать свое мнение;

v- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

v- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;

v- рецензировать ответы товарищей;

v- оценивать ответы и письменные работы товарищей;

v- заниматься обучением отстающих;

v- объяснять более слабым учащимся непонятные места;

v- самостоятельно выбирать посильное задание;

v- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

v- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

v- решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.

Работая на уроке литературного чтения, ребёнок создает свое что-то новое. Весь этот творческий, познавательный процесс должен пройти четыре важных этапа. Если он понял, что и как нужно выполнять, попытался решить проблему, то он получит свой результат, который непременно должны увидеть как можно большее число людей. Если ребёнок уверен, что учитель с его творением познакомит одноклассников, родителей, то ему захочется самому творить и придумать что-то новое. Ученики развиваются в деятельности, ищут, добывают знания [16].

При чтении литературных сказок можно предложить учащимся:

) нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению;

) вылепить героя из пластилина;

) разыграть сценку;

) сочинить сказку с таким же началом или похожими персонажами;

) подобрать загадку к сказке, нарисовать отгадку;

) подобрать пословицы и поговорки по различным темам.

На уроках чтения сказок разных народов можно предложить такие задания:

) составить рисуночный диафильм;

) найти крылатое выражение в сказке;

) придумать счастливую концовку к сказке;

) дать толкование слову, работа со словарём по расширению активного словарного запаса учащихся.

При ознакомлении с жанром басни, предложить такие виды заданий:

) выразительное чтение басни и ее драматизация;

) придумать экспозицию басни;

) составление литературной мозаики;

) составление характеристики героев с опорой на выборочное чтение;

) разгадывание кроссвордов.

Для развития творческой активности на уроке использовать и такие виды заданий:

) Составление и доработка текстов. Перед вами текст Сказка об одуванчике. Ваша задача подобрать к именам существительным имена прилагательные. Сделать так, чтобы описание стало ярким.

) Использовать в работе творческие пересказы, которые предполагают передачу текста с какими-либо изменениями:

добавить то, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении;

заменить рассказчика дальше;

изменить грамматическое время глагола;

придумать, как могли разворачиваться события дальше.

Творческий пересказ тренирует гибкость читательского взгляда, приучает видеть позицию разных героев, сопереживать им.

Также можно использовать и такие формы работы как:

) подобрать дополнительный материал об авторе произведения;

) подготовить выставку книг одного из авторов;

) найти дополнительный материал в энциклопедии;

) сочинения сказок, считалок, потешек, стихотворений.

Работа по формированию и развитию познавательной активности осуществляется не только через уроки литературного чтения, но и через внеклассные мероприятия, праздники. Мама, папа, я - читающая семья, сотрудничество с школьной библиотекой, предметные недели и различные конкурсы и викторины.

Учащимся нравятся нестандартные задания, задания творческого характера. Школьники стараются сами доходить до правильного ответа, решать хитрые вопросы. .

Творческое развитие детей легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность, требующая речевых действий.

Приведу примеры дидактических игр, которые можно проводить на уроках литературного чтения

«Бесконечный рассказ». Учителем или учеником определяется речевая ситуация, например: «Узнай что-либо, о чем-нибудь спроси и расскажи об этом».

Итак, мотив высказывания задан. Участники речевого общения вступили в игру. Ведущий начинает рассказывать :

  • Однажды я спросил своего друга о том, что необычного произошло с ним прошлым летом. Вот Андрей начал рассказывать :

  • Я очень люблю летом ездить в деревню к бабушке. Там мы с ребятами решили пойти на рыбалку. Все приготовили необходимое для этого. Как вдруг …

Дальше продолжает следующий ученик и т.д. Каждый из играющих старается закончить свой отрывок неожиданно, интригующе, поэтому дети с удовольствием принимают участие в этой игре. Заканчивает игру ведущий.

«Эстафета» – Класс делится на 2-3 команды. Каждая команда за определенное количество времени должна составить рассказ на указанную тему. Причем, каждый участник игры может добавить только одно предложение.

Цель игры - активизировать спонтанную речь детей. Отвлекающей целью является неучебная цель – добиться победы команды, которую можно завоевать только языковыми средствами.

«Пантомима». Это игра мимики и жестов. Предлагается ситуация, которую необходимо показать без помощи слов.

Вот, например, ситуации : «Я восхищаюсь …»

1). На берегу моря стою и смотрю на волны, хочу войти в воду …

2). Вы видите котенка, он беспомощный, очень милый, вы хотите его взять …

Эта игра в другом случае может сопровождаться словами, когда данную ситуацию нужно не только показать , но и подобрать нужные слова и произнести их с чувством. Такие задания помогают вызвать нужное эмоциональное состояние.

Можно попросить учащихся произнести слово (фразу, текст) с разной целевой установкой.

Дидактические игры способствуют развитию творческих способностей обучающихся на уроке литературного чтения.

К приемам словесного иллюстрирования относится составление диафильма.

Диафильм – это серия словесных и графических рисунков, порядок которых соответствует последовательности событий в произведении, каждый рисунок снабжен титрами (подписями).

Еще одно направление в работе над развитием творческого потенциала школьников – театрализация.

Работа в этом направлении начинается с самого простого : чтение по ролям, исполнение ролей в воображаемых ситуациях или в сюжетах различных произведений. Большой эффект дает такая форма работы, когда учащимся приходится изменять реплики, быстро отвечать на неожиданные вопросы, самим формулировать их. Можно предложить заменить фамильярные (разговорные) обращения вежливыми, официальными, ввести новых действующих лиц.

Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры-драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжения известных сказок. Разыгрывая сценки, дети знакомятся с правилами речевого этикета, учатся применять знания в новых ситуациях, открывают новые знания об окружающей природе и мире, т. е. содержание «пьесы» зависит от педагогической и учебной цели, которую ставит учитель.

Сначала используются готовые сценарии, затем дети пишут их самостоятельно под руководством учителя. Разработка характеров и речи героев позволит учителю лучше узнать детей, их интересы, возможности, вникнуть в детские проблемы и помочь найти пути их решения.






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ермакова Марина Михайловна

Дата: 03.11.2018

Номер свидетельства: 483360

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад на тему "ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ" "
    ["seo_title"] => string(114) "doklad-na-tiemu-podkhody-k-riealizatsii-fgos-chieriez-razvitiie-tvorchieskogo-voobrazhieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103590"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593280"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(13) "Доклад "
    ["seo_title"] => string(6) "doklad"
    ["file_id"] => string(6) "103597"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402593811"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства