Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «Совершенствование техники чтения». (VIII вид)»
ГОУ ТО « ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:
«Совершенствование техники чтения».
(VIII вид)
Подготовила: Учитель начальных классов
Головина Л.А.
Совершенствование техники чтения
Чтение - это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка быстрого чтения зрительный образ речевой единицы всё в большей степени напрямую соотносится с её значением. Однако, как показали исследования психологов, на этапе становления синтетических способов чтения огромное значение для понимания читаемого имеет то, как осуществляется оно: с внешним артикулированием или скрытым. И чем менее сформирован навык, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью, которой он уже давно владеет.
Данная психологическая закономерность обуславливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя, как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слуховым и смысловым компонентами.
Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения ученика в этот период ещё очень ограничено. Понимание значения прочитанного слова существенно отстает от его произношения, т.к. требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого «узнать» его.
На этапе синтетического чтения единицей становится слово. Время прочтения предложения заметно сокращается. Единица чтения автоматизированного этапа - предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, поскольку определенный отрезок текста зрительно схвачен и осмыслен быстрее, чем произнесен. Учащиеся полностью овладевают навыком беглого чтения.
В обучении умственно отсталых детей все три этапа хорошо прослеживаются, поскольку они растянуты во времени: весь первый год и первое полугодие 2 класса дети находятся на этапе аналитического чтения.
Умственно отсталые учащиеся оказываются не в состоянии полностью овладеть умением опережающего осмысления еще не до конца произнесенного текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого процесса, у них может быть сформирована.
Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью.
Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.
По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточно быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим, сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.
Характерная для у/о детей косность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических приемов чтения к синтетическим (от слогов к целым словам). В результате школьники, начав читать по слогам, с трудом переключаются на чтение целыми словами даже хорошо знакомых и усвоенных лексем. И наоборот, сразу прочитав первое слово, пытаются также быстро прочитать и следующее, но, как правило, ошибаются.
Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у у/о детей ограниченное. Они обычно видят только ту букву (тот слог), на который в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом - интеллектуальной недостаточностью.
Если говорить о навыках выразительного чтения, то здесь можно отметить следующее: в начале обучения дети не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерно или излишне громкое чтение, или излишне тихое. В целом же оно отличается монотонностью. По мере повышения уровня беглости и сознательности чтения улучшается и его выразительность. При этом, как и дети с нормальным интеллектом, многие учащиеся обладают неплохими способностями к выразительному чтению.
Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия в произведении зависит от его эмоциональной выразительности. На уроках чтения значительно повышается общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей.
Выработка навыков чтения.
Правильность чтения - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.
Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1 -3 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста. Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения.
Конкретные задачи таких упражнений следующие:
-установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов
-дифференциация сходных единиц чтения
-закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально
-слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова
Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако, в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.
Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений:
Дифференциация сходных слогов и слов:
ЛА-РЛ МА-МЯ ДОМ-ТОМ
ЛО-РО МО-МЁ ДИМА-ТИМА
ЛУ-РУ МУ-МЮ КАДУШКА-КАТУШКА
2. Чтение слогов и слов по подобию:
МА
МО
МУ
МАША
ШАПКА
СА
СО
СУ
ДАША
ЛАПКА
ЛА
ЛО
ЛУ
ПАША
ПАПКА
Используя эти упражнения, учитель обращает внимание школьников на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным. Кроме того, в процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются их зрительные образы.
3. Чтение слогов и слов с подготовкой:
о-то-сто-стол то-сто-сто ит
у-ту-сту-стул та-ста-стал и
а-ра-вра-враг ня-сня-сняли
После воспроизведения слоговых структур дети читают слова либо в слоговой разбивке, либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова.
4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:
кто-кот следы-слезы
так-тот мука-муха
рак-как лыжи-ложись
5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:
лес-лесок шел-пошел
трава-травка нырял-нырнул
решила-решала увидел-увиделся
6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:
прошел-проделал-просмотрел
увял-увел-увез
Выполнение пятого и шестого упражнений предупреждает свойственную у/о учащимся ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл.
Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: лесной вместо лесистый, серый вместо сизый и т.д.
Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми.
Содержание произведения им уже знакомо из чтения учителем. В связи с этим слова, которые отобраны для упражнения, легче осмысливаются учащимися, поскольку ранее они были восприняты в контексте.
Суть данной работы такова:
Во 2 классе дети читают сказку «Ёж и заяц». В тексте содержится большое количество родственных слов, представленных в разных формах. Именно эти слова должны быть предварительно прочитаны. На доске заранее выписываются слова:
бе-жим бе-жит бе-жа-ли
по-бе-жим по-бе-жит по-бе-жа-ли
под-бе-жим под-бе-жит до-бе-жа-ли
Перед чтением сказки ученики прочитывают слова, объясняют значение некоторых из них. Затем им предлагают читать текст, правильно воспроизводя все подготовленные заранее слова.
В предварительные упражнения можно включать и другие игровые моменты, например: «Слог потерялся», «Буква потерялась».
На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег, сне...ный, сне...вой, сне...ки.
«Бегущая лента» Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более 2-3).
Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Фактически это основной путь, который ведет к выработке навыка правильного чтения. Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдение учащихся за чтением друг друга.
Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:
медленное чтение учителя
комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором
- контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок.
Учащиеся со сложными нарушениями фонематического слуха следует объединять в группу, с которой должен заниматься логопед.
Литература.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Учебное пособие педагогических институтов. -М. Просвещение, 1994
Воронкова В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. II издание. - М.Школа - пресс. 1995.
Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 - 4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя. - М. 1991.