kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «Совершенствование техники чтения». (VIII вид)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «Совершенствование техники чтения». (VIII вид)»

ГОУ ТО « ТУЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»









ДОКЛАД ПО ТЕМЕ:

«Совершенствование техники чтения».

(VIII вид)





























Подготовила: Учитель начальных классов

Головина Л.А.

Совершенствование техники чтения

Чтение - это один из видов речевой деятельности, представляющий собой перевод буквенного кода в звуковой и осмысление воспринятой информации. По мере расширения читательского опыта и совершенствования навыка быстрого чтения зрительный образ речевой единицы всё в большей степени напрямую соотносится с её значением. Однако, как показали исследования психологов, на этапе становления синтетических способов чтения огромное значение для понимания читаемого имеет то, как осуществляется оно: с внешним артикулированием или скрытым. И чем менее сформирован навык, тем важнее роль громкого проговаривания. Именно оно помогает начинающему читателю осознать буквенные символы и связать их с наполненной смыслом устной речью, которой он уже давно владеет.

Данная психологическая закономерность обуславливает такой подход, когда детей вначале учат чтению вслух и только затем постепенно переводят на чтение про себя, как более продуктивный способ усвоения письменной информации. Особенно это важно в отношении умственно отсталых детей, для которых скрытого артикулирования явно недостаточно для установления связи между зрительным, слуховым и смысловым компонентами.

Психологи выделяют в становлении навыков чтения три этапа: аналитический, синтетический и автоматизированный. На первом этапе зрительно воспринимаемой единицей является буква или слог. Поле зрения ученика в этот период ещё очень ограничено. Понимание значения прочитанного слова существенно отстает от его произношения, т.к. требуется время, чтобы присоединить один слог к другому, воспроизвести слово и только после этого «узнать» его.

На этапе синтетического чтения единицей становится слово. Время прочтения предложения заметно сокращается. Единица чтения автоматизированного этапа - предложение. Понимание начинает опережать процесс произнесения читаемого, поскольку определенный отрезок текста зрительно схвачен и осмыслен быстрее, чем произнесен. Учащиеся полностью овладевают навыком беглого чтения.

В обучении умственно отсталых детей все три этапа хорошо прослеживаются, поскольку они растянуты во времени: весь первый год и первое полугодие 2 класса дети находятся на этапе аналитического чтения.

Умственно отсталые учащиеся оказываются не в состоянии полностью овладеть умением опережающего осмысления еще не до конца произнесенного текста, хотя беглость чтения, как техническая сторона этого процесса, у них может быть сформирована.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью.

Процесс формирования каждого качества у умственно отсталых учащихся достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком.

По мере усложнения программных требований к технике чтения возникает ряд новых трудностей. Умственно отсталые учащиеся очень медленно накапливают слоговые образы. Это связано не столько с недостаточно быстрым соотнесением звуков и букв, смешением их, затруднениями в слиянии одного звука с другим, сколько с тем, что дети не понимают обобщенного слогового образа и стараются механически заучивать каждый слог в отдельности.

Характерная для у/о детей косность, привязанность к какому-либо одному способу действия мешает им при переходе от аналитических приемов чтения к синтетическим (от слогов к целым словам). В результате школьники, начав читать по слогам, с трудом переключаются на чтение целыми словами даже хорошо знакомых и усвоенных лексем. И наоборот, сразу прочитав первое слово, пытаются также быстро прочитать и следующее, но, как правило, ошибаются.

Развитие беглости чтения тормозится еще и тем, что поле зрения у у/о детей ограниченное. Они обычно видят только ту букву (тот слог), на который в данный момент направлен их взгляд. Кроме того, такие дети длительное время не могут пользоваться смысловой догадкой, что связано с их основным дефектом - интеллектуальной недостаточностью.

Если говорить о навыках выразительного чтения, то здесь можно отметить следующее: в начале обучения дети не соблюдают правильный темп чтения, нарушают логические паузы, неправильно распределяют дыхание. Характерно или излишне громкое чтение, или излишне тихое. В целом же оно отличается монотонностью. По мере повышения уровня беглости и сознательности чтения улучшается и его выразительность. При этом, как и дети с нормальным интеллектом, многие учащиеся обладают неплохими способностями к выразительному чтению.

Уроки чтения являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей, учатся давать им оценку. Сила воспитательного воздействия в произведении зависит от его эмоциональной выразительности. На уроках чтения значительно повышается общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Уроки чтения способствуют развитию связной устной речи детей.




Выработка навыков чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажения звукового состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.

Наиболее результативным периодом для формирования навыков правильного чтения являются 1 -3 классы, когда учащиеся от побуквенного восприятия слов переходят к слоговому, а затем и к чтению целыми словами. В этот период они читают небольшие тексты и учитель имеет возможность обращать самое пристальное внимание на правильное прочитывание текста. Одним из эффективных приемов выработки у детей навыка правильного чтения являются ежедневные специальные упражнения.

Конкретные задачи таких упражнений следующие:

-установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов

-дифференциация сходных единиц чтения

-закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально

-слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова

Несомненно, что предварительные упражнения в правильном чтении решают и задачу совершенствования произносительных навыков, поскольку прочтение слогов и слов предполагает четкость их артикулирования. Однако, в противоположность артикуляционной гимнастике с ее нацеленностью на укрепление мышц артикуляционного аппарата, отработку четкости произношения звуков данные упражнения прежде всего готовят детей к правильному прочтению слов текста.

Материалом для упражнений служат слоговые структуры слов и целые слова, которые встречаются в тексте, предназначенном для чтения на данном уроке. Виды упражнений подбирают с учетом общего уровня развития у детей навыка чтения, в частности, характера их ошибок, а также в зависимости от особенностей структуры слов текста, прорабатываемого на уроке. Подобранные на основе этих критериев слоги и слова могут быть сгруппированы и включены в следующие виды упражнений:

  1. Дифференциация сходных слогов и слов:


ЛА-РЛ МА-МЯ ДОМ-ТОМ

ЛО-РО МО-МЁ ДИМА-ТИМА

ЛУ-РУ МУ-МЮ КАДУШКА-КАТУШКА

2. Чтение слогов и слов по подобию:


МА

МО

МУ

МАША

ШАПКА

СА

СО

СУ

ДАША

ЛАПКА

ЛА

ЛО

ЛУ

ПАША

ПАПКА






Используя эти упражнения, учитель обращает внимание школьников на единый принцип образования слогов с одной и той же гласной, т.е. на сохранение положения губ при произнесении не только гласного звука, но и каждого слога с этим гласным. Кроме того, в процессе неоднократного воспроизведения сходных слов в памяти учащихся быстрее накапливаются их зрительные образы.

3. Чтение слогов и слов с подготовкой:

о-то-сто-стол то-сто-сто ит

у-ту-сту-стул та-ста-стал и

а-ра-вра-враг ня-сня-сняли

После воспроизведения слоговых структур дети читают слова либо в слоговой разбивке, либо целиком, в зависимости от того, на каком этапе чтения они находятся и какова сложность структуры слова.

4. Чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения:

кто-кот следы-слезы

так-тот мука-муха

рак-как лыжи-ложись

5. Чтение родственных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем:



лес-лесок шел-пошел

трава-травка нырял-нырнул

решила-решала увидел-увиделся

6. Чтение слов, имеющих одинаковую приставку, но разные корни:



прошел-проделал-просмотрел

увял-увел-увез

Выполнение пятого и шестого упражнений предупреждает свойственную у/о учащимся ошибку читать слово с ориентацией только на его формальные признаки, а не на смысл.


Так, часто повторяющиеся буквосочетания или опорные буквы ведут к прочтению более привычного слова: лесной вместо лесистый, серый вместо сизый и т.д.

Как показала практика, наиболее оптимальным для проведения подобного рода упражнений является тот этап урока, который непосредственно предшествует чтению текста самими детьми.

Содержание произведения им уже знакомо из чтения учителем. В связи с этим слова, которые отобраны для упражнения, легче осмысливаются учащимися, поскольку ранее они были восприняты в контексте.

Суть данной работы такова:

Во 2 классе дети читают сказку «Ёж и заяц». В тексте содержится большое количество родственных слов, представленных в разных формах. Именно эти слова должны быть предварительно прочитаны. На доске заранее выписываются слова:

бе-жим бе-жит бе-жа-ли

по-бе-жим по-бе-жит по-бе-жа-ли

под-бе-жим под-бе-жит до-бе-жа-ли

Перед чтением сказки ученики прочитывают слова, объясняют значение некоторых из них. Затем им предлагают читать текст, правильно воспроизводя все подготовленные заранее слова.

В предварительные упражнения можно включать и другие игровые моменты, например: «Слог потерялся», «Буква потерялась».

На доске записывают слова из текста с пропущенной буквой или слогом. Учащиеся должны их прочитать, догадавшись, какая буква (слог) потеряна. Эта игра заставляет внимательно вглядываться в слово. Особенно полезна данная игра, когда в тексте много родственных слов. Например: снег, сне...ный, сне...вой, сне...ки.

«Бегущая лента» Слова записываются на полоске бумаги. Лента постепенно разворачивается. Школьники должны успеть прочитать и запомнить слова (не более 2-3).

Тренировка в чтении должна занимать большую часть урока. Фактически это основной путь, который ведет к выработке навыка правильного чтения. Не менее важно для формирования навыка правильного чтения организовывать наблюдение учащихся за чтением друг друга.

Для организации таких наблюдений можно использовать различные приемы:

  • медленное чтение учителя

  • комбинированное чтение, когда в тексте выделяются предложения для чтения их хором



- контроль детей за чтением товарищей с последующим сообщением количества и характера допущенных ошибок.

Учащиеся со сложными нарушениями фонематического слуха следует объединять в группу, с которой должен заниматься логопед.

Литература.

  1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. Учебное пособие педагогических институтов. -М. Просвещение, 1994

  2. Воронкова В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. Пособие для учителя. II издание. - М.Школа - пресс. 1995.

  3. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках чтения в 1 - 4 классах вспомогательной школы. Книга для учителя. - М. 1991.

  4. Журнал «Коррекционная педагогика». 2005г. №3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ: «Совершенствование техники чтения». (VIII вид)

Автор: Головина Людмила Анатольевна

Дата: 22.09.2017

Номер свидетельства: 429225

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Доклад "Использование ролевых игр на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(68) "dokladispolzovaniierolievykhighrnaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "263421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449519937"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства