Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Воспитание экологической культуры в урочной деятельности".»
Воспитание экологической культуры в урочной деятельности.
Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, включает следующие основные компоненты:
- интерес к природе;
- знания о природе и ее охране;
- эстетические и нравственные чувства к природе;
- позитивная деятельность в природе;
- мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания.
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников
Задачи работы
Формы и методы
1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе.
Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках.
Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.
2. Воспитывать положительное отношение к миру природы.
Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.
3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений).
Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.
4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними).
Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).
5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений.
Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.
Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира.
В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического воспитания:
- по количеству детей: индивидуальные и групповые;
- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;
- по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические игры и др.;
- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.
Знания детей о природе могут систематизироваться и в процессе дидактических игр.
В первую очередь, это относится к системе дидактических игр, которые могут включать и элементы подвижной игры: «Кто скорей найдет, с какого дерева листок?», «Кто больше соберет листьев дуба, березы?», «Кто найдет самый большой (красный) лист клена?» и т.д.
Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи. Такими задачами являются, например:
- определение предмета по каким-то признакам («Угадай цветок по описанию»);
- сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»);
- классификация предметов по признакам («Лиственные и хвойные деревья», «Назови цветы садовые и лесные»);
- установление различия и сходства («Подбери пару», лото и др.).
Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить победителя. В соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или картинок, складывание, выкладывание картинок, составление алгоритма, последовательности.
Дидактическая игра «Что сначала, что – потом?»
Организующий момент дидактической игры – правила, которые указывают, что и как надо делать, каковы ограничения деятельности.
Например, на основании изучения темы «Лекарственные растения» можно провести экологическую игру «Что? Где? Когда?»
Конкурс знатоков голосов природы (дети слушают магнитофонную запись с голосами птиц, животных)
Когда я проводила открытый урок по русскому языку по теме «Предложение», то учебный материал связала с уроком «Развитие речи». Урок стал интегрированным. Дети узнали много о местной речке «Медведице», её обитателях. Таким образом, расширились познания детей о родном крае, узнали, как не навредить природе нашего края.
Задания экологического характера на уроках русского языка, которые я применяю:
1.«Угадай, что за зверь по описанию»
Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост
короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)
Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка
длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)
- Какие слова помогли вам угадать зверька? Дети называют имена прилагательные и объясняют, что они обозначают. (серый, белый, рыжий – цвет; короткий, длинный – размер; пугливый, хитрый – характер.
2. Викторины «Что? Где? Когда?» или «Знаешь ли ты птиц?»
- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)
- Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах?
-Герой одной из басен Крылова. (Чиж)
3. Закончи предложения:
1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает
новая – … и … (густая и пушистая).
2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).
4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во
5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут
времена года.
Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались
девушки в лес гулять.
Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу
играть. А потом стали снежную бабу лепить.
Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.
Потекли ручьи. Все ребята рады.
6. Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей
экологическую грамотность.
Заяц лисица овощи ягода
Воробей береза орех экскурсия
Сорока животное осина
Ворона земляника растение
Медведь малина яблоко.
При знакомстве со словарными словами: завод, фабрика, машина обязательно говорим о загрязнении окружающей среды этими предприятиями и транспортом, влиянии деятельности человека на чистоту окружающей среды и меры по её защите.
На уроке чтения детям предлагается огромное количество произведений о родной природе, посвящённых разным временам года, животным, птицам. В стихотворениях И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина, А.Пушкина и др. мы учимся наблюдать предметы и явления природы, восхищаться ими. Читая произведения писателей Н.Сладкова, И.Соколова-Микитова, Е.Пермяка и др. мы учимся наблюдать за природой, прислушиваться к ней, сопереживать и любить её, а главное защищать и беречь.
Часто на уроках применяю инсценирование природоведческих сказок.
Содержание таких уроков мероприятий обусловлено включением в них сюжетно-ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у Айболита», «Зоопарк», «Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др.
Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации.
Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.
Например, на уроке математики при изучении темы “Решение задач” можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию.
На уроках математики я использую задачи и задания на экологическую тему. Например: В клумбе росли цветы: 10 Анютиных глазок, а ромашек на 5 больше. Сколько цветов всего выросло на клумбе. Подробно говорим, как выглядят данные цветы, выбираем их на картинках.
Задача. Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца?
Задача. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30 лет, а дикого кабана – 20 лет. Как, одним словом, назвать продолжительность жизни всех трёх вместе?
На уроках «Мир природы» у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
По ФГОС структура курса представлена следующими разделами:
1.Сезонные изменения в природе:
Долгота дня
Времена года (Осень, Зима, Весна, Лето).
2.Неживая природа.
3.Живая природа:
Растения
Животные
Человек
Основными задачами, которые необходимо решать в этот период, будут следующие:
развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;
закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;
изучение воды и её свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;
воспитание интереса и бережного отношения к природе.
В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
формирование естествоведческих знаний, развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо формирование академических и жизненных компетенцийи решение следующих практических задач:
уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных её элементах;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;
формировать знания учащихся о природе своего края;
формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
Классификация методов экологического воспитания младших школьников на уроках "Мир природы и человека»:
Частично-поисковые: Загадки. Ребусы. Кроссворды. Викторины. Интересные упражнения. Фенологические рассказы. Опорные схемы.
Исследовательские: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Проверка народных примет о взаимосвязи в природе путем наблюдений. Проблемные задачи.
Пример:
1 класс.
Тема: Времена года. Зима. 3 часа.
Содержание занятий. Приход зимы. Зимующие птицы.
Как мы помогаем зимой птицам.
Народные загадки, пословицы и поговорки, приметы при изучении темы "Зима".
Белое, а не сахар, мягкое, а не вата, без ног, а идет (Снег).
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Много снега - много хлеба.
Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести.
Светлые столбы около солнца - к морозу.
Кошка в клубок - мороз на порог.
Снег падает крупными снежками - на потепление.
Беседа и просмотр видео о зимующих птицах. Практическая работа по подкормке птиц.
На уроках мы часто обращаемся к содержанию Красной книге, чтобы дети не забывали, что всё, что нам даёт природа, может быть в конце концов, исчерпано. Например, подснежники, кувшинки, лилии в нашей местности взяты под охрану.
Предлагаю детям получить сведения и самостоятельно. Вместе с родителями, используя дополнительную литературу, дети, готовят ответ на вопрос: «Какую пищу нельзя сыпать птичкам в кормушки?» или «Животные, занесённые в Красную книгу» и т.д.
Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Поэтому на учителя возложена очень ответственная миссия воспитания этой человечности в маленьких гражданах, которые взрослея, понесут эти жизненные ценности следующим поколениям.