kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Воспитание экологической культуры в урочной деятельности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания на различных предметах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Воспитание экологической культуры в урочной деятельности".»

Воспитание экологической культуры в урочной деятельности.

Экологическая культура, формирующаяся в процессе экологического воспитания, включает следующие основные компоненты:

- интерес к природе;

- знания о природе и ее охране;

- эстетические и нравственные чувства к природе;

- позитивная деятельность в природе;

- мотивы, определяющие поступки детей в природе.

Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания.

Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников

Задачи работы

Формы и методы

1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе.

Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках.

Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.

2. Воспитывать положительное отношение к миру природы.

Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.

3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений).

Проводить:

а) экскурсии в природу;

б) ежедневные наблюдения за природой;

в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.

4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними).

Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чте­ние стихов, слушание эколо­ги­чес­ких сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).

5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений.

Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.


Необходимыми принципами экологического воспитания младших школьников являются обеспечение максимальной наглядности и практического взаимодействия с объектами окружающего мира.

В зависимости от средств обучения могу осуществляться и разные формы экологического воспитания:

- по количеству детей: индивидуальные и групповые;

- по организации представления объектов: выставки, экскурсии;

- по организации актуализации знаний: викторины, КВН, экологические игры и др.;

- по организации деятельности детей: дежурства, поручения, коллективный труд в природе и др.


Знания детей о природе могут систематизироваться и в процессе дидактических игр.

В первую очередь, это относится к системе дидактических игр, которые могут включать и элементы подвижной игры: «Кто скорей найдет, с какого дерева листок?», «Кто больше соберет листьев дуба, березы?», «Кто найдет самый большой (красный) лист клена?» и т.д.

Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи. Такими задачами являются, например:

- определение предмета по каким-то признакам («Угадай цветок по описанию»);

- сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»);

- классификация предметов по признакам («Лиственные и хвойные деревья», «Назови цветы садовые и лесные»);

- установление различия и сходства («Подбери пару», лото и др.).

Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить победителя. В соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или картинок, складывание, вы­кладывание картинок, составление алгоритма, последовательности.

 

 

Дидактическая игра «Что сначала, что – потом?»

Организующий момент дидактической игры – правила, которые указывают, что и как надо делать, каковы ограничения деятельности.

Например, на основании изучения темы «Лекарственные растения» можно провести экологическую игру «Что? Где? Когда?» 

Конкурс знатоков голосов природы (дети слушают магнитофонную запись с голосами птиц, животных)

Когда я проводила открытый урок по русскому языку по теме «Предложение», то учебный материал связала с уроком «Развитие речи». Урок стал интегрированным. Дети узнали много о местной речке «Медведице», её обитателях. Таким образом, расширились познания детей о родном крае, узнали, как не навредить природе нашего края.

Задания экологического характера на уроках русского языка, которые я применяю:

1.«Угадай, что за зверь по описанию»

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост

короткий. Зверек этот пугливый. (Заяц)

Этот зверь живет в лесу. Шерсть у него рыжая, хвост пушистый, мордочка

длинная. Зверь этот хитрый. (Лиса)

- Какие слова помогли вам угадать зверька? Дети называют имена прилагательные и объясняют, что они обозначают. (серый, белый, рыжий – цвет; короткий, длинный – размер; пугливый, хитрый – характер.

2. Викторины «Что? Где? Когда?» или «Знаешь ли ты птиц?»

- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

- Небольшая птичка, которая обычно гнездится на елях и соснах?

-Герой одной из басен Крылова. (Чиж)

3. Закончи предложения:

1) С октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает

новая – … и … (густая и пушистая).

2) Изменяется окраска шерсти у …, …, … . (у зайца, белки, песца).

4. Из перечисленных животных выбери в первый столбик диких животных, во

второй – домашних. Выдели орфограмму.

Белка, еж, лошадь, кролик, заяц, лиса, коза, баран, барсук, бобр,

лось, корова, медведь, бык.

5. Спишите, выделяя орфограммы, расположите части текста так, как идут

времена года.

Тут и лето настало. Солнышко печет, земля цветет. Собрались

девушки в лес гулять.

Раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу

играть. А потом стали снежную бабу лепить.

Вот и зима миновала. Пришла весна. Стало солнышко пригревать.

Потекли ручьи. Все ребята рады.

6. Словарные слова, при знакомстве с которыми можно развивать у детей

экологическую грамотность.

Заяц лисица овощи ягода

Воробей береза орех экскурсия

Сорока животное осина

Ворона земляника растение

Медведь малина яблоко.


При знакомстве со словарными словами: завод, фабрика, машина обязательно говорим о загрязнении окружающей среды этими предприятиями и транспортом, влиянии деятельности человека на чистоту окружающей среды и меры по её защите.


На уроке чтения детям предлагается огромное количество произведений о родной природе, посвящённых разным временам года, животным, птицам. В стихотворениях И. Бунина, Ф. Тютчева, С. Есенина, А.Пушкина и др. мы учимся наблюдать предметы и явления природы, восхищаться ими. Читая произведения писателей Н.Сладкова, И.Соколова-Микитова, Е.Пермяка и др. мы учимся наблюдать за природой, прислушиваться к ней, сопереживать и любить её, а главное защищать и беречь.

Часто на уроках применяю инсценирование природоведческих сказок.

Содержание таких уроков мероприятий обусловлено включением в них сюжетно-ролевых и театрализованных игр экологической тематики: «В гостях у Айболита», «Зоопарк», «Лесной заповедник». Кроме того, они позволяют осуществлять интеграцию различных видов детской деятельности: изобразительной, речевой, познавательной, игровой и др.

Большую роль в развитии познавательного интереса имеет работа с художественной литературой (природоведческой сказкой, поэзией), которая включает чтение сказок, беседы, просмотр кукольной театрализации.


Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

Например, на уроке математики при изучении темы “Решение задач” можно использовать задачи, содержащие экологическую информацию.

На уроках математики я использую задачи и задания на экологическую тему. Например: В клумбе росли цветы: 10 Анютиных глазок, а ромашек на 5 больше. Сколько цветов всего выросло на клумбе. Подробно говорим, как выглядят данные цветы, выбираем их на картинках.

Задача. Журавль живёт на 10 лет меньше филина, а филин – на 10 лет дольше скворца. На сколько лет продолжительность жизни журавля больше, чем скворца?

Задача. Продолжительность жизни бурого медведя 50 лет, белого медведя – 30 лет, а дикого кабана – 20 лет. Как, одним словом, назвать продолжительность жизни всех трёх вместе?


На уроках «Мир природы» у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

По ФГОС структура курса представлена следующими разделами:

1.Сезонные изменения в природе:

Долгота дня

Времена года (Осень, Зима, Весна, Лето).

2.Неживая природа.

3.Живая природа:

Растения

Животные

Человек

Основными задачами, которые необходимо решать в этот период, будут следующие:

развитие представлений о взаимосвязи живой и неживой природы;

закрепление представлений о солнце как источнике света и тепла на Земле, его значении в жизни живой природы, смене времён года;

изучение воды и её свойств, формирование представлений о роли и участии воды в жизни живой природы;

воспитание интереса и бережного отношения к природе.

В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:

формирование естествоведческих знаний, развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.

Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:

уточнить имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дать новые знания об основных её элементах;

на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

вырабатывать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ;

формировать знания учащихся о природе своего края;

формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе.

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у обучающихся начальных классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Классификация методов экологического воспитания младших школьников на уроках "Мир природы и человека»:

Объяснительно - иллюстративные: Беседа. Объяснения. Ответ.

Репродуктивные: Задачи экологического содержания.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Опорные схемы. Объяснение. Наблюдения.

Частично-поисковые: Загадки. Ребусы. Кроссворды. Викторины. Интересные упражнения. Фенологические рассказы. Опорные схемы.

Исследовательские: Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Проверка народных примет о взаимосвязи в природе путем наблюдений. Проблемные задачи.

Пример:

1 класс.

Тема: Времена года. Зима. 3 часа.

Содержание занятий. Приход зимы. Зимующие птицы.

Как мы помогаем зимой птицам.

Народные загадки, пословицы и поговорки, приметы при изучении темы "Зима".

Белое, а не сахар, мягкое, а не вата, без ног, а идет (Снег).

Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)

Много снега - много хлеба.

Зимой земля отдыхает, чтобы летом расцвести.

Светлые столбы около солнца - к морозу.

Кошка в клубок - мороз на порог.

Снег падает крупными снежками - на потепление.

Беседа и просмотр видео о зимующих птицах. Практическая работа по подкормке птиц.


На уроках мы часто обращаемся к содержанию Красной книге, чтобы дети не забывали, что всё, что нам даёт природа, может быть в конце концов, исчерпано. Например, подснежники, кувшинки, лилии в нашей местности взяты под охрану.

Предлагаю детям получить сведения и самостоятельно. Вместе с родителями, используя дополнительную литературу, дети, готовят ответ на вопрос: «Какую пищу нельзя сыпать птичкам в кормушки?» или «Животные, занесённые в Красную книгу» и т.д.


Под экологическим воспитанием детей мною понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Поэтому на учителя возложена очень ответственная миссия воспитания этой человечности в маленьких гражданах, которые взрослея, понесут эти жизненные ценности следующим поколениям.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему "Воспитание экологической культуры в урочной деятельности".

Автор: Лукьянскова Лариса Юрьевна

Дата: 28.05.2019

Номер свидетельства: 512463

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Презентация проекта «Деятельность детской организации «Лесовички», как форма экологического воспитания младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-proiekta-dieiatiel-nost-dietskoi-orghanizatsii-liesovichki-kak-forma-ekologhichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "106421"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403009178"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства