Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: «Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»
Доклад на тему «Внеурочная деятельность как условие творческого развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Творческие способности – это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному замыслу. Творческие способности включают в себя также умение познавать новое и удивляться, сохранять живость ума, способность отыскивать в необычных ситуациях нестандартные выходы.
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы подталкивала к развитию.
Важное условие развития творческих способностей – учащимся предоставлять большую свободу в выборе деятельности,
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения развития этих детей встает вопрос, как сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Эти дети под руководством педагогов могут добиться больших успехов в изготовлении поделок, композиций из природных материалов, техники оригами, и т.д. Осуществляется связь эмоциональных состояний с конкретными ситуациями, которые могут повториться или встретиться ребенку в жизни.
Все виды самостоятельных творческих работ очень привлекают ребят, а их выполнение способствует развитию эстетического вкуса, наблюдательности, художественному видению окружающей действительности, конструкторскому, творческому мышлению. Изготовление конкретных поделок или заучивание каких-либо стихотворений служит средством развития творческих способностей обучающихся.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды практической деятельности, во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-бытовые знания, умения и навыки, необходимые для жизни. В ходе этой работы у детей формируются такие личностные качества как трудолюбие, ответственность, настойчивость, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.
Использование внеурочной деятельности как условия творческого развития современного школьника с нарушением интеллекта становится актуальной социально-педагогической задачей.
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии обучающихся с ОВЗ.
Сущность и основные назначения внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников с ОВЗ и разумной организации их свободного времени. Она ориентирована на создание условий для:
-творческой самореализации ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности и позитивного преобразующего отношения к окружающей действительности;
- социального становления личности ребенка в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами;
-профессионального самоопределения обучающегося,
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно-эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии. Все формы детского творчества для ребенка с ОВЗ – это шанс реализоваться в этом мире. создавать интересные образы, изделия, композиции. Для этого использую схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребята создают своё оригинальное изделие, они видят конечный результат и знают, к чему нужно стремиться.
Материал для занятий подбираю с учетом желания ребят также возрастных и индивидуальных особенностей. Для развития творческих способностей использую разные техники: работа с фетром, лоскутное шитье, аппликация, силуэтное и объемное моделирование. Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, изготовление творческих поделок пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Помимо кружковой работы у нас в школе развито проведение внеклассных мероприятий: викторин, бесед, диалогов, обсуждений, олимпиад, конкурсов, также ведется проектная работа. На этих мероприятиях развивается творческий потенциал обучающихся, коллективизм и навыки межличностного общения, активизируется коллективная досуговая деятельность, воспитывается сообразительность, находчивость, аккуратность и т.д.
Развивать творческие способности - это значит «вооружить» ребёнка способом деятельности, который поможет ему в дальнейшей жизни.
Рекомендации
Способствовать включению каждого ребенка в творческие объединения.
На занятиях и уроках использовать современные методы и приемы развития творческих способностей детей (исследовательская, проектная деятельность, творческий труд)
Применять при организации творческой познавательной деятельности новые ИКТ.
Задействовать эмоциональную сферу школьников, вызывать положительные эмоции в процессе учения.
Избегать неодобрительной оценки творческих попыток ребенкаи находить слова поддержки к его творческим начинаниям.