Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
г. Альметьевска Республики Татарстан
Доклад на тему:
«Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде»
Выполнила: учитель начальных классов
Шайхутдинова Г.Ш.
Альметьевск, 2022
ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Разберемся, какая роль отводится в нем, в развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Анализируя разработанные требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отмечаем их направленность на «…овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;… формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду…» . Метапредметные результаты, как прописано в документе, должны отражать: «… освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…». Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «…сформированность потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;… использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач...». Таким образом, в современном документе уделяется достаточное внимание развитию творческих способностей младшего школьника, благодаря которым, он не будет чувствовать растерянность при встрече со сложными учебными и жизненными задачами, оценит противоположные взгляды на проблему и выберет оптимальный путь ее решения. Проявляя творчество, младший школьник будет уверенней ощущать себя и при установлении контактов с окружающими, в проявлении своих личностных особенностей, поиске выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций. Далее необходимо определить, какие приемы и методы по развитию творческих способностей будут оптимальными для младшего школьника. Среди подходов отечественных психологов к развитию творческих способностей детей можно выделить следующие:
– личностно-ориентированная позиция педагога (Вишнякова Н.Б., Исаев Е.И., Митина Л.М., Чудновский В.Э., Яковлева Е.Л.);
– развитие мыслительных процессов (Артемьева В.А., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Моляко В.А., Обухова Л.Ф., Поддьяков Н.Н., Смолярчук И.В., Чурбанова С.М);
– погружение в культуру художественной деятельности (МеликПашаев А.А. и Новлянская З.Н., Полуянов Ю.А.,Сметанина Н.В.);
– создание предметно-игровой среды (Новоселова С.Л., Петровский В.А., Ходырева Е.А., Шумунова Т.В.).
Предлагая методы развития личностных качеств и творческих способностей обучающихся, ученые рассматривают их как способности к – воображению, рефлексии, самостоятельности, в решении или разработке своих действенных программ, а так же, способности идти на риск без страха перед возможной оплошностью. Рассмотрим, отмеченные методы учеными, которые дают наибольший эффект:
1. Творческое задание.
2. Создание проблемной ситуации или постановка проблемы.
3. Дискуссия (организация обсуждения материала).
4. Создание креативного поля.
5. Перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень. Рассмотрим предлагаемые методы более подробно:
Творческое задание – это учебное задание, которое содержит творческий компонент, при решении которого, обучающемуся, необходимо использовать способы, приемы и знания, не применяемые им ранее. Считаеся, что, почти любое задание можно представить в творческой форме, однако, наибольший творческий потенциал, содержат такие виды учебных заданий, как – головоломки, сочинения, рисунки, придуманные упражнения и задания, ребусы и т.д.
Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, однако в нем имеется главное преимущество, он вызывает у обучающихся мощную мотивацию. Так как, дети в этом возрасте, обладают высокой любознательностью, то любая неразрешенная представленная проблема их мгновенно интригует и зажигает. Вставшая на их пути тайна не может быть не разрешенной, так как они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы узнать, увидеть и отгадать тайное.
Дискуссия – этот метод, обусловлен в обмене впечатлениями и мнениями по определенной или заданной проблеме. Высказанная обучающимся точка зрения, в ходе дискуссии, может опираться на общее или свое собственное мнение. Грамотно проведенная дискуссия имеет большую воспитательную и обучающую ценность – учит считаться с мнением окружающих, учит углубленному пониманию проблемы, умению отстаивать свою позицию и точку зрения. Целесообразно, дискуссия, используется в том случае, когда младшие школьники уже – умеют аргументировать, обладают значительной степенью самостоятельности в мышлении, умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения. Ученые считают, что необходимо начинать работу ведению дискуссии в начальной школе, с выработкой двух основных качеств:
- не обижаться на замечания (не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя),
- доказывать правильность своего мнения не криком, оскорбительными интонациями и словами, а фактами и примерами.
Создание креативного поля – это ключевой метод, направленный на создание творческой атмосферы. Д.Б. Богоявлевской, впервые был использован термин «креативное поле», для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Это подразумевается тем, что вокруг решаемых заданий, как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из обучающихся может проникнуть вглубь, для нахождения закономерностей и вариантов для решений. Но для этого необходимо проделать определенную творческую (креативную) работу. «Однажды разрешив детям найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска. Каждая новая находка одного ученика, его рассказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска».
Развитию творческой личности, способной успешно решать проблемные ситуации и находить выход из нестандартных ситуаций способствует организация проектной деятельности в начальных классах, которая включает цели, задачи, содержание деятельности, организационные формы и методы обучения. «Проект – это специальное задание, замысел, путь решения какой-либо проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое: книга, сценарий, презентация, продукт. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни, и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, что способствует развитию их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний и развиваются творческие способности ребенка. Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей «малой родины», участие в благоустройстве двора, улицы, что может сопровождаться ведением дневника на иностранном языке, написанием письма зарубежному сверстнику, созданием газеты и т.д.). Безусловно, на развитие творческих способностей оказывает большое влияние создание определённых условий.
Многие ведущие российские ученые (В.А. Гусев, Г.В., Дорофеев, Н.Б. Истомина, Ю.М. Колягин, Л.Г. Петерсон и др.) отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это продолжительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет нужного и желанного результата. Познавательные задания должны составлять систему, которая позволит формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечит переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим.
В школьном социуме нередко встречаются школьники со слабо развитыми коммуникативными способностями, навыками бесконфликтного общения. Такой ребенок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребенок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может. Он испытывает трудности с налаживанием взаимоотношений со сверстниками, которые, в свою очередь, также избегают с ним контакта.
Существует множество методик изучения творческих способностей младших школьников, остановимся на двух:
Тест-игра «Изобретатель» (по Л. Ю. Субботиной) наряду с фантазией активизирует мышление. Младшему школьнику предлагают 3 творческих задания, результатом которых должно явиться изобретение. На работу дается 15 мин. За это время ребенок должен нарисовать свое изобретение по каждой задаче:
1. Придумайте несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве.
2. Придумайте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.
3. Предложите, что нужно сделать, чтобы все люди были счастливы. Кто творчески справился с заданием, получает 3 балла, кому требовалась помощь взрослого, поддержка – 2 балла, проявлял нерешительность, отказ от выполнения задания – 1 балл. Таким образом, определились уровни проявления творческих способностей: 1) высокий уровень: 7– 9 баллов; 2) средний уровень: 4 – 6 баллов; 3) низкий уровень: 1 – 3 балла
Критериальная характеристика творческой самореализации младших школьников в учебно-творческой, познавательной деятельности. Автор методики – Дроздикова Людмила Николаевна. Она рекомендует, для объективной оценки творческих способностей ребенка, использовать данные критерии методом независимых характеристик. Для определения уровня творческой самореализации с помощью данного метода применяется наблюдение непосредственно учителя, а также используется возможность, во-первых, получить более полную и обобщенную информацию об ученике или классе со стороны многих лиц (учителей, родителей, друзей). Во-вторых, охарактеризовать ученика в разных условиях его жизни и деятельности, на различных этапах развития. Практика показывает, что собранная информация от разных лиц, дает достаточно объективную характеристику учащимся.
Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников позволяет:
- сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;
- рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;
- предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;
- сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что развитие интеллектуальных способностей, развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Начальное образование должно заложить базовые основы интеллектуального развития детей, которые создали бы условия для воспитания творческого, самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека, который бы мог сопоставлять, сравнивать, выдвигать несколько способов решения проблемы, выделять главное и делать обобщенные выводы; применять знания в нестандартных условиях.