kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему :"Проблемы гиперактивности."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе затрагиваются проблемы гиперактивности и способы их решения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему :"Проблемы гиперактивности."»

Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму. В случае, если подобное поведение является проблемой для других, гиперактивность трактуется как поведенческое расстройство. Гиперактивность чаще встречается у детей и подростков, чем у взрослых людей, так как вызывается эмоциями. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.

Причинами гиперактивности могут быть инфекции, родовые травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины — свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Статистически гиперактивность в 4 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома составляет по данным психологов 16,5%: среди мальчиков – 22%, среди девочек – около 10 %. Симптомы почти всегда появляются в возрасте 2-3 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: В этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.

Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ- синдром дефицита внимания с гиперактивностью. В России зафиксировано 2 млн. детей с СДВГ.

Основные признаки гиперактивности:

  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

  2. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

  3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.

  4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.

  5. Часто находится в постоянном движении и ведёт себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

  6. Часто бывает болтливым.

  7. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.

  8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

  9. Часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).

  10. Во время сна раскрывается, всё время ворочается, сбивает простыню, сбрасывает на пол одеяло, при этом спит «свернувшись калачиком».

Кроме перечисленных основных признаков, у детей с синдромом часто наблюдается капризность, раздражительность, невосприимчивость к запретам и замечаниям, эгоистичность, выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту, левшество (ребёнок левша). Примерно у половины детей с синдромом наблюдаются головные боли напряжения.
Характерная черта умственной деятельности детей с СДВГ – цикличность, время в течение которого они могут работать, не превышает 10-15 минут, по истечении которых они теряют контроль над умственной деятельностью. В такой период 2 – 7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию и сил для следующего работающего цикла. В моменты отключения ребенок занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность восстанавливается, и ребенок может продуктивно работать, после чего мозг опять отключается и произвольное управление интеллектуальной активностью оказывается невозможной.

Гиперактивный ребенок все время торопится, суетиться, приступает к заданию, не дослушав инструкции, затем много раз переспрашивает, делает ошибки и не успевает за учителем. Им трудно самоорганизоваться, поэтому на занятиях они требуют много внимания со стороны взрослого. Ни в каком другом случае поведение не вызывает столько нареканий и жалоб со стороны родителей, воспитателей и учителей как в этом. Гиперактивному ребенку больше всех грозит непонимание со стороны окружающих. Его постоянно укоряют, стыдят, одергивают, наказывают. В результате ребенок ожесточается, у него развивается негативная реакция на окружающих, он становится неуправляемым, «трудным».

Следует избегать переутомления ребёнка, будь то занятия, просмотр телепередач или сиденье у компьютера. Длительность занятий в раннем возрасте не должна превышать 10-15 минут и чередоваться с перерывом в 5-7 минут.
Нужно хвалить ребёнка, если он этого заслуживает. Гиперактивные дети невосприимчивы к запретам и выговорам, зато очень чувствительны к похвале.
Необходимо отказаться от физического наказания, используя исключительно современные методы воспитания детей, базирующиеся на демократических принципах. Взаимное общение с ребёнком должно основываться на доверии, а не на страхе.
А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.

Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Эта комплексная проблема требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи подчас так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними.

От педагога требуется по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания и поощрять его хорошее поведение. Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ученика — в центре класса напротив доски и недалеко от стола самого учителя. Ребенку должна быть предоставлена возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

Для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью особенно важно, чтобы учебные занятия строились по четко распланированному, стереотипному расписанию. При этом гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или календарем. Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске. На определенный отрезок времени дается лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы. Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения. Например, если такой ребенок не понял вопрос или задание, он может заявить, что на уроке его заставляют заниматься глупостями, бросает на пол учебники, кладет голову на парту. Чаще такие дети почти ничего не делают, нежели обращаются к учителю за дополнительными объяснениями. При этом они думают так: «Если я задам вопрос, то одноклассники будут считать меня глупым».

Для того чтобы лучше удерживать гиперактивного ученика в процессе выполнения заданий на уроке, учитель может воспользоваться некоторыми простыми приемами. Если ребенок проявляет невнимательность, то для учителя может оказаться достаточным поближе подойти к парте этого ученика. Обращений к нему через весь класс нужно избегать. Достичь желаемого результата можно, легко дотронувшись до плеча ребенка или с помощью специального жеста, при этом четко повторяя задание. Некоторые педагоги договариваются с невнимательными учениками о специальных, известных только им двоим «секретных знаках», которые учитель использует всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

Хороший эффект дает похвала гиперактивного ребенка при быстром и успешном выполнении задании. Однако если он возится слишком долго и отвлекается, то можно, ничего ему не говоря, похвалить его ближайших соседей. Услышав, как хвалят других детей, ребенок с дефицитом внимания обычно возвращается к выполнению задания. Если этого не происходит, то учителю стоит сказать, что для успешного выполнения задания нужно как следует сосредоточиться (подчеркнув тем самым, какое поведение является в данный момент наиболее уместным), не называя при этом имени непослушного ученика.

Учителю важно проявлять терпимость к особенностям поведения ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. Никогда не следует говорить ребенку в присутствии одноклассников о том, что он слишком много двигается, и по этой причине выставлять его перед всеми в качестве примера плохого поведения. Тем более за гиперактивное поведение нельзя наказывать. Чтобы удерживать проявления гиперактивности под разумным контролем, можно использовать специальные физические упражнения, которые выполняются детьми сидя за партой, или разрешать гиперактивному ребенку вставать из-за парты и недолго походить по классу в той его части, где на него не будут обращать внимания другие ученики.

Гиперактивные дети быстро привыкают к наказанию, крику, поэтому обычно они не приносят нужного эффекта. Правильная политика: не кнут и пряник, пряник и его отсутствие.

Наглядный пример гиперактивного ребёнка – персонаж их мультфильма «Маша и медведь» - девочка Маша.

Не стоит думать, что диагноз «гиперактивность» означает низкий интеллект. Ребёнок может быть очень одарённым и интеллектуально развитым. Пример: Белла Девятова из проекта телеканала «Россия 1» «Удивительные люди», которая говорила, читала на семи языках, выделяла главную мысль текста и показала глубокие знания во многих областях.


РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА

Особенности работы с гиперактивными детьми

Канжина Н.Н., к.б.н., доцент каф. ПП)

Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении:

1. Изменение окружения:

—изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

—работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;

—оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду.

—измените режим урока с включением физкультминуток;

—разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

—предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

—направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д.

Мои рекомендации:

-демократический стиль общения на уроке;

-садить не в середину, а по краям, желательно на последние парты;

-больше физкультминуток;

-никаких походов по классу;

-доверительные отношения;

-считаю своим профессиональным долгом тактично донести родителям правдивую картину школьной жизни ребенка. Никогда не обсуждаю с родителями состояние здоровья, а также необходимость лечения ребенка в присутствии посторонних. Это нарушение прав ребенка;

-не требую от детей с СДВГ идеального соблюдения дисциплины. Не допуская грубых нарушений дисциплины, позволяю детям отдельные вольности (например, какую-то часть времени работать стоя или сидя, с подогнутой под себя ногой);

-стараюсь найти возможность для детей с СДВГ проявить во время урока двигательную активность, отдохнуть: даю поручение сходить за мелом, вымыть тряпку для доски, собрать тетради и т.д.;

-оценивая работу ребенка стараюсь не снижать оценки за негрубые ошибки, исправления, помарки, оформительскую небрежность. Осознаю различие в степени важности умения аккуратно написать и умения правильно по сути выполнить задание;

-всё это нужно донести до учителей, которые будут работать в 5 классе;

-администрации школы более ответственно подходить к формированию первых классов.

Памятка для родителей.

1. Я стараюсь объективно оценивать ребенка.

2. Я сравниваю предыдущие успехи своего ребенка с последующими, отмечаю, есть ли положительная динамика.

3. Я нахожу в себе силы отказаться от своих амбиций по отношению к ребенку, если они нереальны. Принимаю решения и действую, исходя из пользы ребенка.

4. Понимаю, что в школе от моего ребенка требуют не больше, чем от других.

5. В случае конфликта я не делаю выводов до тех пор, пока не выслушаю обе стороны (ребенка и учителя или одноклассников). Истина обычно лежит посередине.

6. Основная социальная группа для ребенка – семья. Роль родителей заключается не только в том, чтобы накормить и одеть ребенка, но и научить его жить в обществе, найти себе достойное место в нем, помочь стать успешным.

7. Ребенку необходимо сотрудничество родителей и школы. Противостояние не продуктивно.

8. Необходимость оказывать ребенку дома помощь в учебе не раздражает меня. Я знаю, что состояние здоровья моего ребенка мешает ему усвоить в полном объеме все необходимое в урочное время, поэтому считаю своим долгом помочь ему.

9. Я понимаю, что мне надо набраться терпения. Я не срываю на ребенке свою обиду и раздражение. Я всегда помню, что на мне огромная ответственность за жизнь и успешность ребенка.

10. Считаю, что одной слепой верой в то, что все образуется само собой, я ребенку не помогу. Я понимаю, что у меня непростой ребенок, что его поведение далеко от желаемого, и не отказываюсь от медицинской поддержки ребенка, если это необходимо.

11. Я доверяю специалистам. Стараюсь обращаться за консультацией с ребенком к квалифицированным специалистам.

12. Стараюсь выполнять рекомендации специалистов и педагогов и помогать ребенку, работая в контакте со школой.

Если случилась конфликтная ситуация с участием ребёнка с СДВГ:

- Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у ребёнка.

- Гасите конфликт, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Лечение и воспитание гиперактивного ребёнка должно проводиться комплексно, при участии многих специалистов: невролога, психолога, педагога. Но даже в этом случае помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.

Гиперактивный ребёнок - особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации.

Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

Вывод: когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.


Список используемой литературы.

1.Журнал заботливых родителей «Здоровье школьника» №2,2008г., №1,2009г.

2.Методическая газета для учителей № 7, № 10, 2008г.

3.Справочник классного руководителя. №9, 2009г., №12, 2010г., № 11, 2012г., №.9, 2011г.

4. Интернет-источники.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему :"Проблемы гиперактивности."

Автор: Светлана Анатольевна Сердюкова

Дата: 25.05.2020

Номер свидетельства: 551353

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Проблемы развития современного детства "
    ["seo_title"] => string(44) "probliemy-razvitiia-sovriemiennogho-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "243769"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445798731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Доклад на тему: "Раннее обучение английскому языку в школе" "
    ["seo_title"] => string(66) "doklad-na-tiemu-rannieie-obuchieniie-anghliiskomu-iazyku-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "211101"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431539004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства