kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему "Личностно – ориентированное обучение и воспитание как средство развития школьников с ОВЗ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лично-ориентированное обучение и воспитание как средство развития школьников с ОВЗ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Личностно – ориентированное обучение и воспитание как средство развития школьников с ОВЗ".»

Личностно – ориентированное обучение и воспитание как средство развития школьников с ОВЗ.

В коррекционных школах VIII вида обучаются дети с речевыми, психическими нарушениями, имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным обучением и воспитанием позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Личностно-ориентированное обучение и воспитание должно опираться на ЛИЧНОСТЬ ребёнка, как индивидуальность с определённым опытом жизнедеятельности, с учётом не только социального статуса школьника, но и его внутренних психофизических ресурсов, позволяющих, прежде всего, реализовать себя в познании.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение должно обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Главное в личностно-ориентированном обучении детей с ОВЗ– умение построить учебный процесс таким образом, чтобы обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, помощь в психологическом и социальном развитии, радости познания обучающихся, и, в первую очередь, формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности, развитие его индивидуальности

Цель: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на "усредненного" ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.


Технология личностно ориентированного обучения обусловлена следующими задачами:

- заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

- развить творческий потенциал учащихся;

- развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться

В школе, ученик – это главная фигура образовательного процесса.

Работая с детьми, необходимо считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицы, не удерживают в уме цель и условие задачи.

Соответственно, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:

а) осуществлять личностно-ориентированный подход к детям;

б) предотвращать наступление утомления;

в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

д) обеспечить обогащение детей знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).


Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения в практику коррекционной школы, прежде всего, находит свое отражение в индивидуальном развитии у ребёнка памяти, логического мышления, умения грамотно высказывать свои мысли, суждения, оценивать себя, отстаивать своё мнение.

Учитель условно делит класс на группы. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Таких групп может быть от одной до четырёх.

В работе так же используют дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий


Главная задача состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс, который растягивается на годы, и часто виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы.

При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность, но помощь учителя в данном случае все равно необходима, так как ребенок не имеет возможности правильно соотнести по трудности, предлагаемые ему задания.

Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности. Учащиеся коррекционных школ, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению.

Чтобы воспитать у ребёнка стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поэтому в своей работе необходимо делать акцент на развитие мотивации у учащихся на уроках через использование нетрадиционных форм, приемов и методов.

Исходя из этого, рассмотрим модель личностно-ориентированного обучения и воспитания в коррекционной школе.

- разноуровневый подход;

- дифференцированный подход;

- индивидуальный подход;

- субъектно-личностный.

Нестандартные формы и методы обучения позволяют обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности класса, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

Эффективность нетрадиционных форм обучения хорошо известна. Такие уроки приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-экскурсия, урок-практикум – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация.

Необходимо отметить, что в личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика.

Сущность личностно-ориентированного урока в коррекционной школе - не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному опыту школьников, то есть опыту их собственной жизнедеятельности, признание самобытности и уникальности каждого ученика:

- любое новое знание должно опираться на опыт школьников, на их интересы, склонности, устремления, индивидуально значимые ценности;

- при организации личностно-ориентированного урока учитель должен уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы, нужно продумывать не только какой материал будет сообщаться, но и какие знания уже имеются в опыте детей;

- подбор дидактического материала к уроку требует от учителя не только объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе над этим материалом;-------

- при подготовке к уроку надо заранее продумать все возможные типы общения, все формы сотрудничества.

Педагог коррекционной школы для осуществления личностно-ориентированного обучения должен уметь:

- строить работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний;

- при подготовке к уроку учитывать рекомендации узких специалистов индивидуально для каждого учащегося;

- гибко и вариативно предлагать материал в зависимости от разных ситуаций, возникающих на уроке или занятии;

- разнообразить дидактический материал, учитывая индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме материала;

- давать позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости;

- организовывать и проводить на уроке диалог, включая по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.

Он должен знать и использовать такие приемы, в которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя только к нему, он уважаем, никто не может его оскорбить.

Кроме того необходимо обратить внимание на выполнение основных принципов личностно-ориентированного урока:

- стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- поощрение стремления учеников предлагать свои способы выполнения задания;

- применение заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбирать тип, вид и форму работы;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того «что мы узнали», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.

Учебные занятия предполагают и широкое использование различных технических средств обучения, сопровождение некоторых уроков тихой музыкой, свободное перемещение учащихся по классу в процессе урока, различную расстановку парт .

Главная цель— создание условий для познавательной активности учеников. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний не произойдёт.

Необходимые условия для развития и совершенствования личности ребёнка:

- создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

- создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят;

- опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

- использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать;

- возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

- возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;

- учёт жизненного опыта каждого ребёнка ( знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

Некоторые приёмы и технологии применяемые мною на уроках:

Работа с индивидуальными карточками. Все задания я стараюсь подбирать с учетом индивидуальных возможностей, используя уровневые задания, таким образом, у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Ученики получает индивидуальную карточку, содержащую с различные задания, выполняют задания самостоятельно. Для каждого ученика карточку подбираю в соответствии с его индивидуальными способностями. Например вот карточки для урока мат.представ.(тема решение примеров) или карточки на осознанное чтение разного уровня сложности( в первом случае собирают пазл картинку, что облегчает понять, какое слово читает, а во втором случае по прочитанному слову надо подобрать картинку) После выполнения задания провожу беседу-проверку: В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование индивидуальных карточек активизирует ребенка в процессе беседы. Ситуация успеха дает возможность вовлекать ученика в работу по выполнению дальнейших заданий. (Технология индивидуального обучения)


Применение на уроках разных технологий. Например, при изучении темы «Овощи» на уроках окр прир мир можно организовать «поход» в магазин. Дети учатся дифференцировать в данной игре овощи и фрукты, развивают связную устную речь, прививаются коммуникативные навыки.. Во время игры применимы технологии саморазвивающего обучения: саморазвитие личности в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка детей через игру к адаптации в социуме)

.Так же для детей с нарушениями речи и интеллекта приемлемо использовать в своей работе технологии мнемотехники, что позволяет интегрировать несколько образовательных областей: социально-коммуникативное развитие;  познавательное развитие; речевое развитие.   Так при изучении темы Домашние птицы, Куры изучение данной темы строилось опираясь на опыт школьников. Учащиеся получают знания, прежде всего, на основе собственной практической деятельности.

Использование дидактического материала различного уровня сложности например на уроке мат.пред


Или работа на уроках ППД часто применяю технологию поддержки ребенка. (составление композиции из геометрического материала разного уровня сложности позволяет детям выполнять задания в зависимости от своих возможностей, Неуверенный в своих силах ребенок, получает возможность получить положительную оценку.


На таких уроках утомление минимальное.

Учебная деятельность организуется в форме дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся, направленная на коррекцию познавательных процессов. В обучении детей с глубокими интеллектуальными нарушениями невозможно ориентироваться лишь на усвоение определенного набора знаний, умений, навыков. Нецелесообразно ожидать, что навыки, умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенок может достигать определенного уровня успешности в том или ином виде деятельности.

Заключение

Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом ученик как личность. Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Особенности личностно-ориентированного обучения в коррекционной начальной школе связаны с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, тоном общения, субъект - субъектными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).



Рекомендации:

  • Использовать разнообразные формы и методы организации учебной и воспитательной деятельности, позволяющие раскрыть субъектный опыт учащихся.

  • Создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, группы.

  • Стимулировать учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  • Использовать в ходе урока, занятия дидактический материал, позволяющий ребёнку выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного, воспитательного содержания.

  • Оценивать деятельность детей не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

  • Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мантуленко Татьяна Анатольевна

Дата: 18.08.2023

Номер свидетельства: 635649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства