Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль внеклассного чтения в личностном развитии младшего школьника"»
Роль внеклассного чтения в личностном развитии младшего школьника
Автор: Кириллова Галина Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель - Черкассы
Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение.
Изменение в Российском образовании и преобразование в обществе требует от педагога нового подхода к процессу обучения. Школа должна способствовать раскрытию личностного потенциала каждого ребенка, воспитанию интереса к учебе и стремления к духовному росту, к здоровому образу жизни и подготовке к профессиональной деятельности.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования говорится, что предметные результаты освоения основной образовательной программы с учётом специфики содержания предметных областей по литературному чтению должны отражать:
- понимание литературы как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
-осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных эстетических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
-понимание роли чтения, использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
-достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
-умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочниками для понимания и получения дополнительной информации.
Главной целью педагогической деятельности сегодня является формирование у учащихся способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая ведущую образовательную компетенцию - умение учиться. Особое значение имеет читательская компетенция. Ведь без умения бегло и осознанно читать сделать это практически невозможно.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения.
Начальная школа первая начинает реализовывать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека. Для ребенка - в массовости, конечно, - чтение не является приятным занятием. Это трудная и кропотливая работа. Причем необходимо разделить два вида чтения: чтение как раскодирование букв и слогов и чтение как способ восприятия информации. Эти два направления, безусловно, приходится соединять, так как одно немыслимо без другого, но для ребенка начальной школы, делающего первые шаги в освоении техники чтения, это непростая задача. Справится со всеми препятствиями, которые возникают перед младшим школьником, помогает урок чтения. На нем читают, пересказывают прочитанное, отвечают на вопросы. Работая с учебником, ребенок все глубже погружается в мир родного языка, все прочнее в его сознании связываются зависимости произношения от слогосочетаний. Он запоминает слова, начинает видеть текст в виде слов, а не букв, что способствует переходу к беглому чтению. Постепенно работа, построенная на многочисленных упражнениях, дает свои плоды - ребенок осваивает учебник, перестает читать по слогам, начинает образно воспринимать прочитанное. И тут-то появляется внеклассное чтение.
Внеклассное - значит вне класса, то есть чтение, прежде всего домашнее, а также чтение вне учебника, что, думается, не менее значимо, прежде всего - для введения юного читателя в огромный мир художественной литературы. Представления о мире книг у младшего школьника не существует - существует лишь учебник, никак не связанный в его сознании с миром книг. Провести же связующую нить между этими необходимыми и важными вещами учитель может как раз через внеклассное чтение. А уж как - исключительно мастерство педагога. С внеклассным чтением ребенок сталкивается уже с первого класса, когда по заданию учителя он откладывает в сторону только начатый после букваря учебник и приносит в школу какую-нибудь сказку, прочитанную и заученную вместе с мамой или бабушкой. Дальше круг произведений расширяется, усложняется, появляется всем родителям хорошо известный список литературы, читательский дневник. Внеклассное чтение, как и любой другой предмет, должен базироваться на первостепенной цели, отвечающей на вопрос: ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН? Так зачем же ребенку внеклассное чтение? Мы уже отметили - для введения в мир книг, но самое главное для того, чтобы ему было интересно. Зачастую внеклассное чтение - это те книги, которые ребенок выбрал сам. Единого требования к списку литературы для внеклассного чтения нет. Есть широкий круг, включающий в себя различные произведения, но выбор книг - зависит исключительно от учителя.
Предлагая список литературы своим ученикам, учитель должен учитывать следующие принципы.
Во-первых, объем, может быть, у него полкласса еле читают.
Во-вторых, текстовую доступность - насколько дети способны воспринимать подобную информацию.
В - третьих, актуальность произведения для ребят и для себя.
В работе с произведениями для внеклассного чтения особое внимание следует уделять творческой работе детей. Потому что как раз через собственное творчество лежит прямая дорога к пониманию творчества писателя. Творчество порождает творчество. Через собственные вопросы, через творческие ответы на неоднозначные вопросы, через игры, сочинения, рисунки, а не только через собственно чтение ребенок глубже постигает суть произведений. По большому счету это и есть литературный анализ, без которого невозможно вхождения в мир художественной литературы. Есть дети одаренные, которые несмотря ни на что будут самостоятельными читателями, ориентирующимися в мире книг. Есть дети, которые, несмотря на все старания педагогов, не будут ничего читать, но все равно это не должно останавливать учителя. Все-таки от его работы зависит отношение ребенка к книге. А хорошо будет он к ней относится только имея положительный опыт общения и умея понимать прочитанное. Охватить все хорошие детские книги на уроках невозможно. Более того, из списка литературы, что предлагается ученикам, запомнятся две - три книги. Но даже если запомнится одна - все равно это победа учителя, все равно это его добросовестная профессиональная работа, и очень хотелось бы, чтобы эта работа не прошла бесследно.
В своей работе я использую такие резервы обучения внеклассному чтению, как:
Ежеурочные пятиминутки чтения, представляющие собой пятиминутное чтение на любом уроке – будь то чтение, рисование, математика, русский язык – что подтверждает метапредметную направленность моей работы. Урок начинается с того, что дети читают пять минут дополнительную книгу в режиме жужжащего чтения, а дальше идет обычный урок.
Чтение в полном объёме произведений, данных в сокращении, по желанию для хорошо читающих детей.
Подготовка дополнительного материала к изучаемой теме (об авторе, литературные термины, интересные факты и др.)
Интегрирование уроков внеклассного чтения с различными школьными предметами.
Большую роль в повышении читательского интереса играют внеурочные занятия. Так, например, кружок «Хочу всё знать», «Основы православной культуры и светской этики», научный клуб младших школьников «Ключ и Заря» (Клуб Любителей чтения и Загадок Русского языка). Такие темы, как: «Путешествие по детским журналам», «Экскурсия в библиотеку», «Проект «Как появилась книга?». На данных занятиях у детей есть возможность инсценировать прочитанные произведения, читать по ролям.
Внеклассная работа выявляется продолжением уроков, в свою очередь, обогащает их, расширяя и углубляя знания учащихся. Ребята нашего класса являются активными участниками внеклассных мероприятий и различных конкурсов: Традиционные ежегодные окружные конкурсы «Заволжье, сторона родная», «Штанинские чтения», «Кирилло – Мефодиевские чтения». Регулярно в нашей школе проводятся единые Дни чтения «Читаем детям о войне», «Читаем Пушкина» и др., выставки рисунков к прочитанным произведениям, в библиотеке готовят выставки к юбилейным датам писателей, практикуется на различных мероприятиях Открытый микрофон, где все желающие могут выразительно прочитать любимое произведение. Пробуют свои силы в литературном творчестве: сочиняют стихи и басни.
Проводим совместные праздники с родителями и библиотекарем. Так, например, «День матери». Библиотекарь подготовила выставку книг, в которых воспевают образ матери, викторину, а ребята прочли стихи своим мамам и бабушкам. Огромное воспитательное значение имеют такие мероприятия.
Каждую неделю в классе проводится классный час, на котором мы проводим тематические минутки «Книги недели». Дети в течение недели читают книги определённого автора или на определённую тему. Ведут читательские дневники.
Горецкий В.Г. пишет: «Чтение - это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил. Мощное средство воспитания нравственных качеств. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то с помощью чего дети изучают большинство учебных предметов».
Всех детей, без исключения, учат читать. Чтобы в процессе обучения не учитель, а книги становились их постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги (собеседников, их написавших) в расчете на себя, а не на вкус учителя или родителей, чтобы они узнали широкий мир книг, из числа которых собеседников можно и должно выбирать, не просто научились, а привыкли это делать в нужное для них время по нужным для них поводам. Только в этом случае чтение станет для детей важнейшим интеллектуально-эмоциональным трудом, войдет в их жизнь, будет влиять на их становление, оказывая помощь при принятии разного рода решений. Только тогда они оценят получаемое ими в школе умение читать, захотят научиться читать и полюбят чтение и книги.
Внеклассное чтение - это особый раздел обучения детей чтению, цель которого - не только обеспечив детям знание книг из доступного круга чтения, вырабатывать у них привычку, а затем потребность самостоятельно и осмысленно выбирать и систематически читать те детские книги, которые им нужны и интересны. Кроме того, при правильном построении системы уроков внеклассного чтения, это может стать эффективным средством личностного развития школьников.
Как известно, любое дело, в том числе и обучение детей чтению, принесёт больше плодов, если оно вызывает интерес. «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться». Только живое, эмоциональное, разнообразное по своим приёмам ведение уроков внеклассного чтения привлекает и удерживает внимание детей, развивает интерес к чтению, который потом не угасает у них и в последующих классах.
Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?
Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).
Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.
В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.
Литература:
1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2010.
2.Асмолов А. Г. “Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли”. М: Просвещение, 2010.
3.Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.
4.Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.
Используемые интернет – ресурсы:
http://1september.ru - газета «1 сентября», раздел «Фестиваль открытых уроков»
http://nsc.1september.ru/index.php - приложение к «1 сентября» - «Начальная школа»
http://www.openworld.ru/school - Журнал «Начальная школа». http://parfino.novgorod.rcde.ru/index.html - открытые уроки и наглядность.
http://brozer.narod.ru/index.htm - материалы для начальной школы.