Доклад "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Доклад "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"
Приход в среднию школу, как известно совпадает, с началом переходного возраста у детей: они становятся младшими подростками. Психологически это начало кризисного периода. Они чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания. Детей надо подготовить к этому периоду, проводить беседы, тренинги, индивидуальные беседы. Каждый ученик по разному реагирует на эту адаптацию, одни сразу попадают в свою сферу, у других агрессия на окружающих, на учителей, на требование к учебе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Преемственность между начальным и средним звеньями школьного обучения"»
Преемственностьмежду начальным и средним звеньями
школьного обучения.
Процесс перехода ребенка из начальной школы в среднюю для многих детей,родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблемным.
Вопрос преемственности обучения между начальной школой и средней не является новой Однако, несмотря на многочисленные обсуждения этой проблемы ,практика ее решения пока далека от теории.
Приход в среднюю школу , как известно ,совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками . Психологически это начало кризисного периода: физиологическое созревание, переоценка моральных ценностей,смены ведущих ценностей. У детей спереходом в среднюю школу резко повышается уровень тревожности, связанный с новыми ожиданиями. Они чаще отвлекаются , неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны. Эти объективно сложные психологические этапы взросления несомненно требуют очень бережного и внимательного отношения со стороны взрослых. Неправильная реакция со стороны педагога может послужить почвой для возникновения конфликтов между ним и учениками.
Важнейшей причиной трудностей,обусловливающих переход в среднюю школу, является дезадаптация детей в новых условиях учебной деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном случае добавляется еще так называемый субъективный фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности по следующим аспектам:
Взаимодействие программ обучения : зачастую класс, обучающийся в начальной школе по одной из развивающих систем обучения –«Школа 2100», например,- переходя в среднее звено, возвращается к традиционной системе и занимается по учебникам , изданным еще до того, как дети поступили в школу ;
Преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала,а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней школе, конечно, значительно отличается от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать,что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю преподавания учителей, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.;
И, наконец, единство (точнее сказать, его отсутствие ) подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой « статус» на более низкий. И это не всегда связано только с объективными трудностями обучения.
Учителя –предметники подчас не имеют возможности учесть индивидуальные особенности учащихся (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т. п.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальных классов реально имеют такую возможность в силу своеймногопрофильности. Поэтому учитель среднего звена при оценивании ориентируется, прежде всего, на результат его деятельности, без учета индивидуальных особенностей.
Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать от учителя приговор: « Ты не успел, значит не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно- гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.
Учителя 5 классов должны быть наиболее квалифицированными педагогами,по своим профессиональным, психологическим и личностным характеристикам. Они должны дать возможность младшему школьнику безболезненно пройти тяжелый путь от младшей к средней ступени обучения.Казалось бы,это лишь штрих, но очень существенный. Ведь обучение- это не просто передача знаний ,а, прежде всего,жизнь ребенка в школе.
Понять природу ребенка, помочь ему реализовать все самое лучшее из того что заложено,притушить отрицательные стороны его характера –вот в чем суть. Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения- наивысший и наисложнейший труд. Воспитывать ребенка на его силе,а не на слабости-в этом кредо педагогики. Сильные
стороны любого ребенка-его пытливость,любознательность, волевые качества. Казалось бы, «воля»-категория взрослого человека. Но если ребенок способен несколько раз переделать какую-то работу- это говорит о том, что начинает формироваться личность.
Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений ,непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению.
Необходимо с первых же дней знакомства с новым классом поддерживать этот интерес в тех детях, у кого он хоть мало-мальски теплится. Для творческого человека ясно ,что работа без интереса- каторга. Вопросы интереса, мотивации обучения очень сложны. Именно интерес заставляет ребенка часами смотреть телевизор, играть в компьютерные игры,в общем, заниматься тем, что совпадает с его внутренней потребностью. И нужно учитывать то,что интересы младшего школьника и младшего подростка различны. Младший подросток больше тянется к общению со сверстниками , постоянной смене впечатлений, что характерно для нашего времени. Ведь еще 10 лет назад дозированность и ритм информации были намного медленнее. Ускорение информационного потока,с одной стороны, расширяет кругозор ребенка,а с другой –порождает опасность поверхностного, созерцательного отношения к информации. Именно поэтому зачастую возникает чувство знакомости, хотя само знание чисто визуально,на уровне обрывочных впечатлений.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(264) "Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения "
["seo_title"] => string(165) "doklad-dlia-spietsialistov-shkol-tiema-prieiemstviennost-miezhdu-dietskim-sadom-i-shkoloi-v-pieriod-pieriekhoda-dietiei-na-novuiu-slieduiushchuiu-stupien-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "178149"
["category_seo"] => string(7) "prochee"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1424781893"
}
}