«Дневник юного исследователя. Опыты и эксперименты». Методическая разработка.
«Дневник юного исследователя. Опыты и эксперименты». Методическая разработка.
Многие дети увлекаются исследованием, им нравится наблюдать, экспериментировать. На занятиях дети получат основные навыки планирования и проведения простейших опытов, а также научатся решать систему учебных задач, где решение первой учебной задачи приведёт их к постановке следующей и так далее. Ребята на занятиях делают первые шаги к изучению таких предметов, как физика, химия.Таким образом они во время проведения исследований удовлетворяют свою потребность в новых впечатлениях и знаниях, самостоятельно решают познавательные и практические задачи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Дневник юного исследователя. Опыты и эксперименты». Методическая разработка. »
МБУ СОШ № 16 г. Тольятти
Методическая разработка
занятий кружка «Эксперименты»
2-4 классы
Подготовила и провела: Усатова Т.Ф.
учитель начальных классов
Тольятти, 2014
Это всё – эксперименты – Интересные моменты! Всё, всё, всё хотим узнать! Нужно всё зарисовать! Как наш опыт получился, Сколько времени он длился? Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Опыт № 1
Чернила для тайнописи.
(“Влияние паров аммиака на раствор медного купороса”)
Предмет исследования и что исследуется в результате проведения опыта.
Раствор аммиака - 10%. Влияние раствора аммиака на надпись, сделанную раствором медного купороса.
Мы знаем, что нашатырный спирт применяют в медицинских целях. для выведения из обморочного состояния, а мамы добавляют его в воду для мытья окон, выводят пятна, чистят одежду и мебель.
А медный купорос - настоящий волшебник! Из него можно вырастить кристаллы!
Оборудование и материалы: раствор медного купороса, раствор аммиака - 10% , стакан, ватная палочка, лист бумаги.
Гипотеза: «Волшебные» чернила можно сделать в домашних условиях, а не только в секретных лабораториях, разрабатывающих спецсредства для шпионов.
План работы:
Смачиваем ватную палочку в растворе медного купороса.
Наносим надпись на чистом листе бумаги. Ждем, пока бумага высохнет.
Наливаем аммиак в стакан.
Накрываем стакан листом бумаги так, что бы сторона с надписью оказалась сверху.
Оцениваем результат.
Результат:
Надпись проявляется и становится насыщенно-синей, в отличие от бледно-голубого цвета раствора медного купороса.
Мы научились:
● соблюдать технику безопасности при работе с жидкостями, лекарствами:
не вдыхать, не глотать, не прикасаться руками, беречь одежду, кожу, глаза от брызг
чётко следовать плану работы
делать “секретные” чернила из доступных веществ и теперь мы можем приготовить письмо, которое сможет прочесть только «посвящённый»!
Узнали, что
● раствор аммиака нельзя вдыхать с силой, так как может произойти ожог пи
● раствор аммиака связывает раствор медного купороса, изменяя его цвет,
● эксперимент - это увлекательное и интересное занятие, которое можно проводить вместе со взрослыми. Этот фокус, с осторожностью, можно продемонстрировать во время праздника, игры, празднования дня рождения. Отрицательный фактор - запах нашатырного спирта долго не выветривается.
Опыт № 2
Молочные фантазии
(“Взрыв цвета в молоке”)
Предмет исследования и что исследуется в результате проведения опыта.
Молоко, его состав и некоторые свойства. Моющее средство для посуды.
Мы знаем, что молоко - жидкость, содержит витамины, кальций и очень полезно растущему детскому организму.
Оборудование и материалы: цельное молоко (жирное) пищевые красители разных цветов, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Гипотеза 1: Думаем, что не произойдёт никаких изменений.
Гипотеза 2: Получится разноцветная жидкость.
План работы:
1. Налить молоко в тарелку.
2. Добавить по несколько капель каждого красителя. Соблюдать аккуратность, не двигая тарелку!
3.Ватную палочку окунуть в моющее средство и прикоснуться к самому центру тарелки с молоком.
Результат: Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться.
Мы научились
● быть аккуратными и внимательными при проведении опытов,
● эффектно демонстрировать процесс перемещения крохотных невидимых веществ (молекул).
Узнали, что
● учёные должны быть осторожными, внимательными, аккуратными, иначе опыт не получится,
● молоко состоит ,из нескольких веществ разного типа (молекул)6 жиров, белков, углеводов,
моющее средство снижает поверхностное натяжение молока, и пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока...
● моющее средство реагирует с молекулами жира и приводит в движение.
(Капли воды, в которых находятся краска, не смешиваются с молоком. Когда в них попадает моющее средство, оно начинает их расталкивать, и маленькие капельки воды с краской скользят от него во все стороны по поверхности молока, как конькобежцы по льду).
Опыт № 3
Раз ромашка, два ромашка...
(“Бумажные цветы на воде”)
Предмет исследования и что исследуется в результате проведения опыта.
Бумага и вода. Свойства бумаги.
Мы знаем, что без воды не может жить ни одно живое существо.
Наш организм на 70% состоит из воды. Для изготовления бумаги используют древесину.
Оборудование и материалы: фильтровальная бумага или бумага для принтера, два фломастера, ножницы, миска, вода.
Гипотеза 1: Думаем, что цветы, когда намокнут, сразу утонут.
Гипотеза 2: Цветы будут плавать по поверхности воды.
План работы:
1.Вырезать ромашки из бумаги.
2. Раскрасить серединки в синий и жёлтый цвет.
3.Лепестки ромашки сложить к серединке.
4. Налить воды в миску.
5.Постепенно выложить закрытые цветы на воду.
Результат: Ромашки постепенно распускаются.
Мы научились
● демонстрировать самый красивый эксперимент с бумагой и водой;
● аккуратно сгибать бумагу.
Узнали, что
● при сгибе бумаги получается излом и толщина бумаги изменяется, теряется её прочность. Бумага не обладает упругостью, она не возвращает своё первоначальное состояние. Но при попадании в воду бумага набухает, так как между веществами (молекулами) связи становятся слабее. Участки сгиба становятся толще, и бумага распрямляется.
Опыт №4
Подводная лодка.
(«Солёное яйцо»)
Предмет исследования и что исследуется в результате проведения опыта.
Вода. Свойства солёной воды.
Мы знаем, что сырое яйцо тонет в воде. А как сделать, чтобы оно плавало?
Оборудование и материалы: 2 стеклянных банки (0,5 л.), столовая ложка, вода, соль, 2 сырых яйца.
Гипотеза 1: Думаем, что яйца утонут в воде.
Гипотеза 2: Думаем, что яйцо в простой воде утонет, а в солёной будет плавать.
План работы:
1.Налить воду в банки.
2. Насыпать достаточно соли (2-3 ложки) соли в одну из банок.
3.Поместить (аккуратно) по сырому яйцу в каждую банку.
4. Налить воды в миску.
Результат: Яйцо в солёной воде будет плавать, а в обычной – утонет.
Мы научились
● демонстрировать эффектный эксперимент с яйцом, пресной и солёной водой. Смешивая (подливая поочерёдно) пресную и солёную воду, можно сделать так, чтобы яйцо болталось посередине банки. «Подводная лодка» будет всплывать и погружаться.
Узнали, что
● солёная вода обладает более высокой плотностью, поэтому она выталкивает яйцо на поверхность.