Предметные: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с приёмами вычитания числа 4, содействовать развитию умений пользоваться данными приёмами и формировать УУД;
Метапредметные:
Познавательные - развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Регулятивные - развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
Коммуникативные - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: готовить учеников целенапраленно использовать математические знания в учении и в повседневной жизни; формировать у детей способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы; развивать познавательный интерес к математической науке.
Оборудование: Учебник «Математика» ч. 2, рабочая тетрадь «Математика»
- Сегодня нас ждут новые испытания в царстве Математика.
-Какое событие произошло в нашей стране в феврале? (Зимняя Олимпиада в г. Сочи)
- Кто из вас смотрел по телевизору соревнования наших спортсменов?
-Как вы думаете, нужно ли спортсменам знать математику?
- А нужно ли математикам заниматься спортом или делать зарядку?
- А какие символы были на этой Олимпиаде? (Мишка, Зайка, Леопард)
- К нам на урок пришли Мишка, Леопард и Зайка и предлагают провести соревнования по математическому биатлону. (Слайд 1)
-Что такое биатлон? (Биатлон – греческое слово, которое дословно можно перевести как двойное состязание или борьбу. На сегодняшний день чаще используется слово – двоеборье, что означает совмещение в одном виде спорта сразу двух дисциплин. В данном случае, это лыжи и стрельба из винтовки.)
- А наш биатлон – математический. У нас три команды: Зайки, Леопарды и Мишки. Ручки и карандаши нам заменят лыжи, а сигнальные карточки- винтовки.
-Итак, в путь!
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
-Задания на этом этапе предлагает Мишка.
Разминка для ума.
-Какое сегодня число? (28 февраля)
- Что вы можете сказать об этом числе? (Для записи этого числа использовали 2 цифры:2 и 8, значит это двузначное число)
- Как с помощью чисел 2 и 8 получить то число, которое мы научились прибавлять на предыдущем уроке? (8 - 2- 2=4; 8 : 2=4)
На слайде запись: (Слайд 2)
10 - 3 7 - 3 11 - 3
4 - 3 9 – 4 6 – 3
- Как можно назвать эти выражения? (разности)
-Не вычисляя, найдите среди данных разностей «лишнюю», обоснуйте свой выбор.
- Вычислите, запишите значение этого выражения.
- Как вы считали?
3. Выявление места и причин затруднения.
- А как по-другому можно вычесть число 4? (Мы это ещё не учили)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
-Какая же тема урока? (Вычитание числа 4) (Слайд 3)
-Чему вы хотите научиться, какую цель мы поставим на этом уроке? (Как вычитать число 4)
- Попробуем составить план нашей работы. Что нужно сначала сделать, чтобы научиться вычитать число 4? (представить его в виде суммы или вспомнить состав числа 4)
-Что для этого понадобится? Какие знания пригодятся? (Знания, полученные ранее)
-А что делаем дальше? (Применяем наши умения на практике)
5. Реализация построенного проекта.
Работа в парах.
-Посмотрите на слайд. (Слайд 4) У Мишки было 4 медали. Он решил разложить их в две коробки. Какими способами Мишка может это сделать? Посоветуйтесь в парах. Запишите результат. Покажите сигнал, взявшись за руки. Между примерами отступайте 3 клетки. (1+3=4, 2+2=4, 3+1=4)
-У Мишки было 4 медали. Он решил разложить их в три коробки. Какими способами Мишка может это сделать? Запишите результат. (4 = 1+1+2, 4=1+2+1, 4=2+1+1)
-У Мишки было 4 медали. Он решил разложить их в 4 коробки. Какими способами Мишка это может сделать? (4=1+1+1+1)
-Что вы продемонстрировали? (Знание состава числа 4)
-Оцените себя. Сделайте «выстрел» сигнальной карточкой. Если вы всё записали правильно, то покажите зелёный цвет. Если допустили ошибки – красный.
-Как на этом уроке мы можем применить эти знания? (Мы можем вычитать число 4 по частям)
Работа по учебнику. С.63 №1 (1 ст.- с объяснением, разобрать все способы)
Первичное закрепление.
-2-3 столбики решите самостоятельно, используя наиболее удобный для вас способ. Между столбиками отступайте 4 клетки.
Взаимопроверка в парах, ответы на Слайде 5.
5-4=1 9-4=5
10-4=6 7-4=3
- Оцените свою работу на этом этапе. Сделаем «выстрел». Без ошибок – зелёный цвет. Допустили ошибки – красный цвет.
Кто не понял, как вычитать число 4? (Давайте поможем своему товарищу.)
Задача в стихах
-Запишите в тетради решение этой задачи.
Шесть весёлых медвежат на дистанции спешат.
Четыре устали. От товарищей отстали. А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди?
6 – 4 =2
ПРОВЕРКА.
– Сколько мишек? (2)
- Как вы узнали?
-Почему решали вычитанием?
-Мишка остался доволен. Ему понравилось, как вы работали.
Работа в парах.
- Леопард тоже предлагает вам своё задание. Как решить эти примеры?
Слайд 6. (Примеры записаны и на доске:11-4=… , 12-4=… , 13-4=…)
- Задание для каждой команды. Первая команда находит значение первого выражения. Вторая команда – второго, а третья – третьего. Посоветуйтесь в парах.
-После обсуждения один представитель от команды объясняет у доски.
(Можно из числа вычесть сначала 1, а потом-3; 2 ,а потом- 2; 3, а потом – 1.)
Физминутка презентация (разминка )
Или: Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два – туда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой - встанькой словно стали!
-А теперь Зайка предлагает вам поработать самостоятельно.
Самостоятельная работа с проверкой.
Работа в тетради на печатной основе. С. 44 № 2.
-Проверьте работу «машины». Исправьте ошибки.
-Назовите примеры, в которых допущена ошибка. (4-4=0, 12-4=8)
-Покажите карточкой зелёный – если вы выполнили это задание без ошибок, а красный – допустили ошибки. Итак, сделаем «выстрел». Молодцы!
Работа над задачей в тетради на печатной основе.
С.44 №4.
-Прочитайте задачу.
-О чём говорится в задаче? (о молоке)
- Чтобы быть сильным и умным нужно пить молоко. Оно очень полезно.
-Что известно в задаче?
-Что нужно узнать?
-Выберите верное решение и запишите ответ. (10 – 4=6)
-Покажите сигнальной карточкой: если верное решение - зелёный цвет, если ошиблись – красный.
Физминутка – разминка для глаз. (Презентация)
-Посчитайте, сколько разных фигур вы увидите.(5)
Повторение пройденного материала.
-А теперь Зайка предлагает вам поработать самостоятельно.
1)Самостоятельная работа по вариантам в тетради на печатной основе
с. 44 № 3.
Взаимопроверка. (Слайд 8)
Вариант 1 Вариант 2
6+4=10 3+5=8
5-2=3 4-4=0
10-4=6 2+6=8
3+3=6 5-4=1
0+4=4 7+3=10
6-0=6 10-2=8
2)Дополнительное задание.
Выполнение задания в учебнике с. 64 №8. (Слайд 9)
Рефлексия деятельности
-Назовите тему урока. (Вычитание числа 4)
-Какую цель мы ставили? (Научиться вычитать число 4 разными способами)
-Как вы считаете, достигли ли мы этой цели? Научились ли мы вычитать число 4?
-А где эти знания могут нам пригодиться?
-Мы подошли к финишу нашего математического биатлона. Посмотрите на свои работы, сделайте последний «выстрел»: покажите зелёный сигнал, кому было легко и всё понятно, кому трудно – красный сигнал.
-Ничего страшного, если у нас есть какие-либо затруднения. На следующем уроке мы продолжим изучать данную тему.
-А теперь оцените свою работу на уроке. У каждого из вас лежит на парте эмблема вашей команды. На обратной стороне эмблемы напишите своё имя.
Поставьте свою эмблему на той ступеньке пьедестала, которую вы заслужили. Если у вас не было ошибок, и вы поняли тему урока – 1 место, если немного затруднялись, но поняли, как надо вычитать число 4 – 2 место, если испытываете затруднения – 3 место.
-Молодцы, вы хорошо поработали. Спасибо за работу. А теперь - салют победителям. (Слайд10)
Устный счёт
-Первая часть нашей дистанции – математический диктант. А по одному представителю от каждой команды работают у доски. (Игра «Засели домики» - состав числа 10, работа с математическими машинами - + 4, -3)