kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дисграфия и ее коррекция у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дисграфия и ее коррекция у младших школьников»













ДИСГРАФИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

И ЕЕ КОРРЕКЦИЯ































Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, которое проявляется в многочисленных стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

На сегодняшний день наиболее распространенна классификация дисграфии, разработанная Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А.И. Герцена. В основе данной классификации лежит несформированность определенных операций письма. Согласно ей, выделяют пять видов дисграфий:

1)  Артикуляторно-акустическая дисграфия

Данный вид дисграфии часто возникает вследствие имеющегося или имевшегося нарушенного звукопроизношения. Ребенок пишет так, как и говорит. Этот вид дисграфии проявляется  в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. В большинстве случаев артикуляторно-акустическая дисграфия наблюдается при дизартрии, ринолалии, полиморфной дислалии. В некоторых случаях буквы могут заменяться на письме даже после устранения замен в устной речи.

2) Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (акустическая)

На письме ребенок заменяет звуки фонетически близкие, хотя в устной речи нарушений  в произношении этих звуков не наблюдается. Также могут быть трудности с обозначением мягкости согласных на письме. Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении. Также очень часто заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч — т, ч — щ, ц — т, ц — с).

3) Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза характеризуется тем, что в ее основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, таких как деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. 

Характерными будут ошибки в виде пропусков гласных, перестановок букв, пропусков согласных при их стечении, вставок лишних букв, пропусков, добавлений, перестановок слогов. При нарушенном делении предложений на слова наблюдаются следующие ошибки: слитное написание слов с другими словами; раздельное написание слова, раздельное написание приставки и корня слова.

4) Аграмматическая дисграфия возникает чаще всего вследствие недоразвития лексико-грамматической стороны речи и проявляется в виде аграмматизмов на письме.

При аграмматической дисграфии у ребенка наблюдаются трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. На уровне предложения аграмматизмы могут проявляться в виде искажения морфологической структуры слова, замены префиксов, суффиксов, неправильного употребления падежных окончаний («семь яблоков»), нарушении предложно-падежных конструкций (над шкафом – «на шкафом»), изменении падежа местоимений (около него – «около ним»), числа существительных («дети бежит»), нарушении согласования слов, нарушении синтаксического оформления речи, трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

Аграмматизмы при письме могут наблюдаться как на уровне связного текста,  так и на уровне предложения  и на уровне словосочетаний  и слов. 

Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Проявляется этот вид дисграфии в заменах и искажениях букв на письме.

Чаще всего подвергаются замене графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов (в—д, т—щ); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и—ш, п—т, х—ж, л—м); зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент(ау-оу), лишние(ш-ии), и неправильно расположенные элементы(х-сс, т-пп).

При литеральной дисграфии наблюдается нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера. К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

Аграмматическая дисграфия (методика)



  1. Подбери к слову пару:

Один - много

А) Шар – _____________________________

Глаз - _____________________________

Рот – _____________________________

Колос – _____________________________

Лоб - ______________________________

Б) Сладкий - _______________________________

Маленький - _____________________________

Круглое - _____________________________

Лёгкая - _____________________________

Высокое - _____________________________

В) Клюёт - ______________________________

Спешит - ______________________________

Спит - ______________________________

Рисует - ______________________________

Читает – ______________________________

2. Запиши количество предметов по образцу:

1 жук - 2 жука - 5 жуков

1 ключ - 2 _______________ 5 __________________

1 дерево - 2_______________ 5__________________

1 роза - 2_______________ 5__________________

1 утка - 2______________ __ 5 __________________

3. Запиши пары слов по смыслу:

Сугробы плачет ____________________________

Галка тают ____________________________

Яйца кипит ____________________________

Ребёнок летает ____________________________

Молоко едут ____________________________

Машины варятся _____________________________

4. Вставь нужные окончания:

Народ русск______ пруд глубок______ арбуз спел_______

Речь русск_______ река глубок______ дыня спел_______

Слово русск______ озеро глубок______ яблоко спел_______

Люди русск______ моря глубок_______ ягоды спел_______

5. Вставь пропущенное слово (предлог):

Белка ___ ёлке.

Дерево гнётся ___ ветра.

Кошка лежит ___ корзине.

Кушать садись ___ стол.

Нож уронили ___ стол.

Стул стоит ___ стола.

Люстра висит ___ столом.

Дорожка вела __ лесу.

6. Составь и запиши предложения из слов:

Повар, готовить, обед. ________________________________________

Женя, у, ранец, новый. ________________________________________

Лес, вышел, из, лесник. _______________________________________

Берёзка, сидеть, на, дятел. _____________________________________

Банан, мальчик, давать, обезьяна. _______________________________

7. Прочитай, найди ошибку, исправь:

Кошка сильнее мышка.

Пароход плывёт по река.

Бабушка вяжет носки крючок.

Малыш вяжет носки крючок.

Малыш мечтает о собака.

2) Дети ходили за гриб и ягода.

В этом году хороший урожай яблоко и огурец.

Расставьте игрушки на полка.

Покупайте газета и журнал.

В библиотеке книги стоят в шкаф, на полка, лежат на стол.

Диктант

2 класс

В начале года.

Книга

Дядя Юра принёс книгу. Там зайка и мишка. Таня и мячик. Слон и конь. Мы любим стихи. (18 слов).

В конце года.

Любимый театр

В Москве есть театр кукол. Инна и Татьяна идут туда с радостью. На стене чудесные часы. Наступил полдень. Петух зовёт детей. Из домиков вышли медведь, козёл, свинья и заиграли песенку. Девочки взяли в кассе билеты, сели на места. Открылась сцена. Зал затих. (44 слова).

3 класс

В начале года.

Друзья

Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклу. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов).

В конце года.

Летний дождик

Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она на закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч.

Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова).

4 класс

В начале года.

Гуси летят

Пришла пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи.

Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стаю вперёд. Место вожака занял другой сильный гусь. (68 слов).

В конце года.

Окраска животных

Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица.

Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве.

На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике.

Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву – конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд. (86 слов)



Акустическая дисграфия (методика)

а - я

Каток, мясо, паук.  Ирина и Таня играли в прятки.

у - ю

Туман, юла, кукушка. Люба любит лук.

о - ё

Розы, зёрна, слон. Во дворе вырос клён.

ы – и

Грибы, вилы, тигры. На лугу выросли душистые ландыши.

о - у

Зуб, сон, утка. На заборе сидит кот.

ё –ю

Зелёный, изюм, ёжик. Наступил тёплый июнь.

э – е

Свет, поэт, эхо. Я жил в двухэтажном доме.

б - б'

Балет, билет, батон. Бабушка любила клубнику.

в - в'

Ветка, вата, воздух. Воробьи свили гнездо на ветке.

п - п'

Пила, плот, написал. Паша пилит доску.

г - г'

Гена, книга, гитара. Галя играла на гитаре.

ф - ф'

Фартук, фигура, фабрика. Федя купил конфеты в буфете.

д - д'

Дима, дудочка, дети. У Даши две дыни.

к - к'

Кролик, кит, тонкий. Катя купила яблоки.

з - з'

Зонтик, розы, зебра. Зина пасла козу.

т - т'

Дочка, торт, стирка.

Таня стирает полотенце.

ж - ш

Жук, груши, стрижи. Наташа шла на лужок.

с – с'

Рост, сила, стакан. Сережа пьет сливовый сок.

с - ш

Саша, шуба, лиса. У кошки усы.

з - ж

Зонт, жук, зажигалка.

Женя и Лиза ждут грузовик.

с - ц

Улица, сахарница, цапля. Лиса увидела зайца.

ч - ш

Чайник, чашка, груша. Маша заварила чай.

ч - щ

Чудовище, щёки, мяч. У дачи растёт роща.

ч - т'

Печка, тёмный, очки. Дети учили стихи.

р - л

Рыболов, рука, проплыл. Мимо лодки проплыла рыба.

р' - л'

Клюква, берёза, малина. Олег залез на дерево.

р-р' л-л'

ряба, репа, рубашка лапа, Лена, малина

Марина доила корову. Людмила гуляла на улице.

к - т

Кот, тумба, палка. Коля ставит тарелку на стол.

к' - т'

Кит, гости, хвостики. На ветке повисли кисти рябины.

г - к

Крот, разговор, города. Для гостей купили игру.

г' - к'

Гера, маки, гиря. Гена рисовал кистью.

ц - т'

Танец, цыплята, цветок. У крыльца стоит овца.

ш - щ

Шина, щётка, чаща. Шура чистит щёткой щенка.

г - д

Годы, домик, глаза. У Галины свой дом.



Диктант

Наступила осень. По небу плывут серые тучи. Птицы летят зимовать на юг. Звери готовятся к зиме. Опустели лесные поляны. Только ветер шуршит сухими листьями. Он поёт песню о зиме. Под эту песню заснут до весны лесные жители.



Тест по выявлению артикуляционно-акустической дисграфии



Фамилия _____________________________ Имя ______________________



1. Напиши названия картинок

   



   

   



   



   



   



   



   



   



   





2. Составь и запиши словосочетания









3. Составь и запиши предложения





4. Составь и запиши рассказ



С

С'

З

З'

Ц

Ш

Ж

Ч

Щ

Р

Р'

Л

Л'

К

К'

Г

Г'

Х

Х'
























Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза

  1. Составить из данных букв слова и записать их

а) а б л е к_____________________________________

б) ш м а и а н _____________________________________

в) е ч в е л к о _____________________________________

2. Вставить пропущенные буквы в слова и записать

а) ве__ка __________________________________

б) па __ та __________________________________

в) ка__тон __________________________________

г) о __ но __________________________________

д) бре__но __________________________________

3. Составить из данных слогов слова и записать их

а) ка лож ______________________________________

б) ни си ца _____________________________________

в) рё че ха му __________________________________

4. Прочитать слова, запиши их, деля на слоги,

в скобках укажи количество слогов

а) дрова _____________________________________( )

б) лилия _______________________________________ ( )

в) рыболов ______________________________________ ( )

д) учебник _______________________________________( )

5. Разделить слова чертой (/), посчитай и в скобках укажи их

количество, запиши слова на отдельной строке через запятую

Жукчтениеснегвоздухрыбкаберегшуткашкольникволчицапомещениекрыльцо ( )

6. Раскрыть скобки, записать, выделить приставки

и подчеркнуть предлоги

(до)плыл (до)берега_______________________________________________

(по)ехал (по)дороге ________________________________________________

(пере)шёл (через)мост______________________________________________

(про)бежал (под)окном_____________________________________________

(от)летел (от)окна ______________________________________________

7. Составить из данных слов предложения. Записать

а) стук в часто лесу слышен.

б) жильё это дятел своё строит.

в) мягкое дятел носом дерево своим крепким долбит.

8. Определи границы предложения. Записать предложения,

казать цифрой количество предложений

в лесу жил ёж он приходил в сад в саду ёж находил яблоки яблоки он накалывал на иголки ёж складывал яблоки в норке.

9. Разделить текст на предложения чертой (/), запиши его,

расставив знаки препинания

Помощники

Людиналугуубиралисенонанебепоказаласьбольшаятучаашкольникишлинапрогулкуонибросилисьпомогатьвзрослымвместеуспелиубратьсено.



Оптическая дисграфия

Задание №1

Вычеркни заданную букву, укажи количество вычеркнутых букв

И : И Н Щ Ж И М П Ш И Ц И Щ П И У И _______

Ш: Ш Щ Ж И П Ш К М В Ш Л Ц Ш И Ж _______

б : б о в ф д б я а б ф в б м с б з э б м ю б _______ д: д а б ф р д о с в д з м с р б д м в д р д _______

Задание №2

Вычеркни заданный слог, укажи количество вычеркнутых слогов

ха: ах ка жа на па ух ха жа ха ак ау ха аж ______

жа: жа на ух жа ха ак ау ах аж ха жа ах ______

уч: лу чу уч ну цу ун ущ лу чу уч ну уч ______

Задание №3

Вычеркни заданное слово среди ряда других

почта / почта пачка почка печка почта почёт ______

соловей / солома соловей соловушка соловеть соловей ______

пружина / прутик дружина пружина пришит пружина______

Задание №4

Подчеркни букву л – одной чертой, а букву м – двумя.

лужа, мотор, комары, машина, луна, масло, лиса, марка, сила

Подчеркни букву ш – одной чертой, а букву щ – двумя.

лапша, щавель, плащ, сушь, щетка , щенок, шапка, камыш

Подчеркни букву т – одной чертой, а букву г – двумя.

топор, горох, тополь, грот, гроза, туман, гном, торт

Задание №5

Вставь пропущенные буквы

т п

  1. У На_аши новый _енал.

На _оля о_ус_ился _уман.

ш-и

  1. Ма_а п__ет п_сьмо.

Пету_ок клюёт зёрны_к_.

л-м

  1. Кошка _ ака_­а о_око.

Вова купи_ по_идоры

к-н

  1. Без му-и _ет _ау_и.

Умелые ру_и _е з_ают с_у_и.

ч - у

  1. _ пражнение, _иполино.

_аща леса. _борка картофеля.

л – а

  1. _ стра , река _ена.

_ ня и _ена сёстры.

Задание №6

Зачеркни лишние буквы и запиши предложения прописными буквами

Пример: Кто не ра(д,б)о(ш,т)ает, тот не ест.

Кто не работает, тот не ест.

  1. В золо(п,т)ой клу(д,б)очек

Спрята(м,л)ся д(и,у)бочек.

  1. В грозу не с(п,т)ой под (д,в)еревом.

  2. Тер(т,п)енье и (ш,т)ру(в,д) всё пере(п,т)рут.

  3. (Щ,Ц)енок выскочи(я,л) на ули(щ,ц)у.

  4. Все у(и,ш)ли из (б, д)ома.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дисграфия и ее коррекция у младших школьников

Автор: Липатова Лариса Валерьевна

Дата: 20.04.2020

Номер свидетельства: 547232

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Коррекция оптической дисграфии у младших школьников (дидактический материал)"
    ["seo_title"] => string(80) "korrektsiia_opticheskoi_disgrafii_u_mladshikh_shkolnikov_didakticheskii_material"
    ["file_id"] => string(6) "504135"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1553192201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Методы и приёмы коррекции дисграфии у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(60) "metody_i_priiomy_korrektsii_disgrafii_u_mladshikh_shkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "508774"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1556562817"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Предупреждение и коррекция акустической дисграфии  у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(84) "priedupriezhdieniie-i-korriektsiia-akustichieskoi-disghrafii-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "189049"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426789902"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Фонематические процессы и пути их коррекции у младших школьников"
    ["seo_title"] => string(67) "foniematichieskiieprotsiessyiputiikhkorriektsiiumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "284558"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453996096"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Формирование фонематического восприятия у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-foniematichieskogho-vospriiatiia-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "122777"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414337833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства