kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференцированный подход в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании дифференцированного подхода в обчучении младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении»

Почему же так актуален дифференцированный подход в обучении?

Как нет на дереве двух одинаковых листочков, так и нельзя сказать об учениках, что они равны в процессе обучения. Из-за всеобщей стандартизации школу не любят ( а нередко ненавидят) не только лентяи, но и вполне трудолюбивые дети. В чём же причина отчуждения ученика от школы?

Становится всё более очевидным, что школа сама отчуждена от ученика тем, что не учитывает его индивидуально-психологические особенности. Поэтому многие педагоги решили отказаться от “уравнивания” детей в обучении. Они перешли к системе дифференциации в рамках стандартной общеобразовательной школы.

Дифференцированный подход является основным путём осуществления индивидуализации обучения. Учёт индивидуальных способностей детей – один из ведущих принципов дидактики. А если в классе 25 человек?

Педагог часто стремится выделить группы с более или менее одинаковыми способностями. Чем меньше таких групп, тем легче применять различные методы и приёмы обучения. Я не раз задумывалась, какой же основной показатель признака выделения групп учащихся?

Раньше дифференцированный подход был направлен главным образом на ликвидацию второгодничества. Основное внимание уделялось работе с отстающими на уроке и вне урока. Учитель вёл отдельные тетради для каждого “слабого” ученика, учёт знаний и т.д. Решающим признаком отнесения ученика к группе “слабых” считалась успеваемость. Первоначально группы выделялись открыто и им давались названия, подчёркивающие уровень успеваемости. Считалось, что соревновательность сыграет решающую роль и “слабые” быстро перейдут в группу “сильных”. Методика работы с группами сводилась к “натаскиванию слабых” учащихся в выполнении типовых заданий, а “сильным” предоставлялась возможность как можно больше работать самостоятельно. При этом причины неуспеваемости не устранялись. “Слабые” так и оставались слабыми. Деление на группы наносит вред личностному развитию учащихся. Грамотному учителю становится понятно, что группы не являются постоянными. Появляется необходимость не сообщать, к какой группе относится ребёнок, не давать им названий. Но детей обмануть нельзя. Они хорошо оценивают деятельность учителя по отношению к себе и другим.

Деление учащихся на “сильных”, “средних” и “слабых” долго практиковалось в школах. Значит, есть в такой дифференциации что-то такое, что помогает учителю работать? Что вкладывается в понятия “сильный” и “слабый” по отношению к ученику 6,5 – 7 лет? Дети различаются уровнем подготовленности к школе и обучаемостью, т.е. своей способностью к рациональному мышлению, вниманием, свойством памяти и др.

Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребёнок, у которого неустойчивое внимание, не развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. А дети с повышенной обучаемостью? Они также нуждаются в особом внимании учителя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всех детей в 1 классе требуется дифференцированный подход.

Однако, все учителя помнят какими приходят ребята 1 сентября. Что же говорить о первоклассниках?

Попробуйте в начале года дать им разные задания. Результата не будет. Ведь каждому придётся индивидуально разъяснять инструкцию, что займёт много времени. Но трудность в том, что пока одной группе (или одному ученику) объяснишь задание, другие будут шуметь, “стоять на голове”. У первоклассников (6,5 - 7 лет) есть общий недостаток, долгое время затрудняющий дифференциацию их по признаку обучаемости. Это почти полное отсутствие умений самостоятельной работы, импульсивность, которая появляется в поведении не только вне урока, но и на уроке.

Отсюда понятно, что существуют иные признаки для дифференцированного подхода, которые более приемлемые для школьников начальных классов. Известно, что эффективным является то обучение, при котором осуществляется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности школьника. В этом мне помогла книга Е. С. Гобовой “Понимать детей – дело интересное” (М; Аграф, 1997 г.), где подробно рассказано о том, как используются идеи нейролингвистического программирования.

Все люди по способам восприятия информации делятся на три группы:

  • аудиалы – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет информация, полученная на слух;

  • визуалы – люди, для сознания которых преимущественное значение имеет зрительная информация;

  • кинестетики – люди, для сознания которых преимущественное значение имеют ощущения тела, запахи, вкус, движения и т.д.

Чтобы лучше различить людей каждой группы в школе, даётся краткая характеристика ( с наиболее полной можно познакомиться в работе Е. С. Гобовой) (Приложение 1).

Для выделения этих групп учащихся в классе, мною были использованы беседы с родителями и детьми; проанализированы специально проведённые тесты – опросники родителей, велись наблюдения за детьми.

При составлении теста – опросника для родителей испрользовались рекомендации, предложенные в работе М. Гриндера “НЛП в педагогике” (М. 1993 г.) и в названной ранее книге Е. С. Гобовой. В тест были включены вопросы, соответствующие характеристике типов (Приложение 2)

Итак, организация учителем внутриклассной дифференциации включает в себя несколько этапов.

  1. Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференциро ванной работы.

  2. Проведение диагностики по выбранному критерию.

  3. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

  4. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

  5. Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может измениться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Существуют различные способы дифференциации, которые содержат в себе задания по:

  • уровню творчества,

  • трудности,

  • объёму.

Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:

  • степени самостоятельности учащихся;

  • характеру помощи учащимся;

  • форме учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой) (Приложение 3).

К репродуктивным заданиям относятся, например решение арифметических задач знакомых видов, значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в изменённой или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложное мыслительное действие (поисковое), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства и т.д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним уровнем (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обученности – творческие задания. Также можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых надо применять знания в изменённой ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

2. Дифференциация заданий по уровню творчества.

Такой способ предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы – двузначные);

  • увеличение количества действий в выражении или при решении задач (например, 1-й и 2-й группам даётся задача в три действия, а 3-й группе – в четыре действия);

  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе даётся задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите );

  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными);

  • использование условных символов (“сказочных цифр”, букв и т.д.) вместо чисел или отдельных цифр ( например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).

3. Дифференциация заданий по объёму учебного материала.

Такой способ предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети и дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту фронтальной проверки в классе, им требуется дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учащихся.

Дифференциация по объёму может сочетаться с другими способами. Предлагаются творческие или более трудные задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно сделать индивидуальными – в виде карточек, перфокарт, тетрадей на печатной основе.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Работа строится следующим образом. На одном из этапов ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Ученики, которые испытывают затруднения в работе (1-я группа) выполняют все задания под руководством учителя. Проверка проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-1 групп предусмотрена самостоятельная работа, для 1-2 частично самостоятельная, 3-я – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Этот способ в отличие от дифференциации по степени самостоятельности не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания оказывается дозированная помощь.

Распространёнными видами помощи являются:

  • помощь в виде вспомогательных заданий подготовительных упражнений;

  • помощь в виде “подсказок” (карточки- помощницы, консультации, записи на доске и т.д.).

Предлагается к рассмотрению особенности работы с карточками-помощницами.

Учащиеся 3-й группы выполняют задание самостоятельно, а учащимся 1 и 2 групп оказывается помощь различного уровня. Карточки – помощницы либо одинаковые для всей группы, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с “нарастанием” уровня помощи при выполнении одного задания или может работать с одной карточкой. Но важно учитывать, что со временем степень помощи ученику уменьшается. В итоге ребёнок должен научиться выполнять задание сам, без помощи взрослых, учителя.

На карточках используются разные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показа способа решения, образца рассуждения и оформления;

  • справочные материалы: в виде правил, формул: таблицы единиц измерения длины, массы и т.д.;

  • памятки, алгоритмы, инструкции (например, письменное деление многозначного на однозначное в виде памятки);

  • эталоны, модели, схемы, таблицы (графическое изображение задач и т.д.);

  • конкретизация задания (разъяснение отдельных слов в задаче, указывающих на существенную деталь и т.д.);

  • вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению заданий;

  • план решения задачи;

  • начало решения или частично выполненное решение.

В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости заниматься дополнительно после уроков.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий.

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует в подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материла, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учащихся, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к предмету.





















































Приложение 1



Визуал


Аудиал

Кинестетик



  • тихий


  • задумчивый ( контакты с детьми с трудом)


  • друзей почти нет


  • послушен


  • учится легко ( успешно)


  • любит телевизор, компьютер


  • равнодушен к животным (может ими любоваться)


  • гулять не любит


  • очень разборчив в еде, одежде


  • зрелища производят сильное впечатление, но мало о них рассказывает


  • при стрессе замыкается в себе



  • говорит без умолку


  • вступает в контакты с детьми и взрослыми без труда


  • любит слушать, когда читают или рассказывают


  • с трудом запоминает написание букв


  • непослушен


  • возражает на замечания взрослых


  • к еде и одежде равнодушен


  • не любит красочных зрелищ


  • при переживании стресса срывается на крик


  • не способен сосредоточиться


  • склонен ко всевозможным угадываниям





  • очень подвижен


  • главное – заниматься делом


  • очень талантлив и самостоятелен


  • всё надо потрогать


  • хорошо воспринимает запахи


  • отлично развит вкус


  • очень любит животных















Приложение 2



Тест-опросник для родителей.



  1. Чем больше всего любит заниматься Ваш ребёнок?


  1. Как он(а) устанавливает контакт с другими детьми во дворе?


  1. Как он(а) ведёт себя, когда приходят гости?


  1. Как он(а) играет с животными?


  1. Разборчив(а) ли в еде и одежде?


  1. Как переживает неудачу?


  1. Как он(а) просит?


  1. Что рассказывает о школьной жизни?


  1. Какие уроки делает неохотнее всего?


  1. Как обычно засыпает?\


  1. Любит рисовать?


  1. Какие идеи и фантазии приходят ему(ей) в голову?































Приложение 3


Разноуровневые задания на уроках чтения.


Репродуктивного характера (низкий уровень)


  • Прочитай текст.

  • Подчеркни (отметь) непонятные и трудные для чтения слова.

  • Прочитай и расставь ударение.

  • Выдели все гласные в слове и прочитай без ошибок.

  • Просмотри каждое слово до конца и назови его целиком.

  • Прочитай все восклицательные, вопросительные и повествовательные предложения.

  • Выполни задания, данные после текста.

  • Отметь главное слово(слова) в предложении (абзаце, тексте).

  • Сосчитай, сколько раз встречается прямая речь.

  • Прочитай выразительно прямую речь.

  • Выдели красивые слова и выражения.

  • Выдели однородные слова в тексте.

  • Какие синонимы использует автор к слову.

  • Из слов, данных на карточке, вычеркните те, которые ты не встретил в тексте, подчеркни их.

  • Раздели предложение(я) на логические отрезки, состоящие из 1, 2, 3 слов. Прочитай, делая паузы.

  • Прочитай выразительно по смысловым отрезкам 1, 5 абзац...


Конструктивного характера (средний уровень).


  • Подбери однокоренные слова к заголовку текста (рассказа).

  • На карточке набран текст с пропущенными словами. Впиши по памяти недостающие слова.

  • Распространи предложение (абзац) прилагательными.

  • На карточке текст. Измени время повествования. Прочитай текст с изменениями.

  • Замени прямую речь так, чтобы смысл не нарушался.

  • Реши анаграммы. Встречаются ли эти слова в тексте.

  • Соедини текст из разрозненных предложений. Сверь со второй частью текста, который изучается.

  • На доске помещена часть текста. Найди лишнее предложение. Проверь по книге.

  • Подчеркни в каждой строке стихотворения главные по смыслу слова Прочитай выразительно, соблюдая паузы.

  • Прочитай часть текста, подбери для выразительности подходящие жесты и движения.


Исследовательского характера (высокий уровень).


  • Почему это произведение можно отнести к сказке (рассказу, стихотворению и т.д.)?

  • Какое настроение передаёт автор в первой части, во 2-й, в 3-й.Какими средствами?

  • Прочитай рассказ в лицах.

  • Какими средствами автор передаёт своё отношение к герою?

  • Прочитай отрывок, помещенный на карточке. К какой части композиции он относится?




  • Сконцентрируй внимание на середине строки, попытайся «за один взгляд» увидеть всю строку. Аналогично 2-ю, 3-ю и т. д. Читай, делая движения глазами только вниз.

  • Почему текст так называется? Докажи.

  • Докажи, что данное произведение – сказка (басня и т.д.).

  • Отметь кульминационные моменты в тексте.

  • Какие сказочные элементы присутствуют в тексте?

  • Создай диафильм к тексту.


Дифференциация по объёму.


Задание 1.

1 ур. Прочитайте 1-й абзац (часть), обращая внимание на грамотность и выразительность.

2 ур. Прочитай и перескажи подробно текст.

3 ур. Подготовь выразительное чтение всего текста.


Задание 2.

1 ур. Прочитай и перескажи 1 часть близко к тексту.

2 ур. Прочитай и перескажи подробно весь текст.

3 ур. Прочитай весь текст и кратко перескажи.


Задание 3.

1 ур. Прочитай часть, раздели предложения на смысловые отрезки (синтагмы).

2 ур. Раздели на смысловые отрезки весь текст.

3 ур. Раздели текст на смысловые отрезки и подготовь выразительное чтение.


Задание 4.

1 ур. Определи настроение 1 строфы в стихотворении.

2 ур. Определи настроение в каждой строфе.

3 ур. Определение смену настроений в стихотворении.



Дифференциация по уровню творчества.


Задание 1.

1 ур. Подбери рифмы: небеса -

иней -

снежок –


2 ур. Придумай двустишие по рифмам: ковром – серебром, бело – замело.

3 ур. Придумай стихотворение на тему «Зима».


Задание 2.

1 ур. Прочитай слова: нашкорабльстоялнаякоре.

2 ур. Составь такие же загадочные письма своим друзьям.

3 ур. Составь кроссворд по произведениям Л. Толстого (к примеру).







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дифференцированный подход в обучении

Автор: Карпенко Олеся Владимировна

Дата: 10.12.2021

Номер свидетельства: 594103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Реализация дифференцированного подхода обучения как фактор повышения интереса и познавательной активности учащихся"
    ["seo_title"] => string(80) "riealizatsiia_diffierientsirovannogho_podkhoda_obuchieniia_kak_faktor_povyshieni"
    ["file_id"] => string(6) "356941"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478670886"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Дифференцированный подход обучения учащихся на уроках технологии"
    ["seo_title"] => string(75) "diffierientsirovannyipodkhodobuchieniiauchashchikhsianaurokakhtiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "266186"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450106983"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "«Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида» "
    ["seo_title"] => string(110) "individual-nyi-i-diffierientsirovannyi-podkhod-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "203963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429585982"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "«Использование индивидуальных и дифференцированных подходов  в учебно – воспитательном процессе». "
    ["seo_title"] => string(104) "ispol-zovaniie-individual-nykh-i-diffierientsirovannykh-podkhodov-v-uchiebno-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "221889"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435656875"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Дифференцированный подход в обучении и воспитании "
    ["seo_title"] => string(55) "diffierientsirovannyi-podkhod-v-obuchienii-i-vospitanii"
    ["file_id"] => string(6) "243764"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445797146"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства