р) умение заинтересовать других __________________;
с) умение консультировать __________________;
т) вежливость ____________________;
у) восприимчивость ____________________;
ф)отзывчивость ____________________;
х) предвосхищение _________________;
ц) надежность __________________;
ч) проницательность ________________;
ш) практичность ____________________;
щ) энергичность ____________________;
э) интуиция ______________________;
6. Из представленного ниже списка выбрать те характеристики, которые наиболее вам
присущи:
а) аналитичный __________;
б) логичный ____________;
в) музыкальный ___________;
г) артистичный ____________;
д) математик ________________;
е) «вербалист» ________________;
ж) новатор ____________;
з) интуивист ______________;
и) контролирующий себя _______________;
к) конкретный ________________;
л) эмоциональный __________________;
м) схватывающий целое __________________;
н) доминирующий ____________;
о) интеллектуальный _________________;
п) способный к синтезу ________________;
р) ориентирующийся в пространстве __________________;
с) ориентированный (в причинно-следственных связях )__________________;
т) «читатель» ____________________;
у) «слушатель» ____________________;
ф) умеющий использовать аналогии __________________;
7. Выберите четыре предложения, больше всего соответствующих вам:
а) У меня большие лидерские способности __________;
б) Я предпочитаю самостоятельную работу ____________;
в) Я открыт и коммуникабелен(социабилен) ___________;
г) Я очень люблю искусство ____________;
д) Я сознетелен и ответственнен ________________;
е) Я считаю себя очень чувствительным ________________;
ж) Я люблю участвовать в групповой деятельности ____________;
з) Я недостаточно организован ______________;
и) Я достаточно уравновешен _______________;
к) Я часто бываю сомокритичен ________________;
л) Я с уважением отношусь к социальным нормам и ценностям __________________;
м) Иногда я сомневаюсь в своих интеллектуальных способностях _________________;
КЛЮЧ подсчета оценок.
1. а -1. б -10, в -5.
2. а – 10, б – 1, в – 5.
3. а – 2, б – 8.
4. а – 2, б – 8, в – 5.
5. а Х – 2, Т – 7 о Х – 2, Т – 7
б Х – 7, Т – 2 п Х – 7, Т – 2
в Х – 2, Т – 7 р Х – 2, Т – 7
г Х – 8, Т – 2 с Х – 8, Т – 2
д Х – 2, Т – 8 т Х – 1, Т – 8
е Х – 7, Т – 2 у Х – 8, Т – 2
ж Х – 2, Т – 7 ф Х – 2, Т – 7
з Х – 7, Т – 3 х Х – 7, Т – 3
и Х – 2, Т – 8 ц Х – 2, Т – 8
к Х – 7, Т – 2 ч Х – 8, Т - 3
л Х – 2, Т – 7 ш Х – 2, Т - 8
м Х – 7, Т – 1 щ Х – 7, Т - 3
н Х – 1, Т – 8 э Х – 8, Т – 2
6. а – 3 л – 7
б – 2 м – 8
в – 9 н – 3
г – 9 о – 3
д – 3 п – 8
е – 4 р – 8
ж – 8 с – 2
з – 3 т – 5
и – 2 у – 8
к – 3 ф – 8
а – 2 ж – 3
б – 8 з – 7
в – 2 н – 3
г – 8 к – 7
д - 2 л – 3
е - 7 м – 7
Ваша оценка:
41-48 – преобладание левого полушария
85-128 – равны оба полушария
129-172 – преобладание правого полушария
АНКЕТА «КАК РАСПОЗНАТЬ ОДАРЕННОСТЬ»
Л.Г. КУЗНЕЦОВА, Л.П. СВЕРЧ
Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант, если…
- он энергичен и все время хочет двигаться
- он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;
- не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
- кажется, что он всерьез никогда не устает;
- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности, если…
- ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;
- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
- сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
- может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;
- любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование, если…
- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;
- выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
- изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант, если…
- ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
- если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Художественные способности, если ребенок…
- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
- в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;
- серьезно относиться к произведениям искусства;
- когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
- стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
- не робеет, высказывая собственное мнение даже о классических произведениях
Способности к научной работе, если ребенок…
- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
- умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
- любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;
- часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;
- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции
- не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант, если ребенок…
- часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
- стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
- меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
- с большим желанием выступает пере аудиторией;
- с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;
- пластичен и открыт всему;
- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект, если ребенок…
- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый школьный материал;
- задает очень много продуманных вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной программе;
- обгоняет сверстников по учебе,
- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Прогрессивные матрицы Равена
Батарея тестов на наглядное мышление по аналогии, разработанная английским психологом Дж. Равеном (1938). Каждая задача состоит из двух частей: основного рисунка (какого-либо геометрического узора) с пробелом в правом нижнем углу и набора из 6 или 8 фрагментов, находящихся под основным рисунком. Из этих фрагментов требуется выбрать один, который, будучи поставленным на место пробела, точно подходил бы к рисунку в целом. Прогрессивные матрицы Равена разделяются на 5 серий, по 12 матриц в каждом. Прогрессивные матрицы Равена широко используется во многих странах как невербальные тесты умственной одаренности.
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач. Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена. Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
На выполнение всех десяти заданий ребенку отводится 10 минут. По истечении этого времени эксперимент прекращается и определяется количество правильно решенных матриц, а также общая сумма баллов, набранных ребенком за их решения. Каждая правильно, решенная матрица оценивается в 1 балл. Правильные, решения всех десяти матриц следующие (первая из приводимых ниже пар цифр указывает на номер матрицы, а вторая — на правильный ответ: 1—7,2—6,3—6,4—1,5—2,6—5,7—6, 8-1,9-3,10-5.)
Выводы об уровне развития
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий.
4-7 баллов - средний.
2-3 балла - низкий.
0-1 балл - очень низкий.
ПЕРВИЧНАЯ ДИАГНОСТИКА ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ ПЕДАГОГОМ
Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются. Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 - если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;
2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если Вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если Вы наблюдаете эту характеристику почти всё время.
Шкала 1 Познавательные характеристики обучающегося.
1.Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов, использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью.
1 2 3 4
2. Обладает обширным запасом по разнообразным темам (выходящих за пределы интересов детей это возраста).
1 2 3 4
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию.
1 2 3 4
4. Легко «схватывает» причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задаёт много вопросов (в отличии от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей.
1 2 3 4
5. Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше», чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит.
1 2 3 4
Подсчитайте число обведённых цифр по каждой колонке ______________