kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность концертмейстера при постановке народного танца

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность концертмейстра при постановке народного танца

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Деятельность концертмейстера при постановке народного танца»

Деятельность концертмейстера при постановке народного танцатанца

«Танец зависит от музыки, без ритмической основы танец был бы неясным, нестройным. Необходимо, чтобы жесты танцующих соответствовали каденциям музыкальных инструментов и нельзя, чтобы ноги  изображали одно, а инструменты другое».

Т. Арбо

Хореография и музыка имеют глубокое родство, образная природа этих искусств во многом аналогична. Музыка опирается на выразительность интонаций человеческой речи, а хореография на выразительность движений человеческого тела.  Музыка усиливает выразительность в танцевальной пластике, дает ей эмоциональную и ритмическую основу. Танец не воспроизводит музыку досконально, он существует на ее основе, исполняется в синтезе с ней и выражает ее.

Все мы прекрасно знаем о том, что в классе хореографии с детьми работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер), поэтому дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное.

Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной музыки. Таким образом, у воспитанников  формируется   музыкальная культура, развивается  музыкальный слух и образное мышление,   которые   при постановочной работе помогают воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Он должен сделать достоянием танцоров ту музыку, которую создали великие композиторы – хореографы: Глинка, Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев, Щедрин и другие.

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность.

Задачей концертмейстера является  развитие «музыкальности» танцевальных движений, поэтому концертмейстер хореографического класса подбирает  репертуар музыкальных произведений для занятий, постоянно расширяя музыкальный багаж и знания о природе танца, его характерных особенностей. Постоянно повышая свой профессиональный уровень, концертмейстер изучает  опыт работы по эстетическому  воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию, новые  методики «движения под музыку».

Музыкальное развитие на уроках  хореографии осуществляется при помощи определенных методов и приемов. Первоисточником получения знаний является сама музыка – только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале  идет работа по накоплению опыта слушания  музыки.

Вторым источников получения знаний – является слово педагога и концертмейстера, которое приводит к пониманию и восприятию музыкального образа конкретных  музыкальных произведений. Третьим источником является непосредственно музыкально-танцевальная деятельность самих детей.

Для лучшего восприятия воспитанниками необходимых  знаний, умений, навыков хореограф вместе с концертмейстером  используют разнообразные методы и приемы:

  • наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений педагогом);

  • практический (конкретная деятельность в виде систематических упражнений);

В плане музыкального воспитания   концертмейстер имеет возможность научить детей передавать движением различный интонационный смысл (ритмическое,  мелодическое,  динамическое начало), выделять в музыке главное.

Концертмейстер   четко определяет для себя задачи  каждого года обучения, а также проявляет не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии,  а  индивидуально творчески  подходит  к  подбору музыкального оформления урока.

Обучение в классе хореографии делится на несколько дисциплин: народно – сценический  танец, классический и историко – бытовой танец.

И если народно–сценический танец озвучивает,  как правило, народный инструмент (баян, аккордеон), то в остальных дисциплинах необходима работа концертмейстера – пианиста.

В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная основа урока. Единого подхода к музыкальному оформлению урока не существует. Специфика музыкального сопровождения заключается в импровизационной основе урока классического  танца, поэтому у каждого концертмейстера вырабатывается свой «музыкальный  почерк».

Приступив к работе  в хореографическом классе, дипломированный концертмейстер в первые дни  чувствует себя банкротом, так как большая часть знаний и навыков, полученных в музыкальной школе, училище и даже вузе, оказываются невостребованными. Требуется владение импровизацией и  знание специфики классического танца, которых  нет в программе академического музыкального образования. Постижение профессии концертмейстера начинается с нуля. Вот некоторые советы начинающим концертмейстерам:

Непременная работа с одним хореографом.

В имповизационной системе музыкального оформления урока классического тренажа в качестве тем для музыкальной импровизации желательно использование  песенных и танцевальных тем народной музыки, а так же  мелодического материала классических произведений – балетных, симфонических, фортепианных и т.п.

Для удобства работы предлагаю отксерокопированные нотные листы, вставленные в разъемные скоросшиватели-папки. Таким образом накапливается «золотой фонд» концертмейстера.

Основная задача – не мешать, не тормозить учебный процесс, а создавать благоприятные условия для обучения. Поверх музыкального сопровождения хореограф – педагог корректирует работу исполнителей, исправляет ошибки, и напоминает порядок комбинаций.

Перед каждым движением следует играть  Preparation – подготовительное движение, предшествующее всей комбинации в характере и темпе основного движения.

Урок классического танца динамичен уже в самом своем построении. Он начинается с простых движений и переходит к более трудным. Каждое  движение экзерсиса так же имеет свою динамическую линию. Это выражается в усилении, кульминации и ослаблении затраченной энергии, поэтому в музыкальном оформлении урока динамика отдельных движений и комбинаций должна соответствовать динамическим оттенкам музыки.

В младших классах по содержанию музыка должна быть более проста и элементарна, учитывая возраст, а в старших классах музыкальное оформление обогощается: появляется более  разнообразный ритмический рисунок, гармонии, ускоряются темпы. В начале обучения движения разучиваются в медленном темпе, рачлененно, с паузами.

Главное и необходимое условие работы концертмейстера в балетном классе – непрерывный поиск новой музыки, интерес к танцу, творческое  содружество с педагогом – хореографом.

Урок классического тренажа состоит из целого ряда разнообразных движений, расположенных  в определенном порядке. Урок делится на 4 основные части:

1.Экзерсис у палки.

2. Экзерсис на середине зала.

3. Allegro (прыжки).

4.Упражнения на пальцах.

Все движения исполняются поочередно с обеих ног, поэтому музыкальное оформление движений должно быть  тождественным.

Каждому движению должна быть подобрана соответственная музыка. Такие движения  как Plie, Battements tendus, Battments tendus jetes, Ronds de jambe par terre, Battements fondus, Ronds de jambe en l’air, Frappes и doubles frappes, Adagio, Grands battements jetes, Port de bras, Adagio на середине зала, входят в экзерсис у палки и экзерсис на середине зала. С каждым годом обучения эти движения все более усложняются, составляются комбинации.

На середине зала исполняются прыжки (маленькие, средние и большие), повороты, вращения и движения на пальцах.

Рекомендуемые музыкальные произведения для уроков классического танца:  К. Лядов. Вальс ор.9 № 1, Н. Черепнин «Медленный вальс», А. Цфасман «У водопада», И. Дунаевский «Лунный вальс», И. Брамс «Венгерские танцы», А. Полонский «Фигурный вальс», А. Полонский «Цветущий май», Э. Фибих «Поэма», Р. Глиэр «Романс», Ф. Шопен «Ноктюрны», И. Дунаевский «Марши», А. Цфасман «Неудачное свидание», П. И. Чайковский «Старинная французская песенка», А. Рубинштейн «Романс» и многие другие. Можно использовать музыку из балетов классического наследия: Л. Минкус «Дон Кихот», А. Адан «Жизель», А. Адан «Корсар», А. Глазунов «Раймонда», А. Делиб «Ручей», Л. Минкус «Баядерка», Л. Делиб «Коппелия», Р. Дриго «Конек-горбунок», произведения Ф. Шопена, Ф. Листа, С. Рахманинова.

Историко — бытовой танец занял значительное место в практике музыкального театра, стал обязательной дисциплиной в системе высшего и среднего хореографического образования. Обширный оперно-балетный репертуар требует от хореографов точного знания бытовых танцев различных эпох, умения передавать их живые черты, стилевые приметы. Можно назвать немало произведений, где исторический танец является замечательным средством образной характеристики. Достаточно вспомнить хотя бы изумительный по ритмической яркости и художественной правде «Танец с подушками» в «Ромео и Джульетте» Л. Лавровского, сарабанду в «Пламени Парижа» В. Вайнонена, экосез в «Евгении Онегине», поставленный А. Горским.

Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может ограничиваться только танцами прошлых веков. Люди хотят иметь свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие новые этические нормы, доставляющие удовольствие и воспитывающие вкус. Создание их — одна из первоочередных задач деятелей нашей культуры. Но нельзя создавать новые танцы, не познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами бальной хореографии.

Уроки историко-бытового танца в образовательных учреждениях связаны с этикетом, культурой поведения. Историко-бытовой танец – парный танец, общение, игра, поэтому музыкальное сопровождение не должно быть тусклым, маловыразительным. Немаловажным фактором для концертмейстера является относительная техническая легкость, удобство фактуры, пианистичность нотного материала. Уроки историко-бытового танца делятся на изучение танцевальной культуры XVI-XVIII веков и танцевальной культуры XIX века.

Танцевальная культура XVI-XVIII веков включает в себя изучение таких танцев как: Павана – танец, открывающий торжественные церемонии; Романеска; Менуэт – танец королей и король танцев; Ригодон – торжественный придворный танец; Сарабанда – святое шествие; Жига – танец английских моряков; Гавот; Крестьянский бранль – городской ремесленнический фольклор; Тампет – своеобразный отклик на французскую революцию, в переводе – «Буря»; Краковяк; Па-де-спань.

Рекомендуемый музыкальный материал: паваны  Кабесона, Гиббонса, Бёрда.  М. Равеля, романески н. Ивановского, А. Глазунова, ригодоны Г. Генделя, Г. Телемана,  менуэту И. Гайдна, Л. Бетховена, сарабанды Б. Асафьева, Г. Генделя, Ж. Люлли, жиги И. Баха, А. Вивальди, Ф. Куперена, Ж. Люлли, гавоты Г. Мари, С. Туликова. И др.

Танцевальная культура XIX века включает в себя изучение      поклонов, позиции рук, форм chasse и таких танцев как: Полонез – танец, открывающий всякий бал; Полька; Вальс; Мазурка; Галоп; Экосез – старинный шотландский народный танец; Английская и Французская Кадрили; Котильон – кода бала, прощальное выступление всех участников в излюбленных танцах. Для данных уроков можно порекомендовать: полонезы М. Огинского, И. Козловского, А. Лядова, М. Глинки, П. И. Чайковского, Ф. Шопена, вальсы М. Глинки, Л. Делиба, П. И. Чайковского,  А. Алябьева, А. Грибоедова, И. Козловского, мазурки Б. Сметаны, Ф. Шопена, П. И. Чайковского, Г. Венявского, экосезы Ф. Шуберта, А. Жилина, польки  И. Штрауса, А. Зилоти, Д. Шостаковича, Н. Гурилева, галопы Р. Дриго, Л. Делиба, кадрили В. Шуберта, А. Алябьева.

Исторический танец является основой эстетического воспитания средствами хореографии, предлагает систему гармонического развития личности. Концертмейстер, как и педагог – хореограф должны расширить эрудицию учащегося и побудить его к научному и творческому поиску.

Работа концертмейстера    заключает в себе и чисто творческую (художественную) и педагогическую деятельность. Педагогическая сторона деятельности  отчетливо выявляется в работе с учащимися хореографического класса. Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних  музыкально-исполнительских дарований, отличного музыкального слуха. Специфика работы концертмейстера   требует особого универсализма, мобильности. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в общем труде всего коллектива и труд его по своему предназначению сродни труду педагога.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Деятельность концертмейстера при постановке народного танца

Автор: Зверева Алина Федаилиевна

Дата: 05.06.2022

Номер свидетельства: 608924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Интегрированный урок "Инсценировка русских народных песен".Ритмика.Фольклор. "
    ["seo_title"] => string(81) "intieghrirovannyi-urok-instsienirovka-russkikh-narodnykh-piesien-ritmika-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "239670"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444837196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства