Просмотр содержимого документа
«Читательская самостоятельность»
Формирование каллиграфических навыков
Павлова Татьяна Александровна, учитель начальных классов
Верхоянский район, село Бала
МБОУ «Арылахская средняя общеобразовательная школа»
С самого начала формирования навыка письма перед обучающимися встает ряд задач по овладению разными приемами. В первые несколько дней обычно происходит ознакомление с этими приемами и первоначальное овладение приемом держания ручки, посадкой, положением тетради при письме. Эти приемы, которые сначала занимают все внимание ученика, еще будут отрабатываться в течение 2-3 лет.
Существенным недостатком деятельности учителя по обучению письму является несоблюдение длительности непрерывного письма, то есть временных норм, отводимых на письменные работы. При планировании уроков учитель не учитывает рациональное чередование письменных и устных видов работ. Это также является несоблюдением санитарно-гигиенических норм обучения письму.
Обучение письму условно разделено на три этапа. Первый этап – развитие мускульной памяти, второй этап – развитие тактильной памяти, и третий этап – закрепление полученных сведений с помощью трафарета букв.
Для обеспечения эффективной работы по совершенствованию процесса формирования каллиграфических навыков учителю необходимо:
- учитывать психофизиологические особенности младших школьников в целом и учащихся своего класса, его отдельных групп;
- знать техники работы над усвоением каллиграфических навыков;
На формирование каллиграфических навыков играют важную роль также следующие аспекты профессиональной деятельности:
1. Развитие у младшего школьника потребности и положительной мотивации: а) понимание роли изучаемого; б) воспитание доброжелательного настроя в коллективе, похвала и поддержка со стороны учителя и общественная поддержка каждого.
2. Отбор методов, приемов и форм обучения, выбор соответствующего по содержанию дидактического материала: а) обоснованное разнообразие активных методов и приемов работы учителя и учащихся, выбор частично – поисковых и исследовательских методов и прочее; б) использование разнообразных форм организации деятельности учащихся на уроке: индивидуальные, групповые, работы в парах, коллективный и.т.д; в) использование приемов, стимулирующих активность учащихся: речевая ситуация, игра и.т.д. г) опора на чувственное восприятие письменной речи, использование зрительной и слуховой наглядности: памятки, плакаты, таблицы и.т.д; д) дидактический материал; е) подбор дидактического материала с нарастающим уровнем сложности и увеличивающимся развивающим потенциалом; ж) свободная атмосфера на уроке, помощь со стороны учителя, сотрудничество учителя с учащимися.
3. Система контроля и оценки умения и навыков, учащихся в процессе формирования каллиграфического навыка: а) использование различных форм оценок (отметка, поощрение, слово учителя и так далее); б) отказ от выставления отрицательных оценок; в) формирование навыков самоконтроля.