kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Читательская компетенция в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой педагогический опыт. Описан опыт работы по формированию у учащихся читательской компетенции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Читательская компетенция в начальной школе»

Мой педагогический опыт

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» декларирует модернизацию и инновационное развитие как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становится инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства, и именно школа является критически важным ключевым звеном в этом процессе. Таким образом, главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, патриота, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном, быстроменяющемся мире, постиндустриальном информационном обществе.

Фактором реализации нового подхода к современной школе является введение ФГОС, которые представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП ООО, одним из которых является требования к результатам образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В соответствии с этим выделяются метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: познавательные, коммуникативные и регулятивные.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Последние годы я работаю над технологией эффективного обучения чтению в начальной школе, т.к. уроки чтения играют важную роль в процессе развития мышления учащихся начальной школы.

Темой моей работы является: «Читательская компетенция в начальной школе»

Цель:

  • Развитие читательской компетенции у детей в соответствии с УУД.

Для осуществления данной цели поставлены следующие задачи:

  • формирование и развитие читательской компетенции у обучающихся через различные педагогические технологии и разнообразные формы уроков;

  • развитие осмысленного чтения через внеурочную деятельность и творческие задания;

  • развитие бережного отношения к своему здоровью через здоровьесберегающие технологии.

Работаю по программе «Школа России» (А.А. Плешаков, М.И. Моро, В.Г.Горецкий). Этот учебно-методический комплекс рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников. Приоритетом является духовно-нравственное развитие ребёнка. Именно духовно-нравственная доминанта в состоянии обеспечить выполнение культурно-созидающей роли образования.

Кабинет оснащен интерактивной доской, проектором, многофункциональным принтером, имеются мультимедийные диски для работы по предметам, методическая литература.

Современные дети значительно изменились за последние годы - они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает смысловая сфера как ориентация на смысл деятельности - нам необходимо воспитать грамотного читателя.

Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные:

  • с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;

  • определением основной и второстепенной информации;

  • формулированием проблемы и главной идеи текста.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.

При организации учебной деятельности я использую как основной это системно-деятельностного подход и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • ИКТ-технологию;

  • проблемно-диалогическую технологию;

  • игровую технологию;

  • технологию организации проектной деятельности;

  • здоровьесберегающую технологию.

Материал для учебно-познавательной деятельности отбираю в соответствии с программными требованиями, при этом использую методические пособия, справочники, энциклопедии, компьютер, проектор для демонстрации учебных презентаций, видеофильмов, прослушивания текстовых и музыкальных фрагментов. Это позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Весь материал преобразовываю, учитывая особенности учащихся своего класса, и предъявляю его в доступной для детей форме. Применяю элементы методик и технологий А.А. Зайцева (чтение по складам), А.А.Бондаренко и И.В. Гурковой (проблема орфографической зоркости и работа со словарями), Ш.А. Амонашвили (толерантность).

Выполняя домашние задания к уроку, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации (Приложение №1). Таким образом, ИКТ технологии развивают самостоятельность ребят, умение работать с различными источниками информации.

Элементы данных методик и моей технологии помогают мне создать во время уроков доверительную атмосферу, развивать у ребят интерес к занятиям, сделать учение радостным, раскрыть возможности ребёнка и сильного и слабого, помогают взаимоотношению учителя и ученика, ученика и учителя.

Моя технология эффективного обучения осознанному чтению в начальных классах предполагает 2 пути:

I. Информационный путь:

  1. Исследовательская деятельность (углубленная осознанная, согласно возраста работа над текстом, подбор произведения относительно темы и идеи).

  2. Работа над элементами текста (тема, идея, абзацы, ключевые слова, структура).

  3. Работа над орфоэтическими и речеведческими нормами.

II. Развивающий путь:

  1. Работа над творчеством. Занимательный материал: сказки, ребусы, загадки – составляют дети по образцу.

  2. Нацеленность на разнообразие форм урока.

На уроках использую методику педагога Зайцевой, подбираю такие упражнения, которые отрабатывают умение читать буквы, слоги, слова, предложения и текст. В результате данной работы увеличивается лексикон ребёнка.

Для того чтобы сформировать читательский вкус я использую возможности творческого потенциала детей (искусство кисти, музыки, танца, песни). Используя данные возможности, я тем самым развиваю интеллект ребенка, воображение, чувство прекрасного. Всё это делает ребёнка наиболее восприимчивым к окружающей действительности. Он её принимает и понимает согласно возрасту

Моя находка – это словесное рисование, т.е. слово в действии: работа над описанием предметов окружающей действительности. Результатом этой деятельности стало увеличение групп детей, обладающих образной речью, умеющих глубоко чувствовать, сопереживать. У них развивается лингвистическое чутьё и появляется интерес к собственной речи. В тетрадях дети иллюстрируют прочитанное, изображая любимых героев, фантазируют, у них развивается образное и ассоциативное мышление

У моих учеников сформирован устойчивый интерес к урокам развития речи, они активные читатели библиотеки

Одно из направлений это развитие у детей вкуса к искусству слова, и его пониманию. Одним из эффективных методов развития у учащихся их внутренней культуры является применение занимательного материала. В своей педагогической деятельности я применяю дидактические игры, сказки, ребусы, кроссворды и т. д. В свою педагогическую копилку я собираю разные формы уроков, которые я и разрабатываю: урок-путешествие, урок-конференция, урок-зачет, урок-презентация. Разнообразие форм урока позволяет ученикам сохранять активность на протяжении всего урока.

Для развития личности ребенка строю обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала. Стараюсь подготовить урок с учётом возможностей конкретных учеников, зная, что представляет собой коллектив класса, каков уровень интеллектуального развития отдельных групп учащихся, на какой ступени сформированности находятся их знания, умения и навыки. Планирую, кого и о чем спросить, кому и какое дать индивидуальное задание, какую помощь оказать и какие задания дать слабым и сильным ученикам, чтобы они смогли проявить максимум самостоятельности.

Личностно-ориентированное обучение направлено на полную успеваемость всех учащихся, поэтому стараюсь добиваться сочетания прочих знаний учеников с их высокой познавательной активностью. При выполнении учебных заданий предоставляю ученику свободу выбора его выполнения. Предлагаю несколько заданий, и ученик сам выбирает себе одно из них . Постепенно наблюдаю за самореализацией каждого ученика. Я создаю его познавательный портрет, который включает описание мотивационных потребностей, эмоциональной и деятельностной стороны каждой деятельности. Таким образом, накапливается познавательный портрет учащегося, который потом помогает выявлению индивидуальной «траектории» развития каждого ученика в самом начале школьной жизни. На уроке я и мои ученики не опасаемся неправильных ответов. Я стараюсь к работе привлечь всех учащихся, а затем обсуждаем высказывания наиболее соответствующие теме урока, содержанию прочитанного произведения. Оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату (правильно, неправильно), но и по процессу достижения: не только самостоятелен, оригинален ответ, насколько вырос ребёнок по сравнению с предыдущим уроком.

Обязательным компонентом курса литературного чтения является внеклассное чтение (самостоятельное, домашнее, изучающее, поисковое). На уроках дети отвечают на вопросы по содержанию произведений, читают стихи, инсценируют отрывки из книг, играют, оформляют проекты.

Так как современный образовательный стандарт (ФГОС НОО) ориентирует нас на портрет выпускника начальной школы, который должен выполнять и правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Считаю необходимым сформировать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Я изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья, использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику для глаз, музыкальную паузу, физминутки.

Применяя различные образовательные технологии в своей профессиональной деятельности, и работая над темой самообразования, мной накоплен не малый теоретический и практический опыт, который я презентую коллегам на методических объединениях. В системе работаю над собой, имею благодарности и грамоты, постоянно повышаю свой квалификационный уровень через районные и городские семинары, курсы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Читательская компетенция в начальной школе

Автор: Рыбкина Галина Шавкатовна

Дата: 24.01.2021

Номер свидетельства: 571145

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Обобщение опыта по теме «Формирование читательских компетенций в процессе анализа художественных произведений»"
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchenie_opyta_po_teme_formirovanie_chitatelskikh_kompetentsii_v_protsesse_a"
    ["file_id"] => string(6) "626258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1676914967"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Функциональная грамотность на уроках литературного чтения в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(80) "funktsionalnaia_gramotnost_na_urokakh_literaturnogo_chteniia_v_nachalnoi_shkol_1"
    ["file_id"] => string(6) "581251"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1621744601"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Рабочая программа по чтению УМК Школа-2100"
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia_proghramma_po_chtieniiu_umk_shkola_2100"
    ["file_id"] => string(6) "381501"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484882847"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства