Просмотр содержимого документа
«Час общения "Вот моя деревня"»
Час общения: «Вот моя деревня»
Воспитатель: Архипова В.П.
Класс: 4
Цель:
Дать понятие о своеобразии и неповторимости малой родины.
Задачи: _сформировать представление об общечеловеческих ценностях; _ воспитывать любовь к родному краю;
_ развивать воображение, мышление, связную речь;
Оборудование:
Глобус, географическая карта России, открытки и иллюстрации с изображением растений и животных обитающих в нашей местности.
Ход занятия. 1.Ритуал приветствия.
Цель: создать эмоционально – благоприятный климат в группе.
Давайте возьмемся за руки, поделимся, друг с другом теплом наших рук и улыбнемся другу.
2.Актуализация темы. Цель: введение в тему, мотивация детей.
Посмотрите ребята, вот это глобус. Глобус- макет нашей Земли - планеты, на которой мы живем. Синий цвет это океаны и моря. Смотрите, сколько места они занимают. Это мир рыб и морских животных. Разноцветные рисунки это суша, на которой живут люди разных национальностей, различные животные и птицы, растут деревья и травы. На Земле много гор, пустынь, степей, лесов и рек. А вот здесь находится наша родина – Россия. Наша Родина очень большая: давайте посмотрим географическую карту. На ее просторах есть и моря, и реки, и леса, и горы, и равнины.
А вот здесь, посмотрите, на карте это место можно накрыть ладонью, живем мы с вами. . Вступительная беседа
Это наша малая Родина.
Кто мне скажет, как она называется? Где мы с вами живем?
( Мы живем в Пензенской области. Пенза - наш областной город.)
Кто из вас бывал в Пензе? Понравился вам город?
(Ответы детей)
Я родилась в Каменке. Есть такой небольшой город в Пензенской области. И в этом городе, есть улица и дом, где я жила, есть школа, где я училась. Там прошло мое детство - там моя деревня.
Стихотворение Некрасова «Вот моя деревня..,»
А вы знаете, где вы родились, где живете, где учитесь? Расскажите мне и своим одноклассникам о своей родине. Заметьте: среди нас есть односельчане.
(Дети рассказывают о своем).
Видите, как много вы знаете о своем доме и как хорошо рассказываете, с какой любовью.
4. Физкультминутка:
Цель: поднять эмоциональный и мышечный тонус. А теперь давайте немного подвигаемся:
«Утром солнышко восходит высоко. Поднимают руки вверх с
раскрытыми ладонями от
себя, разводят в стороны
опускают руки вниз,
наклонившись.
Вечером заходит глубоко. Поднимают руки вверх,
Днем гуляет по небу оно, показывая, что «держат»
шар, «проводят» его слева
направо.
Согревает всех, лучи раскинув Руки в стороны.
щироко.
Гладит ласково листочки и цветы, Поглаживают себя по
голове, по руке.
Людям золотит и щеки и носы. Поглаживают щеки, нос.
День прошел и с неба на покой Руки поднимают вверх,
Солнца шар садится за горой». делают шар, «опускают»
его вниз.
5.Интеллектуальная разминка
Отгадайте загадку: Что на свете всего быстрее? Мы сказку читали такую сказку. Быстрее всего на свете наши мысли. В своих мыслях человек может улететь, куда только захочет. Давайте и мы с вами мысленно отправимся путешествовать по нашему краю. Любите вы путешествовать? Представим, что мы туристы.
«Мы - юные туристы природу изучаем.
Цветы, кусты, деревья не рвем и не ломаем
И матушку природу совсем не обижаем».
Скажите, есть ли в нашей местности моря и горы? (Нет) А что у нас есть?
(Леса, поля, луга, реки).
Правильно. Реки текут чрез луга и леса. Вот на берег такой реки мы с вами и отправимся. Но мы еще не решили, в какое время года мы отправимся в путешествие. Какие времена года вы знаете? (Зима,весна, лето, осень). А что у нас сейчас за окном? (За окном зима). Давайте отправимся в лето. Тем более что летом вы разъезжаетесь на каникулы и в настоящий поход, нам не удастся пойти.
Закрываем глаза. Раз, два, три - отправляемся! Открываем глаза. (Пока глаза у детей закрыты, на пол постелить цветной ковер).
Цель: снятие мышечного напряжения и улучшение эмоционального состояния.
Пока мы шли, немного утомились. Давайте вот здесь на опушке, у речки полежим на травке и послушаем лесные звуки.
7. Отдохнули? Давайте теперь поиграем.
Игра «Камушки».
Цель: развивать координацию движений и ориентацию в пространстве.
Представьте, что на другом берегу речки родник, и нам надо туда перейти, не замочив ног. Купаться нам не разрешили.
На полу нарисовано несколько кругов (это камни), и по ним переходим на другую сторону к роднику, а потом обратно на свой берег. А теперь поиграем в игру «Зеваки».
Цель: развитие произвольности, внимания, координации движений. Встать в круг, держась за руки двигаться по кругу. По сигналу (хлопок в ладоши) остановиться, сделать четыре хлопка, повернуться кругом и продолжать движение. Направление меняется после каждого сигнала. Кто запутался - выбывает из игры.
8. Упражнение «Полянка»
А теперь посидим на полянке и поговорим.
Цель: активизировать знания детей о природе родного края.
- Кто знает, какие деревья растут в нашей местности? -А цветы и травы растущие у нас? -А каких птиц мы знаем?
(Дети называют то, что знают, на каждое название показать рисунок).
9. Упражнение «Зеленый патруль».
Как вы думаете, что можно делать в лесу, а что нельзя? (Обсуждение правил поведения в лесу). Послушайте стихотворение Н. Рыжова «Правила разведчиков природы» и подумайте, наши правила совпадают с правилами разведчиков природы или нет.
«Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому, они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость,
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет «Ты - мой друг! Спасибо!»
Теперь мы с вами знаем, как надо вести себя в лесу.
10. Подведение итогов «Бабушкины загадки»
Посмотрите, кто к нам пришел. Не только нам нравится путешествовать. Познакомьтесь это Бабушка - Загадушка. (Кукла одетая старушкой).
Она хочет загадать вам загадки о природе.
_- Название, какого растения связано со звоном? (колокольчик)
_ - Где раки зимуют? (в норах на берегу)
_ - Какую птицу все называют вором? (воробей)
_ - А воровкой? (сорока - воровка)
_ - Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
_ - Что ест зимой лягушка? (она спит)
- Растет ли дерево зимой? (нет)
_- Какой снег быстрее тает, чистый или грязный? (грязный)
_ - Какие птицы добывают еду, ныряя в воду? (утки, гуси)
_ -Что птицам страшнее холод или голод? (голод)
_ - У какой птицы бывает сотрясение мозга? (у дятла)
_ - Какое дерево является символом России? (береза)
Все загадки отгадали. Бабушка - Загадушка довольна. Но нам пора возвращаться в класс. Закрываем глаза. Раз, два, три - отправляемся! (Скатать ковер).
Рефлексия
Цель: формирование оценки ценностей.
- Вот и закончилось наше путешествие. - Понравилось вам оно? - Было ли вам интересно? - А что вам больше всего понравилось? - В красивом краю мы с вами живем? - И мы должны постараться, чтобы наш край остался таким же красивым и любимым для тех, кто будет жить после нас.