Просмотр содержимого документа
«Буклет для родителей н тему: "Правила поведения на дороге"»
Ситуация №1
Педагогическая ситуация:
Ученик не доволен своей отметкой и в качестве протеста влезает на стол. В классе раздается громкий шумный смех детей, что сорвало урок. Как купировать скандал, какими путями можно было избежать этой ситуации?
Участники:
Участниками педагогической ситуации является ученик, недовольный своей оценкой, его одноклассники и классный руководитель.
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается во взаимоотношениях ребенка и учителя, а именно в недопонимании друг друга. То есть, учитель, объективно оценил ребенка, а так как ученик сам себя объективно оценить не может, поэтому он и проявил такую реакцию, пытаясь обратить на себя внимание, в ходе чего сорвал урок.
Причина:
Ситуация возникла не просто так, виной всему, скорее всего, была поставленная ранее оценка, с которой мальчик был категорически не согласен, и так неумело решил выказать свой протест;
У ребенка нет уважения к учителю, своим одноклассникам и самому предмету, поэтому он и влез на парту.
Педагогические задачи:
Успокоить учащихся.
Вернуть рабочую обстановку в классе.
Разрешить возникшую ситуацию с учеником, недовольным своей оценкой.
Решение:
Избежать этой ситуации можно было бы пояснив сразу же и вовремя причину выставления ученику данной оценки, а также объяснить ученику какими путями её можно исправить, и в какое время, чтобы он на этом не зацикливал своё внимание;
Учителю же не стоит делать акцент на данной ситуации, раз уж она произошла, во время проведения урока, а тем более вступать в перепалку. Можно было сказать: «Для того, чтобы исправить оценку не обязательно так высоко забираться» и попросить спуститься с парты, спокойно продолжая урок, а после урока, естественно, оставить ученика и поговорить;
Попросить ребенка так не делать, а если возникнут какие-то трудности, я всегда смогу тебе помочь и объяснить;
Проводить индивидуальную системную работу с ребенком.
Ситуация №2
Ситуация: Девочка Маша, ученица 4 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы. Но учительница только ещё сильнее раздражилась и поставила «3», объясняя это тем, что Маша разговаривала на уроке. Оцените, пожалуйста, действия учительницы.
Участники ситуации: учительница, ученица Маша.
Проблемы:
Негативное отношение учительницы к Маше;
Плохое поведение Маши в классе.
Возможные причины:
Маше было скучно на уроке, так как учительница не могла заинтересовать ученицу.
Решение педагогической ситуации:
Учительница явно была не права, поставив Маше незаслуженную двойку. Прежде всего, ей стоило заметить, что, несмотря на то, что девочка отвлекалась, она подробно ответила, за что стоило ей поставить «5». Конечно, поведение ученицы тоже не правильное, всегда тяжело вести урок, когда в классе стоит шум и гам, можно было бы после ответа сказать: «Отлично, ты хорошо знаешь данный материал, но всё же тебе стоит вести себя по тише, и не мешать одноклассникам работать, иначе, я поставлю тебе в журнал «2» за поведение.» Так же учительнице не стоило разряжать своё эмоциональное состояние на ребёнке, хотя девочка и вела себя не подобающим образом, оценивать стоило ответ, а если уж так сильно хотелось как-то поставить ученицу на место, можно было бы поставить в дневник вторую оценку, но уже за поведение или написать замечание.
Ситуация №3
Ситуация: Ученик 4 класса систематически не выполнял домашнее задание, даже не пытался притронуться к тетрадям. Учитель регулярно ставил ему двойки. Однажды учитель сказал «Саша, у тебя сплошные двойки , так будет до тех пор,пока ты не выполнишь домашнее задание. На что ученик ответил «Ну и ставьте!»
Цель: Выяснить причину негативного отношения к процессу обучения.
Задачи:
Помочь ребёнку разобраться в непонятных ему темах
Воспитать ответственное отношение к учёбе
Провести ряд диагностик на выявление индивидуальных особенностей ребенка
Анализ пед. ситуации:
1-Скорей всего у ребёнка сложилось негативное отношение к учителю, он не имеет для него авторитета
2-У ребёнка могут быть проблемы в семье или в школе, поэтому у него пессимистическое отношение к обучению
Решение:
Ставить постоянно ученику двойки это не выход из положения, стоило оставить ученика после урока и выяснить причину такого поведения, может всё серьёзнее чем кажется, возможно у него проблемы дома или в школе. Или есть ещё один вариант, позаниматься с мальчиком, помочь ему разобраться в непонятных темах, дать что-то решить дополнительно, чтобы исправить полученные ранее двойки. А систематически принижать ученика не даст никаких результатов, его самооценка только ещё больше упадёт. Если не помогут беседы с учеником, можно привлечь родителей, чтобы они тоже приняли участие и поспособствовали в решение данной проблемы
Беседы для родителей:
Мой ребенок становится трудным»;
«Как повлиять на своего ребенка»;
«Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э. Г. Эйдемиллера»
Ситуация №4
Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает: — Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? Какие установки дает педагог? Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?
Решение:
Ценность такой организации проверки знаний в том, что учитель создаёт ситуацию успеха и обеспечивает рост достижений девочки. Это будет содействовать также формированию оптимальной самооценки у школьницы.
Самостоятельность.
Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе, учёбе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценки является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной самооценке относятся-самооценки «высокий уровень» и «выше среднего уровня» (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень» (в этом случае человек уважает, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).
Ситуация №5
Катя, ученица 4-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 160 см. В классе она выше всех. К доске выходит, сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. Какими психологическими особенностями возраста обусловлены действия Кати? Как помочь Кате в решении ее проблем? Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?
Для реализации этой цели в первую очередь необходимо улучшить психологический климат в классе, поднять сплоченность одноклассников.
Очень важно привить детям толерантность к другим людям, уважительное отношение независимо от внешних недостатков.
Можно выделить несколько упражнений:
Игры и тренинговые упражнения помогут учителю провести интересный классный час либо индивидуальное занятие по формированию толерантности школьников (например, работа с ребёнком, проявляющим нетерпимость к другому или с ребёнком, к которому проявляется нетерпимость).
1. «Антиподы». Педагог просит учащегося написать в два столбика хорошие и плохие черты своего характера. После чего можно обсудить получившийся список, попутно вырабатывая варианты замены отрицательных качеств на положительные.
2. «Камушек». Учитель говорит, что в каждом человеке есть какой-то недостаток, как «камушек, попавший в обувь», который мешает ему развиваться и достигать успехов. Педагог предлагает ребёнку найти в себе такое качество, которое мешает ему нормально общаться.
3. «Изюминка». Педагог объясняет ребёнку, что каждый имеет и какое-то наилучшее качество, позволяющее справиться со сложными жизненными ситуациями. Учитель предлагает отыскать ту самую «изюминку», которой ребёнок может гордиться.
4. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное отношение к себе и сложившейся ситуации. Учитель должен научить учащегося говорить внутри себя «Я в порядке, окружающие тоже в порядке». Такой позитивный настрой поможет выработать адекватную позицию в общении с кем угодно.
5. «Ломаем стереотипы». Учитель объясняет, что мир не делится только на чёрное и белое, на плохое и хорошее. Мир — многогранный, красочный и удивительный. И чем разнообразнее внутренний мир каждого человека, тем интересней жить.
6. «Мой идеальный образ». Педагог предлагает написать ребёнку список качеств, которые его устраивают, а также те, которые он желает развить в себе и приобрести. Определение идеально образа поможет ребёнку наметить план по преодолению негативных черт характера.
Для Кати
Спросите ее, каким она видит решение проблемы. Попытайтесь вместе посмотреть на сложившуюся ситуацию со стороны. Объясните ребенку, почему ее действия являются причиной негативной реакции других детей. Постарайтесь представить вместе с ней, как поступил бы в сложившейся ситуации ее одноклассник, который отлично адаптирован в коллективе. Какое решение принял бы он? Что бы он предпринял? Способна ли она на такой же поступок? Составьте перечень потенциальных реакций.
Какой стратегии должен придерживаться педагог, чтобы минимизировать стресс ученицы при ответе у доски?
1. Не предъявлять к ребёнку завышенных требований.
2. Не использовать слова, унижающие достоинство человека, то есть оценивать результат деятельности, а не личность.
3. Вовлекать учащихся в коллективную работу.
4. Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Ситуация №6
Ваня – 7-ми летний ребенок, пошел в этом году в школу. Он очень этому радовался, очень ждал первого сентября. Но после первой недели его как подменили и начались «концерты»: каждый день у него что-то болит: то живот, то голова, то нога, то вдруг страшный кашель. С родителями прошел обследование в диагностическом центре и был у врача, который сказал, что ребенок абсолютно здоров, только притворяется. Почему? Из-за чего вдруг такая перемена? И как это «вылечить»?
Участники: родители, мальчик 7-ми лет.
Проблема: это может быть вызвано проблемами адаптацией к образовательному учреждению или может быть имела место грубость со стороны учителя или же конфликты с другими детьми в школе. Кроме того, можно и подумать о том получает ли ребенок достаточно родительского внимания, интересуются ли они его школьными успехами и делами.
Причина: ребенок не смог адаптироваться в школьном коллективе, возможно конфликтовал с ребятами или учителем.
Педагогические задачи: выяснить почему ребенок не хочет посещать школу, если есть проблемы в коллективе детей - то постараться их устранить.
Решение:
1. Не следует поощрять такое поведение, чрезмерно жалеть ребенка или же сразу бежать к врачам. Если родители видят, что симптомы наиграны, то можно воспользоваться приемом «Противопоказания». Например, если болит животик, то вечером «из-за болезни» не будешь кушать десерт (остальные члены семьи будут).
2. Провести диагностику и выявить количество учащихся, адаптированных к школе. Проводить классные часы, беседы для устранения проблемы неадаптированных детей.
Ситуация №7
Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей. Поэтому мешает остальным проявить себя, нарушается весь ход праздника.
Развитость мальчика мешает детям участвовать в мероприятии.
Причина:
1. У мальчика хорошо развита память, выучив свою роль, он выучил роли одноклассников. Выучив роли одноклассников мальчик их суфлирует.
2. Данное задание для мальчика легкое, учитывая его индивидуальные возможности.
Педагогические задачи:
1. Возобновить ход праздника.
2. Заинтересовать мальчика другим делом.
Решение:
1. Дать ребенку роль суфлера. Его задачей станет следить за тем, чтобы остальные дети не сбивались во время выступления, забывая слова. Если кто-то не помнит свою речь, то необходимо помочь ему подсказкой.
2. Провести беседу до мероприятия на тему «Как должен вести себя настоящий артист».
3. Есть возможность заинтересовать ребенка чем-то другим (кружковая работа). Целесообразно провести работу с родителями. Узнать, каково их отношение к такому поведению ребенка. В том случае если родители согласны с тем, что проблема существует, можно предложить им посетить вместе с ребенком занятия психолога по формированию волевой сферы личности. Предложить заняться вместе шахматами, шашками и др. Если же родители не видят в этом проблемы, то необходимо отыскать точки соприкосновения, касающиеся вопросов формирования адекватной самооценки.
Ситуация №8
Перемена. Учащиеся 2 класса окружили девочку Олю, которая закрываясь от них, прячет виноград. На попытки детей отобрать у нее одну виноградинку, начинает плакать. В класс входит учитель и видит эту картину. Как ему поступить?
Участники:
Девочка Оля, одноклассники.
Проблема:
Нарушение взаимоотношений учащихся в классном коллективе.
Причина:
Возрастные особенности учащихся;
Недостаточная сформированность коллектива – проблемы в коммуникации;
Особенность семейного воспитания детей;
Обеспеченность семьи девочки;
Сложность в социализации;
Невоспитанность детей;
Педагогическая задача:
Восстановить рабочую атмосферу в классе, успокоить детей.
Продолжить формирование детского коллектива, то есть сформировать коммуникативные и коллективные нравственные качества личности.
Провести профилактическую работу по предотвращению повторения подобной негативной обстановки в классе.
Упомянуть на родительском собрании о нецелесообразности продуктов питания в классе.
Выяснить у родителей причины нежелания девочки делиться, после чего применять меры.
Решение:
1. Проигнорировать ситуацию и продолжить урок.
2. Театрально выразить свою разочарованность подобным поведением, после чего рассказать поучительную историю из своей жизни и выходе из подобной ситуации на примере других людей.
3. Провести короткую беседу в классе, попытаться выяснить, что же произошло по мнению сторон и найти компромисс, предварительно упомянув о правилах поведения в классе.
Ситуация №9
В одном из 4 классов школы был ученик, который уже не первый раз оставался на второй год и был старше остальных. В начале учебного года он решил устроить испытание учителю. С первой минуты урока ребенок начал отбивать такт какой-то мелодии, мешая проводить занятие. Учитель сделала замечание, но это не подействовало. Он не остановился. В классе начали смеяться. Урок мог быть сорван. Как поступить учителю?
Участники:
Ученик, мешающий вести урок, одноклассники, учитель.
Проблема:
Проблема заключается в том, что ученик не уважает учителя, пытается проверить учителя на прочность, сорвать урок.
Причина:
У ученика нет уважения к учителю, одноклассникам и самому предмету.
Ученик потерял интерес в учебе.
Ученик пытается обратить на себя внимание.
Педагогические задачи:
Успокоить учащихся.
Вернуть рабочую обстановку в классе.
Узнать причину такого поведения ученика.
Решение:
Не отвлекаться на ученика, продолжить вести урок.
Провести индив. Беседу с мальчиком, с целью выяснить причину такого поведения.
Проведение бесед с родителями о поведении ученика. Для это задала бы след. Вопросы:
Почему у тебя такое поведение?
К чему это может привести?
А ты знаешь последствия такого поведения?
Если ходе беседы выявляется, что в семье не принято соблюдать хорошее поведение, тогда я бы провела беседу индив. с родителями ребенка отдельно. После проведения индив. беседы с родителями. Провожу ближайшее род собрание по теме «нарушение школьных правил» С целью ознакомления правил поведения школьников в школе.
Если мотивом является гиперактивность ребенка, то провожу тренинг с ребенком, организовав доверительные беседы с психологом школы.
Ситуация №10
Работая с первым классом, учитель заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учителю необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу — используя психологические особенности младшего школьного возраста, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившийся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Что сделать учитель, учитывая особенности детей младшего школьного возраста.
Участники:
Учитель, класс.
Проблема:
Частые кражи среди одноклассников, возникновение не доверительных отношений в классе.
Причина:
• Зависть;
• Незнание норм поведения;
• Нелепая шутка, после которой ребёнок забывает вернуть вещь;
• Нехватка материальных средств семьи;
• Возрастные особенности.
Педагогическая задача:
• Создать условия для прекращения краж.
• Продолжить формирование детского коллектива, то есть сформировать коммуникативные и коллективные нравственные качества личности.
• Создание доброжелательной обстановки в классе
• Диагностические беседы.
• Проведение классного часа.
Решение:
Наконец, в день, когда пропала очередная ручка, я раздала ученикам по спичке, потребовала, чтобы они ее положили в одной ладони и прикрыли другой. Затем уверенным тоном сказала, что спустя некоторое время я спички проверю. У того, кто взял чужую ручку, спичка вырастет.
Для проверки стала подходить к каждому ученику. Спокойно раскрывая их ладони, я обнаруживала положенную в них целую спичку, но у Ионела спичка оказалась сломлена.
- Почему у тебя сломленная спичка? - спросила я его.
- Я ее поломал, чтобы она не выросла, - ответил, смущаясь, ученик.
Таким образом удалось выявить виновного. С тех пор перестали пропадать в классе вещи".
Другая ситуация характеризуется тем, что все выстраиваются перед воспитателем. Он с уверенностью сообщает, что по выражению лица обнаружит виновного. Или такая ситуация: воспитатель пристально вглядывается в лицо каждого. Смущение, беспокойство и другие чувства, как правило, выдают виновного. Учитель высказывает при всех уверенность в том, что он знает имя виновного, и предлагает признаться. Иногда даже назначается срок его собственного признания и возвращения украденной вещи. Это убеждает виновного в том, что он разоблачен. Привлекает ученика признаться и то, что коллективу не станет известно его имя. Он использует предложение воспитателя, сам возвращает приобретенную нечестно вещь.
Ситуация №11
Ребенку 6 лет, он постоянно грызет одежду - ворот рубахи, рукавицы, воротник куртку. На все просьбы не делать этого он отвечает хорошо и через минуту все повторяется.
Проблема: Такое поведение может говорить о возникшей тревожности. Но важно знать ее причины. Главное не заострять внимание ребенка на этой проблеме. Можно просто отвести руку ребенка, подержать его немного за руку, отвлечь, понять что именно произошло, в каких случаях ребенок начинает такую своеобразную стимуляцию.
Причина: возможно ребенок нервничает и переживает из-за чего-то и поэтому грызет одежду, думая что это поможет справится ему с проблемой.
Педагогические задачи: выяснить почему ребенок так делает, постараться устраить эту проблему.
Решение:
1. Ситуацию нужно исправлять. Отучать ребенка от вредной привычки - грызть что-то, когда нервничаешь и переживаешь;
2. Провести диагностику состояния эмоциональной сферы ребенка, диагностически исследовать взаимоотношения между детьми группы; 3. Групповые и индивидуальные тренинговые занятия с ребенком с целью повышения самооценки, формирования уверенного поведения, снятия психоэмоционального напряжения, преодоления страхов.
Ситуация №12
Учитель приступил к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда он, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрел на учащегося, который засмеялся, он, смотря на учителя прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как отреагировать учителю на это?
Проблема: такие действия со стороны ученика совершаются с целью привлечения внимания. Но надо заметить, что ученик в данной ситуации поддержки со стороны одноклассников не получил, видимо, авторитетом не пользуется, но хотел его заполучить.
Причина: ученик хотел прервать урок, высмеять учителя, возможно, вывести его из себя.
Педагогические задачи: 1. сказать ученику, чтобы остался после уроков на беседу;
2. выяснить почему он так себя повел.
Решение: На уроке просто проигнорировать, причем ученик при этом будет выглядеть очень глупо, либо ответить: «Я очень рад, что вызываю у тебя только положительные эмоции». В ходе беседы попросить учащегося впредь так не делать, тк сбивается настрой на учебный процесс.
Ситуация №13
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?
Проблемы: в данной ситуации проявляются такие проблемы как неприемлемое поведение ученика, грубость и не уважение по отношению к учителю.
Причинами данного поведения ученика могут быть: низкий уровень культуры ребёнка, негативное влияние круга общения учащегося, отсутствие учебной мотивации, педагогическая запущенность.
Педагогические задачи:
1) Разрешить возникшую ситуацию с учеником для предотвращения подобной ситуации в будущем.
2) Сохранить учительский авторитет.
Способы решения педагогических задач:
К первой педагогической задаче:
- быстрое решение:
1. Успокоить ученика.
2. Провести беседу с ним.
- долговременное решение:
1. Пригласить родителей учащегося для беседы.
2. Пронаблюдать за поведением ученика, провести диагностику.
Ко второй педагогической задаче:
- быстрое решение:
1. Успокоить ученика, чтобы не срывать рабочую обстановку в классе.
- долговременное решение:
1. Провести классный час с учащимися.
Решение:
В качестве быстрого решения первой задачи я спрошу у ученика, почему он не хочет выполнять задание, чтобы выяснить, в чём причина данной ситуации, объясню ученику, почему я выбрала именно это задание и почему прошу именного его выполнить задание, предложу выполнить задание с моей помощью и помощью класса. Если после этого ученик все еще не хочет выполнять задание, попрошу другого ученика выполнить задание и докажу, что оно было не сложным и ничего страшного в его выполнении не было. После этого во время урока я бы старалась больше вовлекать этого ученика в работу, чтобы пронаблюдать, все ли задания вызывают у него такую реакцию.
В качестве длительного решения данной педагогической задачи я приглашу родителей учащегося, чтобы поговорить с ними и узнать, как ведет себя ученик в домашней обстановке, выполняет ли просьбы и поручения, которые дают ему родители, ведет ли себя конфликтно с друзьями. Также я считаю эффективным методом наблюдение за учеником и проведение диагностики, чтобы сравнить поведение учащегося в разное время и на разных уроках. Диагностики помогут понять причину проблемы и найти ее решение.
Ситуация №14
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?
Участниками данной педагогической ситуации являются: учитель, мальчик.
Мотивами данной педагогической ситуации могут быть:
-Родители говорят ему что у него никогда ничего не получается (т.е не верят в него);
-Учитель не поощряет его малейшие успехи;
-Одноклассники говорят, что у него ничего не получится;
-Заниженная самооценка.
Характер: неуверенность ребенка в своих возможностях.
В основе данной педагогической ситуации лежит проблема неуверенности ребёнка в себе.
Для решения данной педагогической ситуации я определила для себя следующие задачи:
-Индивидуальная работа с ребёнком для выяснения причин его неуверенности.
- Организация работы с классным коллективом, для воспитания уверенности в коллективе.
-Организация работы с родителями класса, для донесения информации о важности воспитания уверенности в их детях.
-Вынесение на методическое объединение учителей начальных классов проблему «неуверенности школьников», для получения рекомендаций или совета по решению данной ситуации.
Для решения данной педагогической ситуации, я бы начала свою работу с индивидуальной беседы с ребенком с целью выяснения причин его неуверенности.
Для этого задам вопросы:
- Поощряют ли тебя дома за твои успехи?
-Почему ты думаешь, что не сможешь учиться на отлично?
Далее я организую работу с классным коллективом. Провожу классный час по теме: «Неуверенность», с целью воспитания уверенности в себе.
Для полноты разрешения данной ситуации провожу работу с родителями. В ближайшее время провожу классное родительское собрание по теме: «Как помочь ребёнку воспитать уверенность в себе», с целью донесения информации о важности воспитания уверенности в детях. Также выработать совместно с родителями рекомендации, как помочь своему ребенку стать уверенным.
На МО выслушиваю рекомендации специалистов (например, педагога-психолога) по данной проблеме.
Также, я как будущий педагог, могу обратиться к педагогу-наставнику для получения консультации в решении данной ситуации, а также обратиться к дополнительной литературе для углубления знаний по данной теме.
Ситуация №15
Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему: «Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?
Причина: желание задеть учителя; отсутствие элементарных знаний правил этикета.
Педагогические задачи:
1.Формировать у учащегося умение контролировать свои замечания
2. Воспитывать уважение к внешнему виду других людей, умение правильно вести себя на уроке
3. Формировать у учащегося основных знаний этикета.
Решение:
1.Продолжить урок, ответив ученику: «Ты-очень внимательный, спасибо за заботу» или «Не беспокойся, это не помешает нашим занятия»
2.Провести индивидуальную беседу с учащимся на тему «Как научиться контролировать себя и то, что ты говоришь другим людям?»
3.Провести тест «Мои знания об этикете»
Ситуация №16
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
Выделение проблемы:
В данной ситуации проявляются такие проблемы как неприемлемое поведение ученика, безответственность по отношению к учебе.
Причинами данного поведения ученика могут быть: низкий уровень культуры ребёнка, негативное влияние круга общения учащегося, отсутствие учебной мотивации, педагогическая запущенность.
Педагогические задачи:
1)Разрешить возникшую ситуацию с учеником для предотвращения подобной ситуации в будущем.
2)Сохранить учительский авторитет.
Способы решения педагогических задач:
К первой педагогической задаче:
- быстрое решение:
Провести беседу с учеником.
- долговременное решение:
Пригласить родителей учащегося для беседы.
Ко второй педагогической задаче:
- быстрое решение:
Решить проблему так, чтобы не отвлекать класс от работы.
- долговременное решение:
Провести классный час с учащимися.
1)В качестве быстрого решения первой задачи я спрошу у ученика, почему он снова забыл принести тетрадь, постараюсь выяснить, связано ли это с невнимательностью ученика, либо он делает это специально.
В качестве длительного решения данной педагогической задачи я приглашу родителей учащегося, чтобы поговорить с ними и узнать, почему ученик не приносит тетрадь, помогают ли родители собирать портфель в школу, интересуются ли они, как прошел день ребенка.
2) В качестве быстрого решения второй задачи я считаю, что наиболее рациональным будет ровным тоном попросить класс не реагировать на происходящее, в это время попросить ученика достать дневник и написать в нем на следующий учебный день «Принести тетрадь». Если была забыта тетрадь для классной работы, то попросить достать лист, на котором можно будет писать во время урока.
В качестве долговременного решения я провела бы классный час с учащимися, на котором постаралась объяснить, на сколько важно организовывать свое время: на отдых, на учебу и на подготовку учебных принадлежностей и формы к следующему дню. Раздала бы ученикам памятки о том, что необходимо приносить с собой на уроки.
Если после проведенных мною действий ученик все еще будет забывать тетрадь, то предложу ему выполнять работу на листах, которые мы затем соединим в тетрадь.
Ситуация №17
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
Участники:
Участниками педагогической ситуации является ученик, высказывающий свою просьбу и классный руководитель.
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается во взаимоотношениях ребенка и учителя, а именно в желании стать «особенным» учеником. То есть ученик желает иметь со стороны учителя больше внимания и лучшего отношения по отношению к другим.
Причина:
1. Ребенку не хватает внимания со стороны учителя. Он хочет выделиться на фоне остальных.
Педагогические задачи:
1. Разрешить возникшую ситуацию с учеником, требующим особенного отношения.
Решение:
1. Провести беседу с ребенком. Спокойно объяснить, что все ученики равны и ни к кому не должно быть особенного отношения. Вы все особенные и заслуживаете внимания.
2. Организовать проведение классного часа на сплочение класса, воспитания товарищества, чувства коллективизма «Ты и я».
Ситуация №18
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с одноклассником (одногруппником) и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем.
Ситуация №19
Урок математики во 2 классе. При анализе контрольной работы ученик Коля Иванов получил отметку «2». Видя данную отметку, Коля при всех разорвал свою тетрадь. Как поступить учителю в такой ситуации?
Причины:
1. Получение плохой отметки по предмету
2. Неумение признавать свои ошибки
Педагогические задачи:
1.Формировать у учащегося умение признавать свои ошибки и контролировать свои эмоции
2. Воспитывать уважение к одноклассникам и учителю, умение правильно вести себя на уроке
3.Прививать бережливость к концелярским предметам
Решение:
1.Продолжить урок, предложив ученику исправить отметку в конце дня
2.Провести индивидуальную беседу с учащимся на тему «Как научиться контролировать себя?»
3.Провести тест «Мои знания о правилах поведения на уроке»
4.Проведение классного час на тему: «Мои канцелярские принадлежности»
Ситуация №20
Урок математики в 4 классе. Дети получили тетради с выполненной домашней работы. Учащаяся Оля («хорошистка»), видя, что результат примера 50-1=49, перечеркнут как неверный, говорит учителю: - «У меня было правильно, а вы зачеркнули!». Как поступить учителю?
Участники: Участниками педагогической ситуации являются ученица Оля и учитель. Проблема: Ученица публично указала на ошибку учителя. Очевидно, учительница подумала, что признание собственной ошибки подорвет ее педагогический авторитет. Причины: - ученица увидела ошибочно выставленную отметку и, желая восстановить справедливость, указала на это учителю. Девочка проявила детское прямодушие, не думая о последствиях своих слов. - также может быть: незнание норм поведения. - возрастные особенности младшего школьного возраста. Педагогические задачи: -восстановить доверительные отношения с ученицей. -формировать коммуникативные, регулятивные, нравственные качества учащегося. -воспитывать тактичность у учащихся, сдержанность, умения управлять своими эмоциями. Решение: - сохранить доброжелательный стиль общения с ученицей. - извиниться перед ученицей и исправить свою ошибку и отметку, так как нельзя оставлять без внимания эту ситуацию. Следует сказать ученикам, что всем людям свойственно ошибаться, и учитель очень рад, что ученики так внимательны. - повторить нормы поведения (обсудить, что бывают разные ситуации, при которых нужно вести себя спокойно, так сказать держать себя в руках, а любой затруднительный вопрос можно решить индивидуально, не выставляя перед всем классом.
Ситуация №21
Наташа, ученица 3 класса очень застенчива. Отвечая на уроке, мнется у доски, молчит. Учитель: - «Почему ты не готова?». Ставит отметку «2». Через урок, выполняя по теме письменную работу, не допускает ошибок. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? Какие особенности должен учитывать педагог? Как учитель должен поступать в такой ситуации?
Участники:
Участниками педагогической ситуации является учитель, Наташа.
Проблема: Ученица плохо отвечает, но при этом показывает высокое качество письменных работ, в том числе в классе.
Причина:
1. Ребенок ощущает дискомфорт во время именно устных выступлений.
2. Напряженные отношения с классом.
Педагогические задачи:
1.Определить причину такого поведения у доски.
2.Найти способ решить эту проблему.
Решение:
1.Возможное решение: обсудить этот вопрос с ребенком. Вполне возможно, у него есть идеи, как можно улучить ситуацию. Чтобы этот разговор получился максимально бережным по отношению к ученику. Вы можете принять совместное решение, что будете спрашивать такого ученика меньше (например, только по самым важным вопросам), что будете задавать уточняющие вопросы, например, если он рассказывает текст из учебника, будете предупреждать о том, когда спросите его в следующий раз (чтобы у него была возможность подготовиться, хотя бы морально).
2.Возможное решение: решить отдельный вопрос о выступлениях у доски в этом случае не удастся. Необходима работа с классом, а желательна работа с родителями и педагогическим составом школы. Стоит обсудить ситуацию с психологом и администрацией школы, а также для разрешения ситуации эффективно пригласить внешних специалистов.
Ситуация №22
Семилетний Виталик, на перемене начинает бегать и кричать по коридору. После чего на уроке не может успокоиться, тем самым срывает его. Как организовать образовательный процесс, учитывая особенности данного ребенка?
Проблема: Проблема данной ситуации заключается в повышенной гиперреактивности и неустойчивости учащегося. Так как учащийся является учеником первого класса, то он еще не привык к новой деятельности, а из-за своей гиперреактивности ему сложно настроится после перемены на урок.
Причины:
1. Сильное оживление на перемене выбивает учащихся из коли, после чего ребенку трудно включиться в активную познавательную деятельность.
Педагогические задачи:
1. Помочь учащемуся направить его энергию в нужное русло;
2. Вернуть учащегося в рабочую обстановку;
3. Успокоить учащегося.
Решение:
1. Во время перемены предложить ребенку более пассивную игру. Например, ручеек. Или же поручить гиперактивному ребенку какое-либо задание. Например, оказать помощь учителю: раздать тетради, подготовить доску к уроку.
2. Во время урока стараться вовлечь ребенка в образовательный процесс при этом должна происходить частая смена видов деятельности, ведь гиперактивному ребенку трудно удерживать долго свое внимание и сосредоточится на одной деятельности.
3. Гиперактивный ребенок имеет повышенную двигательную активность, поэтому ученику можно предложить провести физминутку на уроке.
4. При выполнении, каких либо заданий не стоит давать сразу же большое количество, ведь гиперактивные дети бояться больших объектов. Например, если ребенку сразу дать 20 примеров он испугается. Но если ребенку дать те же 20 примеров на отдельных карточках пять раз по четыре примера он сделает все и гораздо быстрее.
5. Если ребенок не может успокоиться после перемены, не стоит его наказывать отметкой «2»
Ситуация №23
На перемене в игровой зоне кабинета начальной школы необычное оживление: появилась новая настольная игра. Все ребята внимательно рассматривают ее. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись, безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? - спрашивает его учитель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись в платье воспитателя, всхлипнул…
- Я тоже хочу поиграть с ними, а они меня не принимают.
Как поступить учителю?
Участники:
Участниками педагогической ситуации является учитель, мальчик с которым не хотят играть-Вася и одноклассники.
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается в том, что в классе появился отвергнутый ученик. Мальчика не хотят принимать остальные дети, данная проблема может повлиять на жизнь Васи, состояние в коллективе.
Причина:
1. Мальчик может быть новичком в классе, скорее всего он является тихим ребенком, которому трудно найти друзей в новом коллективе.
Педагогические задачи:
1. Успокоить Васю.
2. Найти способ повернуть детей к отверженному ребенку.
Решение:
1. Надо активнее вовлекать такого ребёнка во все события класса, акцентировать внимание на нём, не навязчиво, чтобы не смущать новичка. Чтобы дети прочувствовали, что достойный человек пришёл в класс. Достойный их внимания. Нужно найти какую-то изюминку, особенность и показать её детям.
2. Провести классный час, на котором рассказать о правилах поведения в классе, коллективе, можно почитать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми.
Ситуация №24
Одного из учащихся 3 класса товарищи зовут не по имени, а по национальности. Ребенок постоянно плачет и не хочет ходить в школу. Учитель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда школьники начинают дразнить мальчика так, чтобы не слышали взрослые? Какими могут быть действия учителя?
Участники:
Участниками педагогической ситуации является ученик иной национальности, одноклассники, учитель.
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается в недостаточном патриотическом воспитании детей в классе, отсутствие толерантности по отношению к однокласснику.
Причина:
1. Недостаточная работа по формированию чувства толерантности и уважения к нациям.
Педагогические задачи:
1. Разрешить возникшую ситуацию с проблемой толерантности в классе.
2. Организовать более углубленную работу по патриотическому воспитанию в классе.
Решение:
1. Провести беседу с учащимися о недопустимости в современном обществе выделения человека из-за национальности.
2. Организовать проведение классного часа на сплочение класса, воспитания товарищества, чувства коллективизма и толерантности «Россия-многонациональная страна».
3. Организация индивидуальной работы с учащимся тренинг «Пусть обиды обходят стороной»
Ситуация №25
Мальчик 6-ти лет гиперактивен. Он не может заниматься спокойными видами деятельности, на занятии вертится, шумит, не усваивает материал, отвлекает других детей. На замечания учителя не реагирует. Как вести себя учителю?
Участники:
Участниками педагогической ситуации является гиперактивный ученик,
Проблема:
Проблема данной ситуации заключается в неусидчивости и гиперактивности ребенка. То есть ученик не усваивает материал и мешает остальным это делать.
Причина:
1. Активное проявление гиперактивности ребенка.
Педагогические задачи:
1. Разрешить возникшую ситуацию, способствуя направлению энергии учащегося в положительную сторону.
Решение:
1. Осуществлять индивидуальную работу на уроке: увлекательные задания, проведение физминуток, игр на уроке.
2. Организовать участие ребенка в различных кружках и секциях для положительного перенаправления энергии.
Ситуация №26
Петя ходит в подготовительную к школе группу. Воспитатель иногда хвалит его, но мама Пети постоянно недовольна им. Мальчик всегда делает медленно, неуверенно. Мама считает, что он ленится. Она начала учить его читать и писать (он пишет в тетради), заставляя переделывать, если плохо получается. Петя то и дело говорит: «Я не умея, у меня не получается». «Я лучше буду играть». Мама недоумевает: «Но сколько же можно играть? А может быть, его надо больше хвалить? Но за что?»
Назовите причины, вызывающие у Пети нежелание учиться. Какие ошибки часто допускают взрослые?
Решение. Ребёнок 6 лет должен быть уверен в своих силах. Неважно даже, в каком деле он будет добиваться успеха. В этом возрасте дети обобщают удачи и неудачи. Взрослым нужно спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребёнка читать, писать можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если по настоянию взрослых он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком. Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.
Ситуация №27
Учитель предложил мальчику поднять с пола бумажку, но он отказался, сказав, что это не его бумажка. Как следует поступить педагогу?
Обоснуйте свой выбор.
Воспитатель должен быть готов к любым проявлениям личности ребенка. В данном случае ребенок отстаивает границы своей личности.