Пособие содержит комплекс различных физических минуток: гимнастика до уроков, физические минутки для дошкольников, физические минутки для начальной школы, предметные физические минутки, алфавитные физические минутки.
Пособие предназначено для учителей, воспитателей детских садов применяющих физические минутки на занятиях для сохранения здоровья детей в образовательных и дошкольных учреждениях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Физминутки"1-4 классы 2часть »
Мофа Н.Л.
Физминутки
в начальной школе
(II часть )
Целиноградский район СШ№43 2012г
Мофа Н.Л.
Физминутки
в начальной школе
( II часть )
Учебное пособие
Целиноградский район СШ№43 2012гМофа Н.Л., «Физминутки в начальной школе» Учебное пособие (в II частях)
Пособие содержит комплекс различных физических минуток: гимнастика до уроков, физические минутки для дошкольников, физические минутки для начальной школы, предметные физические минутки, алфавитные физические минутки.
Пособие предназначено для учителей, воспитателей детских садов применяющих физические минутки на занятиях для сохранения здоровья детей в образовательных и дошкольных учреждениях.
Содержание
С.
Пояснительная записка ………………………………………….6
Физминутки для начала урока (психологический настрой)…8
Физические минутки, стоя около парты ………………………17
Физические минутки, сидя за партой ………………………….20
Алфавитные физические минутки ……………………………...22
Весёлые физические минутки …………………………………..26
Гимнастика для глаз ……………………………………………..32
Гимнастика для улучшения слуха ………………………………38
Гимнастика для рук ………………………………………………40
Дыхательная гимнастика …………………………………………45
Физические минутки ,игры на переменах………………………..51
Используемая литература …………………………………………54
Пояснительная записка
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является
радость творчества»
В. А. Сухомлинский
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье детей катастрофически падает и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?» Ещё А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25 % первоклассников. У остальных же имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Во время образовательного процесса школьники могут испытывать излишнее напряжение, усталость. Например, при письме школьники пишут не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статистического напряжения. Для того, чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физических минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, корпуса). Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Введение в структуру урока физических минуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития близорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем: необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
Пособие содержит комплекс различных физических минуток: гимнастика до уроков, физические минутки для дошкольников, физические минутки для начальной школы, предметные физические минутки, физические минутки и подвижные игры на динамических переменах, гимнастика для глаз, гимнастика для улучшения слуха, гимнастика для рук, дыхательная гимнастика, физические минутки, сидя за партой, физические минутки, стоя около парты, весёлые физические минутки, алфавитные физические минутки.
Пособие предназначено для учителей, воспитателей детских садов применяющих физические минутки на занятиях для сохранения здоровья детей в образовательных и дошкольных учреждениях.
Физминутки для начала урока (психологический настрой)
Задачи:
ускорить вхождение организма в активную учебную работу;
Условия проведения:Комплекс упражнений проводят в начале урока . Он включает 1 или несколько упражнений, выполняемых в такой последовательности: для осанки, мышц плечевого пояса и рук, мышц туловища, нижних конечностей, на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Вот мы руки развели
Вот мы руки развели, (Руки в стороны.)
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились! (Наклоны вперед.)
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Всем друзьям — физкультпривет!
Всем друзьям Физкультпривет, (Прогнуться назад, потянуться.)
Сделал паузу, иль нет? (Поморгать глазами, несильно потереть глаза.)
Быстроногому гонцу (Бег на носках, сидя.)
И отважному борцу, (Наклоны вправо-влево, руки согнуты — в стороны.)
И гимнасту, (Руки вниз, спину выпрямить, подбородок поднять.)
И пловцу — (Движения руками «брасс».)
Всем друзьям
Физкультпривет! (Встать, руки вверх.)
Ты готов к работе? Нет? (Сесть, руки на парту, головой кивнуть или покачать и еще раз повторить.)
Каждый день по утрам
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (Ходьба на месте.)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать, (Ходьба.)
Руки поднимать, (Руки вверх.)
Приседать и вставать, (Приседание 4-6раз.)
Прыгать и скакать (10 прыжков.)
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Мы присядем десять раз. Мышцы не болят у нас. (Приседания.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И за парты вновь вернулись. (Дети садятся за парты.)
Дети вышли по порядку
Дети вышли по порядку
На активную зарядку.
На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки, руки вверх.)
Между парт не потеряйтесь. (Опуститься на всю стопу, руки вниз.)
Потянулись, наклонились (Наклон назад, руки в стороны.)
И обратно возвратились, (Выпрямиться, руки вниз.)
Повернулись вправо дружно,
Влево тоже всем нам нужно. (Повороты направо - налево, руки на пояс.)
Повороты продолжай
И ладошки раскрывай. (Повороты направо - налево, руки в стороны, ладони кверху.)
Поднимай колено выше —
На прогулку цапля вышла. (Ходьба на месте с высоким подниманием бедра,)
А теперь прыжки вприсядку,
Словно заяц через грядку. (Приседание с выпрыгиванием вверх.)
Закружилась голова?
Отдохнуть и сесть пора. (Сесть за парту.)
Дети, стройтесь
Дети, стройтесь по порядку
На активную зарядку, (Ходьба на месте.)
Левая, правая,
Бегая, плавая, (Бег, имитация движения руками «брасс».)
Мы растем смелыми,
На солнце загорелыми. (Руки за голову, прогнуться.)
На носочки поднимайтесь, (Подняться на носки.)
Руки к солнцу. Улыбайтесь! (Руки поднять в стороны, вверх.)
Потянулись, наклонились (Руки на поясе, наклон вперед.)
На зарядку становись! (Ходьба на месте, плавно переходящая в бег.)
Начинаем бег на месте,
Финиш - метров через двести!
Раз — два, раз - два,
Раз — два, раз - два,
Раз - два, раз - два!
Хватит, хватит, прибежали,
Потянулись, подышали!
Мы устали, засиделись
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки.)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот. (Повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись! (Приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь за парты сели. (Дети садятся за парты.)
На зарядку дружно встали
Мы опять сидеть устали,
На зарядку дружно встали.
Руки в боки, смотрим вправо.
Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны.)
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени.
Поднимаем их повыше.
Может быть, коснёмся крыши? (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.)
Наклоняемся до пола.
Прогибаемся поглубже.
Вправо-влево три наклона.
Повторяем снова дружно. (Наклоны вперёд-назад, вправо-влево.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И за парты вновь вернулись. (Дети садятся за парты.)
Плечи разверните
Не сутультесь, грудь вперед,
Плечи разверните. (Рывки руками перед грудью.)
А теперь рывки руками
Снова повторите.
Достаём рукой носочек —
Правой - левый, левой — правый.
Вертолёт летит, стрекочет,
Винт работает исправно. (Наклониться вперёд и коснуться правой рукой левой ступни, потом наоборот, левой рукой — правой ступни.)
А теперь, как будто мячик,
Все на месте мы поскачем.
Отдохнули, посвежели
И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)
Раз, два — стоит ракета
Раз, два — стоит ракета, (Проверить осанку.)
Три, четыре — самолет. (Руки в стороны.)
Раз, два — хлопок в ладоши, (Хлопнуть в ладоши над головой.)
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре — (Четыре хлопка перед собой.)
Руки выше, (Руки вверх, потянуться.)
Плечи шире. (Руки в стороны, предплечья вверх.)
Раз, два, три, четыре — (Ходьба на месте.)
И на месте походили. (Следить за осанкой.)
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете. (Руки вверх, ладони соединить — «купол ракеты».)
На носочки поднялись
Быстро, быстро руки вниз. (Правую руку вниз, левую руку вниз.)
Раз, два, три, четыре —
Вот летит
Ракета ввысь! (Потянуть голову кверху, плечи вниз.)
Руки в стороны — (Руки в стороны.)
Отправляем самолет. (Поворот туловища налево.)
Правое крыло вперед, (Поворот туловища прямо и направо.)
Левое крыло вперед. (Поворот туловища прямо, потянуть голову кверху, плечи вниз, руки в стороны книзу.)
Раз, два, три четыре — Полетел наш самолет.
Разминаться нужно
Руки в стороны и вверх. Повторяем дружно. Засиделся ученик — Разминаться нужно. (Руки к пленам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т. д.)
Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ! (Вращение головой в стороны.)
Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА! (Подбородок прижать груди, затем запрокинуть голову назад.)
Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три, чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
Руки кверху поднимаем
Руки кверху поднимаем, (Руки поднять вверх.)
А потом их опускаем, (Руки расслабленно опустить вниз.)
А потом их разведем (Наклон назад, откинуться, руки развести в стороны.)
И скорей к себе прижмем. (Руки поставить перед грудью, ладонями к себе.)
А потом быстрей, быстрей (Движения рук, как при беге в быстром темпе.)
Хлопай, хлопай веселей! (Хлопки в ладоши.)
Руки у груди поставим
Руки у груди поставим.
Три рывка назад локтями.
Руки в замочек за спинкой сожми,
Вверх поднимай, сильно спинку прогни.
И головою теперь покрути.
Словно вышли на парад
Словно вышли на парад
Мы на месте ходим в ногу,
Словно вышли на парад. (Ходьба на месте.)
Отдохнули мы немного, Снова парты ждут ребят. (Дети садятся за парты.)
Солнце глянуло в тетрадку
Солнце глянуло в тетрадку,
Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать, (Приседания.)
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться — три, четыре. (Наклоны.)
И на месте поскакать. (Прыжки.)
На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.)
Все мы делаем зарядку.
Стали дети наклоняться
Стали дети наклоняться,
Стали дети выпрямляться, (Наклоны туловища вперед.)
Наклоняться, выпрямляться,
Наклоняться, выпрямляться.
Стали дети приседать, (Приседания.)
Потом вместе всем вставать,
Приседать, потом вставать,
Приседать, потом вставать. (Ходьба на месте.)
Стали мы учениками
Стали мы учениками, (Шагаем на месте.)
Соблюдаем режим сами: (Хлопки в ладоши.)
Утром мы, когда проснулись, (Прыжки на месте.)
Улыбнулись, потянулись. (Потягивание.)
Для здоровья, настроенья (Повороты туловища влево-вправо.)
Делаем мы упражненья: (Рывки руками перед грудью.)
Руки вверх и руки вниз, (Рывки руками поочередно вверх-вниз.)
На носочки поднялись. (Поднялись на носочки.)
То присели, то нагнулись (Присели, нагнулись.)
И опять же улыбнулись. (Хлопки в ладоши.)
А потом мы умывались, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох.)
А теперь наоборот! (Одна прямая рука поднята, другая опущена, рывком руки меняются.)
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Вправо-влево наклонились,
И вперёд-назад прогнулись. (Наклоны влево-вправо, вперёд-назад.)
По команде приседаем —
Упражненье выполняем. (Приседания.)
А теперь на месте ходим
Но от парты не отходим. (Ходьба на месте.)
Снова сесть за парты рады,
Приступать к учёбе надо. (Дети садятся за парты.)
Физические минутки, стоя около парты
Комплекс 1
1. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
2. И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – руки вверх; 2–3 – наклон вперед, хлопки по коленям; 4 – исходное положение.
3. И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – поворот вправо, правую руку в сторону; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.П. – основная стойка, руки перед грудью. 1 – руки вверх; 2 – наклон вправо; 3 – выпрямиться; 4 – исходное положение.
5. И.П. – основная стойка, руки перед грудью. 1–4 – вращение кисти одной руки вокруг другой; 5–8 – в другую сторону.
Комплекс 2
1. И.П. – руки скрещены за спиной с захватом за предплечья (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – подняться на носки; 3–4 – исходное положение.
2. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1–3 – пружинистые полуприседания; 4 – исходное положение.
3. И.П. – стойка ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.П. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прыжком поворот вправо; 2 – исходное положение. То же с поворотом влево.
Комплекс 3
1. И.П. – основная стойка, руки вниз. 1–4 – поднимая руки вверх, сжимать и разжимать пальцы; 5–8 – опуская руки вниз.
2. И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – поворот вправо, руки за голову; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И.П. – стойка ноги на ширине ступни, руки на пояс. 1 – поднять согнутую в колене ногу, хлопнуть по колену (1–2-й классы), хлопнуть под коленом (3–4-й классы); 2 – исходное положение. То же другой ногой.
4. И.П. – стойка руки на пояс. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – исходное положение. Повторить 3–4 раза.
Комплекс 4
1. И.П. – стойка ноги вместе, кисти к плечам. 1 – руки вверх; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх; 4 – исходное положение.
2. И.П. – основная стойка, руки вниз. 1 – наклон вправо, руки на пояс; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И.П. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 – наклон вперед, коснуться голени (1–2-й классы), коснуться носка (3–4-й классы); 2 – исходное положение.
4. И.П. – стойка ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1 – руки к плечам; 2 – исходное положение.
Комплекс 5
1. И.П. – основная стойка, руки вниз. 1–2 – руки через стороны вверх; 3–4 – опустить – исходное положение.
2. И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1–2 – дугами руки вверх, наклон вправо; 3 – наклон влево; 4 – исходное положение.
3. И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.П. – основная стойка, руки вверх (3–4-й классы), руки на пояс (1–2-й классы). 1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – исходное положение.
Комплекс 6
1. И.П. – основная стойка, руки вниз. 1 – поднять руки к плечам; 2 – руки вверх; 3 – руки к плечам; 4 – исходное положение.
2. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
3. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1 – правую ногу назад на носок; 2 – исходное положение. То же левой ногой.
4. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1 – наклон головы вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
Комплекс 7
1. И.П. – основная стойка, руки вниз. 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, хлопок над головой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
2. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вперед, прогнуться, руки в стороны; 2 – руки вниз, хлопок перед собой; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
3. И.П. – стойка ноги врозь, руки вниз. 1 – поворот вправо со свободным захлестом рук вокруг туловища; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 2 – исходное положение. То же левой ногой.
Комплекс 8
1. И.П. – основная стойка. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же шаг влево.
2. И.П. – основная стойка, руки к плечам. 1 – согнуть правую ногу, левым локтем коснуться колена; 3–4 – исходное положение.
3. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс (1–2-й классы), руки за голову (3–4-й классы). 1–4 – наклоняясь вперед, круговые движения туловищем вправо; 5–8 – то же влево.
Комплекс 9
1. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1–2 – правую ногу назад на носок, руки к плечам; 3–4 – исходное положение.
2. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1–2 – два пружинящих наклона к правой ноге; 3–4 – исходное положение. То же к левой ноге.
3. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1–4 – круговые движения туловища вправо; 5–8 – то же влево.
4. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1 – прыжком ноги врозь; 2 – прыжком ноги в исходное положение. Повторить 4–5 раз.
Комплекс 10
1. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки за голову; 2 – исходное положение.
2. И.П. – основная стойка, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – поднять правую ногу, согнутую в колене, хлопок под ней; 3 – опустить ногу, руки в стороны; 4 – исходное положение.
3. И.П. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – наклон вправо; 2 – исходное положение. То же влево.
4. И.П. – основная стойка. 1 – руки к плечам; 2 – подняться на носки; 3 – опуститься на всю ступню, руки к плечам; 4 – исходное положение.
Физические минутки, сидя за партой
Комплекс 1
1. И.П. – руки на парту вперед. 1–2 – поднять руки вверх, прогнуться; 3–4 – исходное положение.
2. И.П. – руки на край парты, согнуты и сжаты в кулаки. 1–4 – выпрямляя руки и разжимая пальцы, дотронуться до противоположного края парты; 5–8 – исходное положение.
3. И.П. – руки за голову, локти вперед. 1–2 – развести локти в стороны; 3–4 – исходное положение.
4. И.П. – руки к плечам. 1–3 – локти в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 2
1. И.П. – сидя за партой, руки за голову, локти свести. 1–2 – локти в стороны, прогнуться; 3–4 – расслабляя мышцы, принять исходное положение.
2. И.П. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поворот вправо, руку в сторону, коснуться сзади стоящей парты; 3–4 – исходное положение. То же влево.
3. И.П. – сидя за партой, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки. 1 – руки вперед, пальцы разжать; 2 – исходное положение.
4. И.П. – стоя у парты, руки на пояс. 1 – руки в стороны; 2 – вверх; 3 – в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 3
1. И.П. – сидя за партой, руки к плечам, ноги расставлены. 1–2 – поворот туловища вправо, руки вверх; 3–4 – исходное положение.
2. И.П. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – поднять руки вверх, туловище держать прямо; 3–4 – исходное положение.
3. И.П. – стоя за партой, руки на парту. 1–2 – сесть за парту; 3–4 – исходное положение.
4. И.П. – стоя за партой, руки на пояс; 1 – руки в стороны; 2 – руки вверх, потянуться; 3 – руки в стороны; 4 – исходное положение.
Комплекс 4
1. И.П. – сидя за партой, руки за голову. 1–2 – руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.
2. И.П. – сидя за партой, ноги на ширину плеч, руки на пояс. 1–2 – наклон вправо; 3–4 – исходное положение. То же влево.
3. И.П. – сидя за партой. 1–2 – встать, выпрямиться; 3–4 – исходное положение.
4. И.П. – сидя за партой, руки к плечам. 1–2 – руки вверх; 3–4 – исходное положение.
Комплекс 5
1. И.П. – сидя за партой, руки на парту ладонями вниз. 1–4 – поочередное продвижение вперед то левой, то правой руки с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.
2. И.П. – основная стойка у парты, руки к плечам. 1–4 – одновременные круговые движения вперед; 5–8 – назад. Повторить 3 раза.
3. И.П. – сидя за партой, руки за голову, пальцы “в замок”. 1–2 – руки вверх ладонями вверх; 3–4 – исходное положение. Темп средний.
4. И.П. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – поворот вправо, руки в стороны; 2 – исходное положение. То же влево.
Алфавитные физические минутки
А Антилопе каждый день Поразмяться уж не лень. Встанет рано поутру, Скачет быстро по двору. Головой своей качает, Повороты выполняет.
Б Буратино потянулся,
Раз- нагнулся,
Два- прогнулся.
Встрепенулся и пошел.
Шел он, шел и в класс пришел.
В
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо все выше, выше, выше!
Г
Гуси серые летели
На лужайке тихо сели.
Походили, поклевали,
Потом быстро побежали.
Д Дятел долбит старый сук: Тук-тук-тук и тук-тук-тук. Он стучать не устаёт, Клювом мошек достаёт. Замолчит на миг. И вдруг Снова слышим тук – тук – тук.
Ё Ёж спешил к себе домой, Нёс запасы он с собой. Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился, В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил.
Е На реке живёт енот. Чешет лапкой он живот. Своим хвостиком виляет, К верху лапки поднимает. Шустро он по кочкам скачет, Под корнём запасы прячет. Он среди воды живёт Добродушный наш енот.
Ж На болоте жабы жили. И друг с другом так дружили. Прыгали они по кочкам, Спали вместе тёмной ночкой. А проснувшись поутру, Начинали вновь игру. Сесть и встать И два прыжка. Вместе весело всегда.
З
Зайчик быстро скачет в поле.
Очень весело на воле!
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
Только в лес мы пришли
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз- хлопок другой.
Раз, два, три, четыре,
Пять- хватит по лесу гулять.
Нужно к делу приступать.
И Ходит по двору индюк. Словно перьевой сундук. Он шагает не спеша С боку на бок, чуть дыша. Важно крыльями трясёт, Индюшат к себе зовёт. А они гуськом бегут От отца не отстают.
К Кустик гнётся на ветру И роняет он листву. Ветерок его качает, Ветки до земли сгибает. Лишь затихнет ветерок Кустик ветками взмахнёт.
Л Лист сорвался и летит, Тихо в воздухе кружит. Он всё ниже, ниже, ниже. Всё к земле он ближе, ближе. Только дунет ветерок Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер, Будет лист кружить на свете.
М
Медвежата в чаще жили,
Головой всегда крутили – вот так!
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали- вот так!
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили – вот так!
А потом они плясали-
Дружно лапы поднимали. Вот так!
Н Ходит важный носорог. Слышен всюду топот ног. Вертит он огромным рогом И глядит на всех он строго. Топнул раз одной ногой, А теперь удар другой. Тяжело шагает он. Очень толст он и силён.
О Вы сегодня обезьянки. По - английски просто манки. Покривляемся немножко И похлопаем в ладошки. Головой кивнём друг другу И пожмём соседу руку. Сядем – встанем и прыжок. Ты же манки, мой дружок.
П
Пчелы в ульях сидят,
И в окошко глядят.
Порезвиться захотели-
Друг за другом полетели.
Р
Рыбки плавали, плескались.
В чистой свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
С Самолёт летит по небу, Крылья, подставляя ветру. Он легонечко парит И по воздуху кружит. А теперь пора спускаться, На посадку приземляться. Опустились мы легонько И садимся потихоньку.
Т Мы, покинув этот класс, Станем тиграми сейчас. Ну-ка выпрямись, дружок. Тигр делает прыжок. А теперь ещё один. Ну, а, прыгнув, посидим. Поглядим по сторонам И присядем по местам.
У Ползёт улитка по тропе Свой домик носит на спине. Ползёт тихонько, не спешит По сторонам всегда глядит. Ну, а когда устанет очень И отдохнуть она захочет, То может быстренько свернуться И шаром круглым обернуться.
Ф
Филин спал в дупле глухом. Вдруг услышал где-то звон. Вылез он и посмотрел Всю округу оглядел. Повернулся, посидел. Вдруг вспорхнул и улетел. В каждый глянул уголок, Прилетел, и спать залёг.
Х В норке спал хорёк зимой, Но проснулся он с весной. Вверх он лапки потянул, Головой своей кивнул. Два прыжка он сделал смело, Хвостиком вильнул умело. И помчался он вприпрыжку Словно озорной мальчишка.
Ц Шёл цыплёнок по дорожке, Прыгал он на правой ножке. А ещё кружился смело, Лапками махал умело. Он спешил к себе домой К милой мамочке родной.
Ч Тик да тик часы стучат. Целый день вперёд спешат. Три часа на них сейчас, А теперь вот 6 как раз. Снова тикают часы 9 нам пробьют они. У часов тяжёлый труд Всё они идут, идут.
Ш Я с утра сегодня встал. С полки шар воздушный взял. Начал дуть я и смотреть Стал мой шарик вдруг толстеть. Я всё дую – шар всё толще, Дую – толще, дую – толще. Вдруг услышал я хлопок. Лопнул шарик, мой дружок.
Щ Во дворе щенок играл Прыгал, бегал и считал: Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова. Три – налево поворот И помчался до ворот. Вдруг он встал, вздохнул и сел И на всех вокруг глядел.
Ю Стану я сейчас юлой. На ноге крутнусь одной. А теперь сменю я ножку И на ней крутнусь немножко. Покрутились. А сейчас Я прошу садиться вас.
Я Яблоня в моём саду Гнётся низко на ветру. Наклонилась вправо, влево. Покачаться захотела. Ветки вниз и вверх качнула И вперёд их протянула. А как стихнет ветерок Моя яблонька заснёт.
Весёлые физические минутки
Ча, ча, ча
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам) Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах) Чи, чи, чи (3 хлопка над головой) Печет печка калачи (4 приседания) Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
Наши ручки
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей.
Мы топаем ногами
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем.
Вот помощники мои
Вот помощники мои, Их как хочешь поверни. Раз, два, три, четыре, пять. Постучали, повернули И работать захотели. Тихо все на место сели.
Раз - подняться, потянуться
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти...
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг Кря, кря, кря. Полетел зеленый жук Ж - ж - ж. Гуси шеи выгибали Клювом перья расправляли. Зашумел в пруду камыш Ш - ш - ш И опять настала ти...
Раз, два - встать пора
Раз, два - встать пора, Три, четыре - руки шире, Пять, шесть - тихо сесть, Семь, восемь - лень отбросим.
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять Вышел зайка поиграть Прыгать серенький гаразд Он подпрыгнул 300 раз.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. )
Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтоб грибочки сосчитать, Нужно пальцы загибать. (Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулаки.)
Две весёлые лягушки Ни минуты не сидят. Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. (Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко расправляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять кладут их на парту.)
Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. (Вытянуть руки вперёд, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)
Только уставать начнём, Сразу пальцы разожмём, Мы пошире их раздвинем, Посильнее напряжём. (Вытянуть руки вперёд, растопырить пальцы, напрячь их как можно сильнее, а затем расслабить, опустить руки и слегка потрясти ими.)
Наши пальчики сплетём И соединим ладошки. А потом как только можно Крепко-накрепко сожмём. (Сплести пальцы рук, соединить ладони и стиснуть их как можно сильнее. Потом опустить руки и слегка потрясти ими.)
Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмёт быстрее? (Сцепить выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими.)
Ой, качи, качи, качи, В головах-то калачи, В ручкая пряники, В ножках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. Поочередно касаемся головы, рук, ног.
Совушка-сова Совушка-сова, Большая голова, На пеньке сидит, Головой вертит, Во все стороны глядит, Да ка-а-ак Полетит! Руки ребенка поднимаем вверх.
Потягунушки - Порастунюшки, Поаерек - толстунушки, А в ножках - ходунушки, А в ручках - хватунушки, А в роток - говорок, А в головку - разумок.
Широка река, Высоки берега. На первой строчке руки в стороны, на второй строчке потянуться руками вверх.
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо все выше, выше. Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах "тише, тише" - присесть. На словах "выше, выше" - встать и вытянуть руки вверх.
Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Вместе с ребенком декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
Вот проснулись, потянулись, С боку на бок повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Вот проснулись, потянулись, С боку на бок повернулись! Потягушечки! Потягушечки! Где игрушечки, погремушечки? Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
Утренняя гимнастика Ручки-ручки - потягушки И ладошки - похлопушки. Ножки-ножки – топотушки, Побегушки, попрыгушки. С добрым утром, ручки, Ладошки И ножки, Щёчки-цветочки – Чмок! Здесь нужно просто следовать тексту, причем каждую строчку повторять столько раз, сколько нужно
Гимнастика для глаз
Задачи:
способствовать оздоровительному эффекту в процессе использования предлагаемых упражнений;
предупредить зрительное (зрительно-психогенное и зрительно-вегетативное) утомление у школьников.
Условия проведения: Комплекс упражнений гимнастики для глаз проводят под музыку в течение 3-5 минут. Он включает в себя до 5 упражнений, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений.
Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Гимнастика для глаз по методу Г. А.Шичко
1.Пальминг.
Центр ладони должен быть над центром глазного яблока.
Основание мизинца (И правой, и левой руки.) — на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.
2. Верх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
3. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
4.Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
5. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед - влево - вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
6. Рисование носом.
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
7. Раскрашивание.
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом.
Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
8. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
9.Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
10. Часики.
Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик — по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.
И глаза вам скажут: «Спасибо!»
Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и заходят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?
Часто дети близко садятся к телевизору или весь день не отходят от компьютера. Читают при слабом свете или лежа на диване.
Лучше всего заниматься с книгой при дневном свете. А вечером — при настольной лампе, когда она стоит слева от глаз. Не читайте при плохом освещении или в городском транспорте. Это очень вредно!
Берегите глаза! И они вам скажут: «Спасибо!»
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
«На море»
(Под медленную спокойную музыку.) /. «Горизонт»
1—4— чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить линию горизонта справа-налево.
2. «Лодочка»
1-4 - чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1 —4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5—8 — повторить движения счета 1—4 в другую сторону.
4.«Солнышко»
1-8. «На море солнышко» - чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, голова прямо.
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
5. «Пловец плывет к берегу»
1—4 — правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца. 5-8 - медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую руку поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
6. «Яркое солнышко»
1-8 — зажмуриться - «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с движениями глаз
1. И. п.— основная стойка, руки спереди в замок. Поднять руки вверх, прогнуться — вдох, опустить руки - выдох. Смотреть на руки. Повторить 4-6 раз.
2. И. п.- стоя, руки вперед. Круговые движения руками в одном и в другом направлении — 10-15 с. Сопровождать взглядом движения рук. Выполнять круговые движения 5 с в левую сторону, затем 5 с в правую.
3. И. п.— то же. Одну руку поднимать, другую - опускать, затем наоборот — 20—15 с. Сопровождать движение рук взглядом.
4. И. п.- основная стойка. Поднять руки вверх, затем опустить. Смотреть сначала на левую кисть, затем на правую. Менять направление взгляда после каждого движения. Выполнять движения глазами в одном и другом направлении 10—15 с.
5. И. п.— стоя, руки вперед. Вращать кисти в левую сторону, смотреть на левую кисть 10 с, затем в правую — смотреть на правую кисть 10 с.
6. И. п.— основная стойка. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 6—8 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет.
7. И. п.- то же. Поднять голову, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 6—8 раз. Смотреть на какой-либо предмет.
Приведенные упражнения полезно сочетать с вращательными движениями головы, ее наклонами вперед, назад и в стороны. Эти движения нужно делать в медленном темпе и с большей амплитудой.
Профилактика зрительного утомления и близорукости
(Памятка для учащихся начальных классов)
Долго тянется урок-
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два
Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)
Профилактические упражнения для глаз
— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить 3—4 раза.
3. Самомассаж. Закрыть глаза и делать легкие круговые движения подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
2. Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки. Повторить 5-6 раз.
Закрыть глаза, расслабить веки, 10—15 с.
3. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза. Представить море, лес. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.
Упражнения для снятия усталости глаз
1. Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Гимнастика для улучшения слуха
Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:
Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).
Предлагаемые ниже упражнения "небесный барабан" были разработаны китайской народной медициной много сотен лет назад. Они позволяют улучшить слух пожилым и старым людям, а также больным кохлеарным невритом.
Обе ладони прижмите к ушным раковинам (проще сказать: закройте ладонями оба уха).
Побарабаньте тремя средними пальцами обеих рук 12 раз по затылку, при этом в ушах возникнет шум, который можно сравнить с ударами в барабан.
После того как закончите барабанить, снова плотно закройте уши и затем мгновенно уберите ладони с них. Проделайте эту манипуляцию 12 раз.
В заключение упражнений вставьте в уши оба указательных пальца и вращайте ими 3 раза вперед и назад так, как будто вы чистите уши, затем быстро выньте пальцы.
Эта часть упражнений "небесный барабан" выполняется 3 раза.
Затылок - это место сбора всех "яньских" меридианов. Здесь же под местом, где вы барабаните пальцами, находится черепное покрытие, которое закрывает мозжечок, играющий большую роль: он укрепляет и корректирует движения тела и осанку.
12-кратное постукивание в соответствии с представлениями традиционной китайской медицины оказывает освежающее действие на мозг. Эффект наиболее ощутим по утрам, но эти упражнения рекомендуется выполнять и при сильной усталости.
Вращение пальцами в ушах следует понимать как массаж барабанной перепонки, это относится также к быстрому открыванию и закрыванию слухового прохода.
Эти упражнения значительно улучшают слух и предупреждают развитие многих заболеваний уха
Гимнастика для рук
1. Колечко.
Ребёнок как можно быстрее перебирает пальцами рук, соединяя их поочерёдно в кольцо с большими пальцами.
2. Лезгинка.
Левую руку сложить в кулак. Большой её палец обратить в сторону. Прямой ладонью правой руки (в горизонтальном положении) прикоснуться к согнутому мизинцу левой руки. Поменять одновременно положения рук. Повторить 6 – 8 раз.
3. Кулак – ребро – ладонь.
Три положения руки на столе последовательно сменяют друг друга. Темп увеличивать постепенно. Количество повторений 8 – 10 раз.
4. Зеркальное рисование.
На столе чистый лист бумаги. Ребёнок в обе руки берёт по карандашу или фломастеру. Начинает рисовать два одинаковых рисунка (или геометрических фигуры). Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, вы увидите более быстрое и точное выполнение работы.
5. Ухо – нос.
Левой рукой ребёнок захватывает кончик носа, правой рукой – противоположное ухо. Затем я хлопаю в ладоши. Он отпускает их, меняет местами положение рук.
6. Змейка.
Скрестить руки ладонями друг к другу. Сцепить пальцы в «замок». Вывернуть руки к себе. Затем взрослый говорит, каким пальцем пошевелить. Упражнение заканчивается, когда поработали все десять пальцев.
Проговаривая текст, ученики массируют последнюю фалангу каждого пальца, завершают массаж точкой в центре ладони.
Пальчик, пальчик, где ты был?
С братцем Васей щи варил. А потом с ним кашу ел,
А потом с ним песни пел, А потом гулять пошел И копеечку нашел.
Проговаривая текст, ученики поглаживают каждый палец с четырех сторон двумя пальцами противоположной руки.
Наши пальчики трудились,
Хорошо писали.
Они так старались,
А теперь устали.
Мы немного отдохнем,
С силой кулачки сожмем.
Пальцы разжимаем
И опять сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Можно ими помахать.
В чистый ручеек руки опускаем,
И усталость с пальчиков
Мы водой снимаем.
(Дети имитируют мытье рук; следующие слова произносят на выдохе.)
Спасибо, водица,
За новые силы.
Теперь мы напишем
Все буквы красиво.
Проговаривая текст, ученики сжимают и разжимают пальцы; затем ногтем большого пальца надавливают на подушечки всех пальцев.
Мы писали, мы писали. Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем И опять писать начнем.
Дом и ворота
На поляне дом стоит, Пальцы обеих рук делают "крышу". Ну, а к дому путь закрыт. Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота". Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются. В этот домик приглашаем. "Крыша".
Индюк
Индюк из города идет, Игрушку новую везет. Игрушка не простая, Игрушка расписная. Пальчики обеих рук "идут" по столу.
Новые кроссовки
Как у нашей кошки На ногах сапожки, Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козленок маленький обувает валенки. А сыночек Вовка - новые кроссовки. Загибать пальчики, начиная с большого. Вот так. Вот так. Новые кроссовки. "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.
Гости
Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка - ну, пожалуйста. Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять
Раз, два, три, четыре, пять, Хлопки на счет. Вышел пальчик погулять. Указательный палец правой руки движется по кругу по центру левой ладони. Только вышел из ворот - Глядь, другой к нему идет. Присоединяется средний палец. Вместе весело идти, Ну-ка, третий, выходи. Затем - безымянный. Вместе встанем в хоровод - Вот. Хлопок. Повторить движения левой рукой по правой ладони.
Строим дом
Целый день тук да тук - Раздается звонкий стук. Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам. Молоточки стучат, Стучать кулаком о кулак. Строим домик для ребят (зайчат, бельчат). Пальцы соединить, показать "крышу". Вот какой хороший дом, Сжимать-разжимать пальцы. Как мы славно заживем. Вращать кисти рук.
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне, Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить. Утром весенним раскрыл лепестки. Развести пальцы рук. Всем лепесткам красоту и питанье Ритмично двигать пальцами вместе-врозь. Дружно дают под землей корешки. Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.
Засолка капусты
Мы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз. Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Имитировать посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Сжимать и разжимать пальцы.
Семья
Этот пальчик - дедушка (большой), Этот пальчик - бабушка (указательный), Этот пальчик - папочка (средний), Этот пальчик - мамочка (безымянный), Этот пальчик - я (мизинец). Вот и вся моя семья. Хлопать в ладоши.
Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук. Там живет лиса. Рукой показать хвост за спиной. Там живет олень. Пальцы рук разведены в стороны. Там живет барсук. Кулачки прижать к подбородку. Там живет медведь. Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
Пять и пять
Пять и пять пошли гулять. Вместе весело играть. Сжимание - разжимание пальцев рук. Повернулись, улыбнулись, Вращение кистей рук. В кулачок опять свернулись. Вот какие молодцы. Стучать кулачками.
Яблонька
У дороги яблонька стоит, Руки сплести над головой, пальцы разжаты. На ветке яблочко висит. Сложить запястья вместе. Сильно ветку я потряс, Руки над головой, движения вперед-назад. Вот и яблочко у нас. Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко. В сладко яблочко вопьюсь, Соединить запястья, ладони развести. Ах, какой приятный вкус.
Дружба
Дружа в нашей группе Девочки и мальчики. Соединять пальцы в "замок". С вами мы подружим Маленькие пальчики. Касание кончиков пальцев обеих рук. Раз, два, три, четыре, пять - Начинай считать опять. Парное касание пальцев от мизинцев. Раз, два, три, четыре, пять - Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть кистями.
Прогулка
Пошли пальчики гулять, Руки сжаты в кулаки, большие пальцы "бегут" по столу. А вторые догонять. По столу "бегут" указательные пальцы. Треть пальчики бегом, Средние пальцы. А четвертые пешком. Безымянные пальцы. Пятый пальчик поскакал Касаться стола ритмично обоими мизинцами. И в конце пути упал. Хлопнуть кулаками по столу.
Засолка капусты
Мы капусту рубим, Движения прямыми кистями вверх-вниз. Мы морковку трем, Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, Имитировать посыпание солью из щепотки. Мы капусту жмем. Интенсивно сжимать и разжимать пальцы на обеих руках.
Наперегонки
Мы по лесенке бежали И ступенечки считали: Раз, два, три, четыре, пять, Вышли дети погулять, Побежали вдоль реки Дети наперегонки. Клавиатурные движения пальцами по столу и "бег" по столу указательным и средним пальцами.
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные упражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а динамические - сопровождаются движениями.
Правила дыхания при выполнении упражнений
- Подняли руки вверх и в стороны; отвели руки назад - делаем вдох.
- Свели руки перед грудью и опустили вниз - выдох.
- Подняли ногу вперед или в сторону, присели или согнули ногу к груди — выдох.
— Опустили ногу, отвели ее назад, выпрямили из приседа — делаем вдох.
- Если при выполнении упражнения сложно определить начало вдоха и выдоха дышим равномерно, не задерживая дыхание.
Ветер
Ветер сверху набежал,
Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»
Дул он долго, зло ворчал
И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)
Гудок паровоза
Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).
Гуляем на полянке
В ходьбе с активными махами руками; глубокие вдохи-выдохи через нос. Чередовать разновидности ходьбы (на носках, высоко поднимая колени, «с кочки на кочку», перешагивание через предметы).
Дыхательная гимнастика
Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Дыхательная медитация
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка... Нежный аромат цветка... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
Дышим глубже
Носом — вдох, (Поднимание рук - на вдохе.)
А выдох — ртом, (Свободное опускание рук — на выдохе.)
Дышим глубже,
А потом — Марш на месте, Не спеша,
Коль погода хороша!
Завели машину
Завели машину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Накачали шину,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш,(Выдох.)
Улыбнулись веселей И поехали быстрей,(Вдох.)
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.(Выдох.)
Ныряние
Нужно два раза глубоко вдохнуть и выдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
Упражнение рекомендуется выполнять между различными дыхательными комплексами, чтобы избежать головокружения.
Птичка
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала: «Пи-пи-пи».(Вдох. Выдох.)
Руки к солнцу поднимаю
Руки к солнцу поднимаю,
И вздыхаю, и вздыхаю,
Опускаю руки вниз,
Выдох - паровоза свист.
На четыре — вдох глубокий,
Раз, два, три, четыре.
Раз, два, три, четыре. (Упражнение на дыхание в положении стоя или сидя (требуют дозировки). На четыре счета — вдох, на четыре счета — выдох.)
Скороговорки
Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребенок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.
Всей грудью вздохнем. (Руки вниз, потом за голову.)
Дышим раз и дышим два, (Руки за голову, прогнуться, ноги разогнуть вперед — вдох, согнуться вперед, расслабиться — выдох.)
За работу нам пора.
Что за праздничный парад
Что за праздничный парад,
Здесь кругом шары летят, Флаги развеваются, Люди улыбаются. Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем. Пусть летит он к облакам, Помогу ему я сам!
Чудо-нос
Носиком дышу, Дышу свободно, Глубоко и тихо, Как угодно. Выполню задание, Задержу дыхание... Раз, два, три, четыре -Снова дышим: Глубже, шире.
Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счет: один, два, три, четыре, — дети делают четыре глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счет 1-8 медленно выдыхают.
Шарик красный
Воздух мягко набираем, Шарик красный надуваем, Шарик тужился, пыхтел, Лопнул он и засвистел: «Т-с-с-с-с!» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох со звуком.)
Беседа инопланетян
И. п. — сидя.
Вдох через нос; на выдохе произносить носовой звук «м-м-м», слегка постукивая пальцами по крыльям носа. Постепенно удлинять выдох.
Ветер
И. п. - ноги шире плеч, руки на поясе.
1 — наклон к правой ноге, левая рука вверх, выдох.
2-И. п., вдох.
3 — то же к другой ноге, выдох. 4-И. п., вдох.
Ветер качает деревья
И. п. — стоя, руки вверху.
Поочередные наклоны в стороны с плавными движениями рук (как веточки); дыхание через нос.
Воздушный шарик
И. п. - упор - присев.
1 — встать, через стороны руки вверх, потянуться, вдох через нос — «шарик взлетел».
2-6 — удерживать статическое напряжение и задерживать дыхание на вдохе.
7—8 — И. п., выдох через нос — «шарик улетел».
Грибки
И. п. - стоя на коленях.
1 — руки вверх, прогнуться, глубокий вдох через нос «выросли». 2-4 — сесть на пятки, наклониться вперед, руки отвести назад-вверх, выдох — «спрятались».
Головой кивает слон, он слонихе шлет поклон
И. п. — стоя на четвереньках.
Наклоны головы по возможной амплитуде с медленными глубокими вдохами-выдохами через нос.
Дракончик
И. п. — сидя.
1—4 - глубокий вдох через нос.
5—8 - похлопывать пальцем по правой половине носа на выдохе, произносить «м-м-м», то же с другой половиной.
Ёжики
И. п. — сидя.
1 — глубокий вдох через нос.
2—4 - прерывистые выдохи (пофыркивание) через нос.
Загораем
И. п. — лежа на животе, руки под подбородком. Свободные махи вверх-вниз; вправо-влево ногами, согнутыми в коленных суставах, дыхание не задерживать.
Запахи весны
п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2 — 3 — поворот туловища влево, глубокий вдох через нос.
- И. п., выдох через рот. 6—7 — то же в другую сторону.
- И. п.
Змея
И. п. — сидя на коленях.
Медленный глубокий вдох через нос; задержка дыхания на 4—5 с. (змея затаилась); медленный выдох через нос.
Игра с пушинкой
И. п. — лежа на животе, руки произвольно. Выполнять резкие выдохи носом, стараясь сдуть пушинку как можно дальше, рот закрыт.
Каша кипит
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1 — прогнуться, вдох через нос, задержать дыхание на 5-6 с. 2-3 — 4 - прерывистый выдохчерез прикрытые губы, произносить звук «пф-ф-ф».
Мужжалки-нужжалки
И. п. — о. с.
1 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 2-3 — руки вперед, выдох с произношением носовых звуков «м-м-м» при закрытом рте. 4-И. п.
5 — руки в стороны, глубокий вдох через нос. 6—7 - руки вверх, вдох с произношением носовых звуков «н-н-н» при закрытом рте. 8-И. п.
Мы проснулись утром ранним
И. п. — стоя ноги на ширине плеч, руки в замке за головой. 1—2 — руки вверх — в стороны, потянуться, вдох. 3—4— 5—6 - руки вниз, выдох.
Надуваем шар
И. п. — сидя.
На вдохе через нос выпятить живот; на выдохе — втянуть по возможной амплитуде.
Нам холодно
1—4 - вдох через нос.
5—12 — выдох через нос, обнять себя за плечи как можно сильнее. Нарисуй линию
И. п. — сидя.
Поворот головы вправо, глубокий вдох через нос. Медленный поворот головы по возможной амплитуде с продолжительным выдохом через нос «рисуем линию» (то же в другую сторону).
Посмотри на друга
И. п. — стоя, руки на поясе.
1 - повороты головы вправо - вдох через нос.
2—4 — И. п. — выдох через рот.
5 — поворот головы влево — вдох через нос.
6—8 — И. п. — выдох через рот.
Прищепка
И. п. — о. с, вдох через нос.
На выдохе зажать пальцами нос (2-3 с), полный выдох через нос.
Птички летят
И. п. — о. с.
1—2 — через стороны руки вверх, вдох через нос. 3—4 - руки вниз, выдох через нос.
Сдуй лепесток
И. п. — сидя (стоя)., на ладони нарезанная бумага (пушинки, лепестки).
Глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2—3 с. Прерывистые выдохи через нос, стараясь сдувать по нескольку «лепестков».
Хохотунчики
И. п. - сидя, упор сзади.
1 —4 — вдох через нос, рот закрыт.
5—10 — выдох при закрытом рте с произношением «ха-ха-ха».
Физические минутки и подвижные игры
на динамических переменах
Все ли на месте
Перед играющими раскладываются различные предметы: игрушки, бытовые предметы, школьные принадлежности. Водящий поворачивается к ним спиной. В это время один предмет убирается. Повернувшись, водящий должен назвать его и показать то место, где он лежал.
Вызов номеров
Играющие рассчитываются по порядку номеров. Каждый запоминает свой номер. Учитель вызывает детей по номерам и дает им определенное задание: поймать мяч, сделать упражнение, принести эстафетную палочку и т. д.
Замри!
Ученик стоит прямо, прислонившись спиной к стене; пятки соединены и касаются стены; икры, ягодицы, лопатки касаются стены; руки свисают без напряжения, локтями касаясь стены. По команде учителя «Замри!», ученик пытается уменьшить пространство между стеной, шеей и поясницей, мысленно считая до 10-ти, после чего возвращается в свободное положение.
Запомни свое место
Учитель строит играющих в определенном порядке.
Дети должны запомнить свои места. Затем они расходятся. По сигналу учителя (команда, свисток, хлопок, флажок и т. п.) каждый играющий должен занять свое место.
Запрещенное движение
Учитель проводит комплекс физкультпауз по предложенной схеме, по типу общеразвивающих упражнений, но одно движение, например «руки за голову», - является запрещенным. Это значит, что выполнять его нельзя: тот, кто выполнит это упражнение, получает штрафное очко и т. д. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.
Исправить осанку!
Ученики становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Впередистоящие получают по мячу и по сигналу учителя начинают передавать мячи над головой ученикам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего в колонне, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Впередистоящий ученик, получив мяч, подает команду: «Исправить осанку!» команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает.
Лес, болото, море
Учитель называет обитателей лесов, болот, морей и рек.
Как только учитель называет обитателей лесов, дети поднимают руки вверх и тянутся кверху (волк, лисица, лось и т. д.).
Если учитель называет обитателей болот (цапля, лягушки и т. д.), дети выполняют наклоны вправо-влево, держа руки на поясе.
Как только учитель назовет обитателей морей и рек (карась, кит, акула и т. д.), дети разводят руки в стороны, имитируя движения плавания «брассом».
В конце игры подводятся итоги, кто окажется самым внимательным, какой ряд и т. д.
Летает — не летает
Учитель произносит названия предметов, животных и т. д.
Если названное летает, дети встают на носочки, разводят руки в стороны, если нет, то шагают на месте.
Самолет, синица, муха... - стойка на носках, руки в стороны, можно выполнять повороты.
Качели, машина... — ходьба на месте.
При повторении игры можно добавить слово «ползает», тогда дети принимают положение приседа. Улитка, червяк... - присед.
Как говорят части тела?
Ученики становятся в круг, ведущий выводит в центр игрока и тихо говорит ему задание; которое игрок выполняет движением, а все остальные, повторив движения, пытаются отгадать, какие задания давал ведущий.
- Как говорят плечи «Я не знаю»?
- Как говорит палец «Иди сюда»?
- Как ноги ребенка требуют «Я хочу»?
- Как говорит голова «Да» и «Нет»?
- Как говорит рука «До свидания»?
Класс — смирно!
Играющие стоят в колоннах между рядами парт. Учитель проводит комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на решение задач физкультпаузы. Он подает команды: «Руки вперед!», «Руки вверх!», «Присесть!», «Встать!» и т. д.
Ребята должны выполнять только те действия, перед названием которых учитель произносит слово «класс». В остальных случаях играющие никаких движений делать не должны.
Колонна, сделавшая меньше ошибок, выигрывает.
Отгадай движение
Играющие делятся на две команды.
Игроки одной из команд заранее договариваются между собой о том движении, которое они будут делать все вместе на определенный счет во время ходьбы. Игроки водящей команды все вместе повторяют отгаданное движение. Затем команды меняются ролями.
Используемая литература
http://www.ourkids.ru/Logopedia/fizmin.shtml
http://www.proshkolu.ru/user/niklolya/file/94936
http://www.proshkolu.ru/tag/20197
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004. – 180 с.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007. -208 с.
Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002. – 230 с.