Просмотр содержимого документа
«Беседа для родителей "Развитие функциональной грамотности младших школьников"»
Беседа для родителей по теме: «Развитие функциональной грамотности младших школьников»
Цель: формирование функциональной грамотности младших школьников.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «функциональная грамотность».
Рассмотреть некоторые направления функциональной грамотности.
Ход собрания:
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально - грамотных людей.
– Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Если Вы умеете применять знания, полученные в школе для эффективного решения собственных жизненных задач И/ИЛИ умеете находить нужные для этого знания, сведения, информацию, то Вы – ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНЫЙ ЧЕЛОВЕК.
- Вы спросите, для чего нужна функциональная грамотность?
Функциональная грамотность ПОМОГАЕТ:
• адекватно выбрать будущую профессию;
• решать бытовые задачи,
• взаимодействовать с людьми,
• организовывать деловые контакты,
• выбирать программы досуга,
• ответственно относиться к обязанностям гражданина,
• ориентироваться в культурном пространстве,
• использовать имеющиеся навыки при организации разных видов путешествий,
• контактировать с различными социальными структурами и организациями,
• взаимодействовать с природной средой.
Функциональная Неграмотность заключается в том, что человек не может выбрать нужный товар в магазине, ему трудно заполнить документы, квитанции, оплатить счета за электроснабжение, трудно разобраться с инструкцией к электроприборам, не может освоить компьютер, телефон и т.д.
Основные направления формирования функциональной грамотности:
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Существует проблема снижения читательского потенциала у российских школьников по мере их взросления.
Низкая читательская грамотность подростков означает, что они с трудом понимают смысл текстов, не умеют их анализировать, сопоставлять и находить нужную информацию.
- Как быть родителям в ситуации, когда учебники и школа не успевают за реалиями современного мира? Организация экономического сотрудничества и развития рекомендует:
- Постараться показать детям, что чтение может приносить удовольствие. Согласно исследованиям, чем больше подросток любит читать, чем шире круг источников чтения, тем лучше он или она успевает в учебе и ориентируется в жизненных ситуациях
Математическая грамотность — способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем.
Математика лежит в основе критического мышления, а критическое мышление — один из важнейших навыков XXI века, который необходим, чтобы не утонуть в море ненужной информации.
С помощью математики мы отвечаем на простые бытовые вопросы и сложные вопросы социальной и политической жизни:
Во сколько нужно выйти из дома, чтобы успеть до окончания регистрации рейса, с учетом дня недели, времени суток и вида транспорта, на котором мы будем добираться?
Как создать безопасный пароль, не используя даты рождения близких (в любых комбинациях) и при этом легко его запоминать?
Можно ли выиграть в лотерею и как?
Как покупать через Интернет и на что обращать внимание при распродажах.
Что же можно сделать родителям, чтобы помочь ребенку справиться с боязнью математики? Профессиональные математики советуют для начала постараться поверить в себя.
Если ваш ребенок лучше усваивает информацию визуально, можно перейти на математические сайты. Здесь вы найдете интерактивные визуализации и миниатюры к известным математическим правилам и задачкам. Попробуйте разобраться в них вместе, например, рассчитать, какой путь от станции метро «Маяковская» до станции «Курская» короче: по Садовому кольцу или через Красную площадь? Скучно точно не будет!
Информационная грамотность — умение искать, оценивать, обобщать, эффективно обмениваться и использовать информацию при помощи технологических средств.
Проще всего начать осваивать информационную грамотность с интернета, ведь это самая динамичная и активно развивающаяся информационная среда. Постарайтесь показать ребёнку, что интернет — это не только место для развлечения и общения, но и это удобный инструмент для увлекательного освоения нового!
Начините с собственного примера:
чаще открывайте интересные и познавательные видео;
устраивайте виртуальные экскурсии для всей семьи в лучшие музеи мира; снимите вместе с ребёнком ролик для YouTube или stop-motion анимацию; предложите вместе послушать лекцию на тему, интересную ребёнку; следите за новейшими научными открытиями и обсуждайте их дома.
Есть пять способов становления функциональной грамотности не только нынешнего поколения детей, но и взрослых людей.
Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.
Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций – своей, слушателя (читателя), автора.
Участвовать в дискуссиях: обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух.
Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах по русскому языку.
Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Введение заданий на развитие функциональной грамотности в различные предметные области, несомненно, помогут нашим учащимся формировать этот навык.
Быть грамотным в 21 веке — это значит работать с информацией, представленной в разных форматах, разных контекстах и с разными целями. Эти умения необходимы, чтобы полностью использовать возможности, предоставляемые современным обществом, для эффективной работы, жизни и учебы.