Авторская программа элективного курса по развитию речи учащихся 4 класса "Пишем сочинение"
Авторская программа элективного курса по развитию речи учащихся 4 класса "Пишем сочинение"
Программа элективного курса «Пишем сочинение» предназначена для учащихся 4 классов. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка – важная задача, но очень непростая. Она традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих
и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Авторская программа элективного курса по развитию речи учащихся 4 класса "Пишем сочинение" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Заинская средняя общеобразовательная школа № 1»
Авторская программа элективного курса
по развитию речи учащихся 4 класса
«Пишем сочинение»
Автор программы:
Слободина Елена Александровна,
учитель начальных классов.
Первая квалификационная категория.
2014 г.
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Пишем сочинение» предназначена для учащихся 4 классов. Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка – важная задача, но очень непростая. Она традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект.
Развитие речи – это комплексная работа, конечной целью которой является формирование и развитие у учащихся умений и навыков связного изложения своих
и чужих мыслей в устной и письменной форме.
Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика - показатель его умственного развития. Поэтому развитие речи является важным звеном в общей системе обучения детей, обеспечивающим успехи в учебной работе и по другим предметам. Обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся - главная задача данного элективного курса.
Актуальность курса подтверждается тем, что в настоящее время отмечается уменьшение интереса детей к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся.
Работа по развитию речи учащихся в школе многогранна. Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место. Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребенка, познать его. Программа знакомит школьников с главными аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над сочинениями. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в 5-х классах.
Содержание элективного курса позволяет расширить и углубить знания о тексте, совершенствовать навыки письменной речи учащихся, формируя её точность и выразительность. Происходит развитие образного мышления и эмоциональной отзывчивости учащихся.
Элективный курс способствует развитию системного мышления, формированию системы ценностно-ориентированных знаний, осмыслению сути здорового образа жизни.
Цель программы –
- всестороннее развитие речи младших школьников;
- развивать творческие возможности каждого ученика в области создания
текстов и сформировать общеучебные умения работы с текстом.
Задачи курса:
развитие связной устной и письменной речи;
совершенствование грамматического строя речи;
формирование умения понимать и сознательно строить высказывание (устное и письменное) на заданную тему в определённом стиле и жанре: правильно, содержательно, выразительно, эффективно;
обогащение словарного запаса детей;
развивать интерес к литературному творчеству;
расширение представлений о видах, способах создания сочинений, приемах работы над сочинением;
развитие познавательной деятельности.
В программе представлены следующие виды работ и упражнений:
Работа с готовым текстом: выделение опорных слов, составление цепочек связей.
Составление и запись рассказа на тему, заданную учителем или выбранную учеником: по серии картинок, по наблюдениям, по опорным словам, с продолжением, описание предметов.
При проведении факультативов учитель использует цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа 1 час в неделю, с целью восполнить пробелы в обучении сочинению, реализовать интерес учащихся к творчеству.
Планируемые результаты обучения
Учебные универсальные действия:
Личностные УУД:
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ» и т.д.
2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
3. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
Регулятивные УУД
1.Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
Познавательные УУД
1.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
2. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
3.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
4.Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
5. Составлять план текста.
6. Уметь передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.
Коммуникативные УУД
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Ожидаемые результаты:
Знать:
- типы текста;
- структуру текста;
- языковые средства
Уметь:
- уметь определить основную мысль своего сочинения, составить к нему план, подобрать нужную лексику;
- уметь создавать собственные творческие работы в различных жанрах;
- обогащение речевого багажа учащихся и уметь их применять в различных формах выражения мысли;
- редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Содержание программы
Вводное занятие
Особенности речи (устной и письменной). Необходимость прочтения литературного произведения для успешного написания сочинения. Работа с учебной литературой. Справочная литература. Требования к написанию сочинения.
Пишем сочинение
Определение темы, проблемы текста. Отбор материала. Определение главной мысли текста. Основные принципы построения текста. План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Работа над планом. Деление на абзацы. Объем работы. Необходимость эпиграфа. Работа над средствами художественной выразительности.
Сочинение разных жанров
Знакомство с различными жанрами сочинений. Определение признаков жанровых принадлежностей на конкретных примерах. Содержательные и структурные особенности сочинений разных жанров, их сопоставление. Выявление зависимости формы от содержания. Анализ образцов сочинений. Создание творческих работ учащимися. Порядок проверки написанного. Анализ сделанных ошибок. Оценивание готовых работ.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Пишем сочинения»
4 класс
№ урока
Тема урока
Содержание
Количество часов
1.
Какие бывают сочинения? Требования к сочинению. Сочинение «Снова в школу»
Беседа о школе. Повторить правила поведения в школе. Написать сочинение на заданную тему.
1
2.
Основные ошибки в содержании и построении сочинения.
Сочинение «За грибами»
Редактирование текста. Беседа по правилам поведения в лесу. Сочинение на заданную тему.
1
3.
Тема текста. Заглавие. Основная мысль.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень»
Деление текста на части. Беседа о приметах осени.
1
4.
Структура текста. Понятие о микротеме. Сочинение - описание
«Веселый Буратино»
Тема широкая и узкая (микротемы), смысловые части текста. Текст – описание. Беседа о любви к чтению.
1
5.
Эпиграф. Сочинение – повествование по картине В.М. Васнецова «Иван царевич на сером волке»
Текст – повествование. Составление плана.
1
6.
Чем различаются сочинение – описание и сочинение – повествование. Сочинение «Мой любимый клоун»
Крылатые выражения. Отбор информации.
1
7.
Сочинение по коллективно составленному плану.
Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»
Структурный анализ текста.
Языковой анализ текста.
1
8.
План текста. Виды планов.
Сочинение на заданную тему «Моя мечта»
Опорные слова. План.
Редактирование.
1
9.
Сочинение – миниатюра «Дерево в осеннем убранстве»
Что такое миниатюра? Беседа о нарядах осени.
1
10.
Цитатный план. Сочинение «Дары леса»
Умение составлять цитатный план.
1
11.
Сочинение – отзыв по произведению Л. Пантелеева «Честное слово»
Беседа о чести и совести.
1
12.
Сочинение с элементами описания интерьера по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»
Редактирование текста (слова - паразиты, тавтология).
1
13.
Сочинение – повествование «Для чего нужны книги?»
Беседа о любви к чтению.
1
14.
Диалог. Сочинение на заданную тему «Лыжная прогулка»
Особенности: прямое и переносное значение слова.
1
15.
Сочинение – отзыв
Г.А. Скребицкий «Четыре художника»
Сравнения, метафоры и эпитеты в тексте.
1
16.
Редактирование сочинений. Речевые ошибки.
Сочинение – описание по картине В.Г. Перева «Тройка»
Учить оценивать качество творческой работы, отыскивая речевые ошибки и недочеты, исправляя их.
1
17.
Сочинение- повествование с описанием действий «Зимние забавы»
Беседа о красоте зимней природы.
1
18.
Сочинение – сравнение
(портрет А.С. Пушкина в работах В.А. Тропинина и О.А. Кипренского
Составление плана.
1
19.
Сочинение – описание «Мое любимое домашнее животное»
Беседа о любви и заботливом отношении к животным.
1
20.
Сочинение – описание внешности по портрету по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»
Загадки природы.
1
21.
Сочинение на свободную тему «Мой любимый герой»
Развитие воображения.
Повторы в тексте. Пути их устранения.
1
22.
Сочинение на заданную тему
«Мой папа»
Использование синонимов в тексте.
1
23.
Сочинение по картине И.И. Левитана «Март»
Использование метафоры при описании картины.
1
24.
Сочинение – отзыв по сказке Х. - К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»
Положительные и отрицательные герои сказки. Использование пословиц.
1
25.
Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
Обмен впечатлениями.
1
26.
Сочинение «Моя мама самая красивая» (портрет – описание)
Работа над выразительными средствами языка (эпитеты, олицетворение).
1
27.
Сочинение на заданную тему
«Я хочу быть космонавтом»
Прямое и переносное значения слова.
Беседа о космосе.
1
28.
Сочинение – повествование по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Работа над выразительными средствами языка при описании утра.
1
29.
Сочинение на свободную тему
«Мой любимый фильм»
Использование фразеологических оборотов в предложении.
1
30.
Сочинение – отзыв по прочитанному рассказу Б. Житкова «Как я ловил человечков»
Беседа о бережном отношении к книге.
1
31.
Сочинение на заданную тему «Наш мир в 2100 году»
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
1
32.
Сочинение – миниатюра «Самые добрые слова»
Беседа о вежливых словах. Культура общения. Слова благодарности.
Правила хорошего тона.
1
33.
Сочинение на заданную тему «Если бы я мог загадать желание…»
Развитие воображения детей.
1
34.
Сочинение – рассуждение «Почему я люблю лето»
Работа с толковым словарем.
1
литература
1. С.А.Есенина. Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 4 класс.
//Пособие для начальных классов// М.: «Грамотей», 2009.
2. Л.Л. Страхова. Сочинение по картине для младших школьников. СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
3. Т.В. Губернская. Учимся писать изложения и сочинения: 4 класс. М.: Эксмо, 2012.
4. В.В.Давыдов. Проблемы развивающего обучения- М.: Издательский дом «Первое сентября», 2009.
5. В.Е.Елисеева. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении сочинению.// Начальная школа. №2- 2008.
6. Н. А. Чуракова. Волшебный мир картины.- М.: Просвещение, 2011 .
7. В.А. Крутецкая. Мои первые сочинения по картинке. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.