Просмотр содержимого документа
«Аутизм и инклюзия»
Термин “аутизм” в России возник относительно недавно. Правильно ответить на вопрос, кто такие аутисты, сможет далеко не каждый. Большая часть людей свяжут это понятие в лучшем случае с фильмом “Человек дождя”: аутисты – люди бесконечно одаренные, но, несомненно, иначе, чем большая часть населения. Никто не знает, откуда берется это заболевание, однако с его проявлениями работать получается. Самое главное здесь – вовремя диагностировать и правильно подойти к реабилитации.
Еще двадцать лет назад проблема детского аутизма не стояла так остро, как сегодня. Дети с проблемами в развитии, дети с аутизмом встречались очень редко.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) — совершенно особенная с точки зрения инклюзивного образования категория. «Они все очень разные: по своим интеллектуальным, эмоциональным, поведенческим особенностям. Это очень многообразная и требовательная группа, и втиснуть их в одну колею образования нельзя, но если мы, те, кто развивает инклюзию, научимся включать детей с РАС — мы сумеем включить и другие категории». Главная сложность заключается в том, что в настоящее время очень мало специалистов, которые понимают специфику таких детей. Совместное обучение детей с особенностями развития и без — процесс непростой, он требует специальных знаний, стратегий, условий и финансирования. Но опыт показывает, что для успешного начала необходимо внутреннее решение педагога полюбить не похожего на других ребенка.
В этом смысле Россия отстает от мира лет на 30. Еще недавно, буквально 10 лет назад, в нашей стране вообще не было такого диагноза, есть восемь видов школ для детей с разными видами нарушений, а для РАС не было никаких вариантов». На сегодняшний день в Москве есть только одна (!) школа, специально созданная для детей с диагностированными расстройствами аутистического спектра. Точнее, даже не школа, а Центр психолого-медико-социального сопровождения, где дети имеют возможность получить начальное образование в специальные условиях: с ними работают подготовленные учителя, врачи, дефектологи, психологи. А с 5-го класса начинаются проблемы — куда этих детишек девать? Большинство детей с аутизмом продолжают обучение в школах «8-го вида», то есть для детей с интеллектуальными нарушениями. И получают там образование по программе для умственно-отсталых детей, а ведь часто дети с РАС обладают интеллектуальными способностями даже выше среднего. Второй вариант — дистанционное образование. И это не всегда хорошо, потому что специфика нарушения как раз в том, что аутисты нуждаются в отработке социальных и коммуникативных навыков. А обучение на дому лишает их такой возможности.