Просмотр содержимого документа
«Анализ РМО учителей начальной школы»
Анализ работы руководителя РМО учителей начальных классов
за 2015-16учебный год.
Руководитель РМО учителей начальных классов: Беловодченко Светлана Викторовна.
Целью деятельности методического объединения является обеспечение методического сопровождения, совершенствование профессионального мастерства педагогов,
развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Цель анализа: обеспечение методического сопровождения, совершенствование профессионального мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса в условиях реализации ФГОС НОО.
Предмет анализа: работа РМО по представлению научно – методического и практического материала с целью повышения компетенции педагогов, а также возможности обмена передовым опытом.
Целевая ориентация РМО: сформировать необходимые предпосылки, условия и механизмы для постоянного самообразования педагогов.
При планировании работы была определена тема, над которой работали в течение всего 2015 -2016 учебного года « Модернизация системы начального общего образования по средствам внедрения ФГОС НОО».
Основные функции РМО:
1.Создать условия для удовлетворения информационных, учебно – методических, организационно – педагогических образовательных потребностей учителей начальных классов.
2. Обеспечить освоение и использование наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся.
3. Регулярно изучать передовой педагогический опыт, системно внедрять в практику работы современные педагогические и информационные технологии.
4. Стимулировать активность педагогов, вовлекать их в инновационную, творческую, опытно-эксперементальную деятельность.
5. Совершенствовать работу с одарёнными детьми, приобщая их к активной деятельности.
Налаживание и установление контактов, связей, оказывающих положительное влияние на реализацию целей деятельности РМО. Целями деятельности РМО анализируемого периода являлись:
. Организация взаимодействия педагогов с целью изучения современных требований к образованию.
Проблема оценки качества образования является сегодня одной из самых актуальных для всей образовательной системы РФ. Сегодня очень важны индивидуальные достижения учащегося, позволяющие ему успешно реализовать себя как всесторонне развитую личность, т. е. быть компетентным – способным применять свои знания и умения.
В течение всего учебного года была организована работа по повышению педагогического мастерства членов МО по следующим направлениям:
- деятельность учителей по выбранным темам самообразования;
- разработка и внедрение собственных педагогических технологий преподавания в рамках реализации ФГОС нового поколения;
Деятельность РМО способствовала тому, чтобы каждый его член не только умел грамотно спланировать и организовать свою работу, но и обладал высоким уровнем знаний, информационной компетентностью, реализовывался творчески, при этом был самокритичен, находился в постоянном поиске и был готов учиться чему-то новому.
Задачи:
- Реализация ПНП « Образование»: повышение профессионального уровня педагогов:
- Повысить качество изучения программного материала.
- Применять здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса и во внеурочное время.
- Через обмен опытом, анализ проделанной работы постоянно заниматься развитием интереса у учащихся, организацией внеклассной работы по предметам.
- Использование тестовых систем для объективной оценки знаний учащихся.
- Активизация познавательной деятельности, развития креативности и формирование определённых личностных качеств учащихся в свете современных дидактических средств обучения.
- Обновление и совершенствование образовательного процесса через применение инновационных технологий.
Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, развитие способностей учащихся, повышение мотивации к обучению, а также через ознакомление учителей с новинками методической литературы. Тщательно изучали и осваивали методику анализа урока и внеклассных мероприятий.
На заседаниях методического объединения отбирали те формы, которые позволили бы решить те задачи, которые поставлены перед РМО:
- консультации для молодых специалистов по организации и проведению урока, тематическому планированию.
Реализация цели и задач РМО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно- правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней, была направлена на защиту прав и интересов обучаемых; все школы работали по программам, утверждённым Министерством образования РФ для всех образовательных школ.
1.Были изучены документы Министерства образования РФ:
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО для детей с ограниченными возможностями. От16 декабря 2015 года.
- Новые изменения в порядке аттестации в рамках модернизации образования 2011-2015гг.
Письмо Минобрнауки России от 11 августа 2014 года №07-1675.
2. Были изучены информационно – аналитические материалы Министерства образования и Департамента образования Московской области.
-Практическое использование новых технологий в образовании.
Было проведено 2 заседания РМО со следующей повесткой дня:
Заседание №1 от 28.08.2015года. «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2015-16 учебный год».
Присутствовало- 58 человек.
Открыла заседание руководитель РМО начальных классов Беловодченко С. В.
Светлана Викторовна ознакомила с анализом работы РМО за 2014 -15 год, озвучила проблемы повышения качества знаний, повышения эффективности воспитательной работы, развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий.
Ознакомила учителей с новыми нормативными документами по введению ФГОС НОО. Были поставлены задачи, над которыми предстоит работать в новом учебном году. Заслушали и утвердили план работы на 2015-16учебный год.
С новостями с курсов участников заседания познакомила Бережная Е. Н. МБОУ СОШ №4. Евгения Николаевна представила презентацию по теме: «Новая структура урока в условиях перехода на ФГОС».
Свой опыт обобщили:
Петренко Н. Н. /учитель МБОУ СОШ№1/
Верхотурова В. П. /учитель МБОУ СОШ №1/
Славова Е. П. /учитель МБОУ СОШ №1/
Тема: « Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС». Исследование, как метод обучения, можно использовать практически на каждом уроке. Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу поиска.
Учителя МБОУ СОШ №6 , Каухер Н. В., Друзенко Л. В. Выступили по теме: « Система оценивания в соответствии с ФГОС». К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований, но главной особенностью новых государственных стандартов образования их ориентация на УУД, одним из которых являются универсальные рефлексивные умения. Учителя завершили своё выступление творческим заданием, написать синквейн по теме мастер- класса.
Далее была утверждена тема РМО на 2015-16 учебный год «Модернизация системы НОО по средствам внедрения ФГОС».
И утверждён план работы РМО на 2015-16 учебный год.
22 декабря 2015 года в СОШ №8 с. Нежино был проведён круглый стол по теме: Реализация ФГОС начального общего образования в условиях малокомплектной школы». Присутствовало- 7 человек.
Колесникова Л. Т., зам. директора по УВР через презентацию представила кадровый потенциал малочисленной сельской школы в условиях обновления образовательных стандартов НОО.
Булова О. М. и Базалий Ю. В., учителя первой квалификационной категории обобщили опыт своей работы по теме: « Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время». Ученики представили творческие и исследовательские проекты по различным темам.
16.02.2016 года на базе МБОУ СОШ №9 с. Кипарисово, был проведён районный семинар по теме: « Система оценки планируемых результатов начального общего образования. Условия успешного осуществления коррекционно - развивающей среды». Присутствовало-11 человек.
Открыли работу районного семинара руководитель РМО Беловодченко С. В и зам. директора по УВР Синенко Г. А.
Руководитель ШМО Труфанова Г. Т. и Молчанова Е. В. учитель начальных классов представили презентацию по теме: «Система оценивания достижений планируемых результатов освоения НОО». Учителя школы решают учебные и практические задачи через – «Овладение = усвоение + применение УУД».
Дроздова О. А. учитель начальных классов провела с коллегами мастер – класс по теме: «Оценка достижений планируемых результатов». Она рассмотрела вопросы, касающиеся инновационности стандартов, требования к результатам образования, системы оценок планируемых результатов, формирование у детей системы ценностей.
Педагог - психолог Синенко Г. А. провела мастер – класс « Коррекционно –развивающая среда». Галина Анатольевна представила программу индивидуальной траектории преодоления трудности по предметам, а учителя Гапонова Т. А.. Дроздова О. А., Труфанова Г. Т. показали фрагменты развивающей, проектной деятельности учащихся.
За круглым столом были подведены итоги семинара руководителем РМО Беловодченко С. В.
29. 03. 2016 года на базе МБОУ СОШ №2 был проведён семинар по теме: « Современный урок в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения», присутствовало – 23 участника. А так же очный тур районного конкурса учителей начальных классов « Новое качество урока».
Открыла семинар Корякина Н. Г. зам. директора по УВР. Она рассказала об особенностях работы образовательного учреждения, о приоритетных направлениях деятельности педагогического коллектива. О методах и приёмах на этапах современного урока сообщили: Гамаюнова А. Ю., Ведерникова Е. А., Волкова Т. Ю., Деменчук Н. И., Зимодра О. В. Учителя в своих выступлениях приводили различные примеры актуализации знаний на уроке, о постановке целей и задач, открытие нового знания, закрепление материала, рефлексия в аспекте современного урока.
Практическую часть семинара открыла Сиденко Ирина Олеговна, специалист Управления образования, она познакомила гостей с финалистами конкурса « Новое качество урока. Работаем по новым стандартам».
Конкурс проводился в два этапа, первый тур – заочный, где участники представляли на суд жюри технологические карты уроков по предъявленной теме. Было подано 9 заявок от учителей района, в финал вышли: Молчанова Е. В.СОШ №9, Розовенко А. В.СОШ №10, Дроздова О. А.СОШ №(, Бамбан Т. В. СОШ №5, Драгина В. А.СОШ №2.
Во втором туре, который проходил в МБОУ СОШ №2, приняли участие 3 финалиста: Молчанова Е. В., Драгина В. А., Розовенко О. В.
Учителя представили серию мастер – классов в рамках реализации стандарта и поделились с гостями изюминками, которые используют всвоей работе.
Молчанова Елена Владимировна дала мастер – класс по теме: «Грибы», где на каждом этапе урока ставила акцент на ценность добываемых знаний, умело и грамотно строила проекты возможного выхода из затруднений.
Розовенко Алёна Валерьевна, в процессе мастер – класса использовала технологии критического мышления, на всех этапах она учит правильно делать выводы, развивать умения и навыки самостоятельности и саморазвития. Используя в работе сочинение синквейна, развивает творческие способности и гибкость ума.
Драгина Валентина Александровна провела мастер – класс по теме: « род и семья – источник нравственных отношений в истории человечества». Валентина Александровна интересно организует работу в парах, грамотно проводит первичную проверку знаний, учит анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы.
По результатам, места распределились следующим образом: 1 место – Молчанова Е. В., 2 место –Розовенко А. В., 3 место – Драгина В. А.
При подведении итогов районного семинара участники отметили актуальность и практическую направленность, выразили благодарность организаторам и победителям.
В мае было проведено заседание, круглый стол, где обсудили и утвердили план августовского заседания секции РМО учителей начальных классов.
Тема заседания: « Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2014-15 год».
1 анализ РМО учителей начальных классов за 2014- 15 год / Беловодченко С. В./
2 Новости с курсов « новая структура урока в условиях реализации ФГОС». / учитель: Бережная Е. Н./ МБОУ СОШ№4
3 Обобщение опыта по самообразованию: « Приобщение детей к исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации ФГОС 2 поколения». / творческая группа учителей МБОУ СОШ№1, Петренко Н. Н., ВерхотуроваВ. П, Славова Е. П./
4 « Система оценивания в соответствии с ФГОС». / учитель МБОУ СОШ№6 Каухер Н. В./
5 Разное.
Планирование работы РМО учителей начальных классов на 2015- 16 год.
Утверждение темы: « Модернизация системы начального общего образования по средствам внедрения ФГОС НОО».
Изучение новых нормативных документов в условиях реализации ФГОС.
Положительные стороны работы РМО.
- Изучены стандарты образования и нормативные документы.
- разработаны пути реализации актуальных направлений модернизации образования применены на практике, обобщены и выслушаны на заседании РМО.
- Даны общие рекомендации по решению обнаруженных проблем для обсуждения на заседаниях ШМО.
- Положительная динамика используемая учителями в образовательной практике учебно - методических разработок и материалов ориентированных на стандарты нового поколения/ тесты, дидактические материалы, КИМы /
- Ориентация учителей на организацию здоровьесберегающей среды.
Наряду с положительными моментами есть и проблемы, которые следует отметить:
- Инертность части учителей в плане выступлений на заседаниях РМО.
- Недостаточная психологическая и профессиональная готовность учителей к реализации ФГОС.
- недостаточное методическое обеспечение учителя начальных классов.
- Необходимо быть креативными, постоянно самосовершенствоваться, повышать научно – методическую компетенцию.
Рекомендации:
Для повышения уровня компетенции учителей начальных классов рекомендуется:
- изучить и обсудить аналитические материалы и методические рекомендации;
- использовать в своей работе реальное внедрение заложенных в стандарте идей, изменить способ обучения, нацелить образовательный процесс на формирование УУД;
- пересмотреть уроки с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке. Ввести в практику работы разработанные наукой с использованием инновационных технологий; при организации учебного процесса руководствоваться принципами дифференциации и индивидуализации обучения; при проектировании и проведении учебных занятий, использовать деятельностный подход, обеспечивая значительную долю самостоятельности в освоении умений, навыков и способов действий.
- Повысить качество профессионального уровня и педагогического мастерства учителей района.
- Повысить эффективность педагогического процесса и обеспечение качества образования.
В современных условиях качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также критерий эффективности деятельности школы.
В целях улучшения качества образования также необходимо:
1.Обратить внимания на следующие умения: технология подготовки урока и самоанализа, совершенствование структуры урока, форм проведения.
2. Проводить обмен мнениями по вопросу апробации учебников.
Выводы:
- признать работу РМО удовлетворительной.
- методическая тема РМО соответствовала задачам, которые стояли перед учителями района.
- тематика заседаний РМО отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед учителями.
- в основном поставленные задачи были выполнены.
- более активно вовлекать учителей в педагогический поиск, творчество, исследовательскую деятельность;
- работать над повышением профессионального мастерства, заниматься самообразованием.
- изучать и внедрять инновационный опыт педагогов.
- изучать педагогические потребности учителей по средствам диагностики и мониторинга учебных достижений учащихся.