Просмотр содержимого документа
«Аналитическая справка о результатах реализации основной образовательной программы начального общего образования»
Аналитическая справка о результатах реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 17, п. Табачного, Майкопского района, Республики Адыгея
1.Вводная
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 с сентября 2011 года участвует во внедрении федерального государственного образовательного стандарта НОО. В школе 6 классов-комплектов, в которых реализуется ООП НОО.
Педагогический коллектив активно включился в изучение, а затем в введение федеральных государственных образовательных стандартов. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях педагогического совета. Проведен анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного обеспечения используемого для организации системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеучебной деятельности обучающихся.
На сегодняшний день школа располагает необходимой технической базой: имеются печатные и электронные носители образовательной информации, аудио и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные средства обучения. Все учебные кабинеты начальной школы оснащены мультимедийными проекторами, экранами и ноутбуками. Кроме того в школе имеется компьютерный класс (9 компьютеров), в одном из начальных классов имеется интерактивная доска с необходимым программным обеспечением. Обеспеченность учащихся учебными пособиями 100%.
В школе собрана вся нормативно-правовая база Федерального, регионального и муниципального уровней, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Разработаны должностные инструкции, рабочие программы педагогов предметников в соответствии с "Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы МБОУ СОШ №17, п. Табачного, Майкопского района". В ООП НОО ежегодно вносятся изменения и дополнения. Образовательная программа разработана на основе примерной основной образовательной программы, регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности МБОУ СОШ №17 по реализации федеральных государственных образовательных стандартов. В результате всех проведенных исследований условия были признаны удовлетворительными.
Во всей системе требований к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ начального общего образования стержневыми являются требования к кадровым условиям. Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Свое педагогическое мастерство педагоги регулярно повышают через работу Совета по введению ФГОС, МС; «Школы молодого специалиста»; самообразование, курсы повышения квалификации. Образовательный процесс в начальных классах осуществляют 9 учителей предметников, из них: 3- высшая категория, 2-первая, 1 — соответствие заним. должности, 3- б/к ( 1 - молодой специалист). Курсовую подготовку по ФГОС с 2011- 2015 гг прошли 8 чел (89%), 1 молодой специалист работает первый год. ИКТ в учебном процессе применяют – 9 педагогов (100%), занимаются с обучающимися проектной деятельностью – 9. В Положении школы о стимулирующих выплатах определены критерии и показатели результативности и качества работы, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения ООП НОО. Создан Совет по введению ФГОС, разработан и утвержден план работы по организации преемственности между МБДОУ№ 18 «Колосок». Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг достижений учащихся), дифференцировано составляются рабочие программы по предметам. Педагогический коллектив школы считает, что успех реализации стандартов второго поколения в большей степени зависит от самого учителя. На протяжении всех лет реализации ООП НОО идет активное освещение и разъяснение концепции ФГОС (проведены заседания методического совета по введению ФГОС; заседания педсоветов; районные семинары). Родители наших учеников являются активными помощниками в освоении новых стандартов. На родительских собраниях и лекториях педагоги предоставляют некоторые рекомендации по формированию универсальных учебных действий у детей.
Школа является эффективно работающим образовательным учреждением, выполняющим заказ государства и общества на образовательные услуги. Существующая Программа развития позволяет сохранить функции развивающейся школы. Это подтверждается наличием:
- Стратегической цели школы: адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя и ученика , комфортных условий для развития творческой, социально-адаптивной личности ребенка.
- отсутствие жалоб на школу в вышестоящие органы управления образования;
- в 2013 году МБОУ СОШ № 17 включена в общероссийскую базу «1000 лучших школ России», а директор школы представлена к награждению орденом III степени «За вклад в развитие российского образования» (НП «Экономическое сообщество «РЭОС» Федеральный центр поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности «Олимп»)
- ежегодно ( с 2013 года) по итогам "Мониторинга методической работы в школах Майкопского района" отмечен положительный опыт коллектива МБОУ СОШ № 17 по внедрению в практику инновационных педагогических технологий и в целом научно-методической работы школы;
-по итогам 2014-15 учебного года школа вошла в число 4 лучших школ Майкопского района;
- по итогам 2015 г школа вошла в 10 лучших школ Майкопского района по показателям степени вовлеченности коллективов школ в реализацию системы работы с одаренными детьми.
Все это позволяет успешно реализовывать требования ФГОС и ООП НОО.
2.Основная часть
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В результате изучения всех без исключения предметов и во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативныеуниверсальные учебные действия как основа умения учиться.
ЛичностныеУУД(Самоопределение,смыслообразование,нравственно-эстетическое оценивание). Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
РегулятивныеУУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция).Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Педагоги, работающие в начальных классах, изучив УУД сделали вывод о необходимости выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.
Для формирования различного типа универсальных учебных действий учителя нашей школы используют различные методики и образовательные технологии: технологии формирующего обучения, технологии развивающего обучения, технологии личностно ориентированного обучения.
На заседании методического совета школы учителями начальных классов было принято решение остановиться на следующих педагогических технологиях:
1) 1. Проблемное обучение
Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.
Данное обучение педагоги нашей школы рассматривают как фору активного обучения, которое базируется на психологических закономерностях; как обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; как тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.
2) Проектная и исследовательская деятельность
Цель образовательной технологии - создать условия, при которых обучающиеся: - самостоятельно приобретают недостающие знания из источников; - учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; - развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); - развивают системное мышление.
3) Информационно-коммуникационные технологии
Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ.
Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения;
Повышение продуктивности самоподготовки учащихся;
Индивидуализация работы самого учителя;
Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики;
Усиление мотивации к обучению;
Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
Обеспечение гибкости процесса обучения
4) Дискуссия
5)Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.)
Более подробно технологии, методы и формы применяемые учителями МБОУ СОШ № 17 изложены в «Приложении 5»
Одна из главных целей диагностики УУД состоит в том, чтобы на основе имеющихся данных сделать вывод о дальнейших тенденциях развития процесса, предвидеть его возможные направления, выбрать педагогические меры коррекции и предупреждения недостатков.
Для повышения объективности и изучения динамики развития объекта в процессе организации диагностики соблюдается этапность, периодичность. Методы диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование (устный опрос), сбор косвенных данных, анализ документации и др.
Для диагностики сформированности УУД пользуемся примерной системой мониторинга УУД. Большинство диагностических методик данной программы предложены авторами пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе»
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
Объекты мониторинга:
универсальные учебные действия школьников;
психолого- педагогические условия обучения;
педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Ежегодно обучающиеся 1-4 классов выполняют интегрированные комплексные работы (входная, промежуточная, итоговая), а также проходят региональную оценку знаний, умений и навыков по предметам и метапредметным компетенциям. Результаты данных работ анализируются и даются рекомендации учителям на методическом совете школы.
Для данной диагностики используются комплексные работы, разработанные издательством «Просвещение» серия «Стандарты второго поколения», а также специалистами муниципального методического центра Майкопского района. В комплект комплексных работ входят 4 варианта комплексной работы для 1-4 классов и методические рекомендации для учителя. Комплексная работа — это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. В работе содержатся задания различного уровня сложности. В методических рекомендациях для учителя даются общее описание целей, структуры, особенностей содержания и формы заданий, рекомендации по проведению, оцениванию, интерпретации и использованию результатов и формы фиксации результатов. Все работы одобрены Министерством образования РФ.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются нашими учителями для оперативной коррекции учебно - воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации: анкетирование; тестирование; наблюдение; беседа.
Педагогом- психологом и учителями нашей школы активно используются типовые задания для обучающихся начальной школы по выявлению сформированности УУД, определен диагностический инструментарий для оценки УУД. Анализируя результаты мониторингов, прослеживается положительная динамика в развитии всех видов УУД. У большинства детей развиты свобода общения, желание творить, не останавливаться на достигнутом. Следовательно использование образовательных технологий деятельностного типа, современных методов и приемов учителями нашей школы способствует успешному развитию универсальных учебных действий обучающихся.