Просмотр содержимого документа
«Алгоритм по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде»
Алгоритм по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде
Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования, нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, наш взгляд, участие школьников в олимпиадах. Предметные олимпиады являются соревнованием школьников по общеобразовательным предметам. Главная их задача, по нашему мнению, заключается в повышении интереса учащихся к изучению школьных дисциплин и выявлению талантливых учащихся[17].
Олимпиады позволяют школьникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремиться любой учитель. Олимпиады, на наш взгляд, привносят в изучение предмета творческое начало. Дети, увлеченные той или иной наукой, не должны откладывать творчество на завтра. Им нужно пробовать свои силы уже сегодня в достаточно серьезных испытаниях. Олимпиадное движение в настоящее время - одно из ключевых направлений формирования репродуктивного и эмпирико-практического уровня исследовательской деятельности. Оно является важным связующим звеном между средней и высшей школой [8].
Для эффективной подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам мы составили алгоритм по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиадам и конкурсам (таблица 1).
Таблица 1 – Алгоритм подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам
Основные шаги алгоритма
Цель
Содержание и организационные формы
Планируемый результат
Диагностический этап
Анализ внешнего запроса
Выявить потребность обучающихся и родителей в участии в олимпиадах и конкурсах.
Анализ участия обучающихся в олимпиадах и конкурсах; собеседование с обучающимися, родителями, педагогами, анкеты для родителей и обучающихся.
Списки обучающихся, желающих участвовать и рекомендуемых для участия в конкретных олимпиадах и конкурсах.
Мотивация субъектов деятельности
Определить способы мотивации всех субъектов деятельности.
Обсуждение;презентация результатов участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах; предоставление обучающимся самостоятельного выбора.
Повышение мотивации всех субъектов деятельности к участию в олимпиадах и конкурсах.
Проектировочный этап
Формулировка целевых установок
Обеспечить постановку целей как достижимых, диагностируемых результатов всех субъектов деятельности.
Перечни ресурсов для каждого вида деятельности; перечень недостающих ресурсов.
Диагностика результатов
Выявить факторы, определившие полученные (как положительные, так и отрицательные) результаты.
Анализ процесса и результата деятельности на производственном совещании.
Содержание, организационные формы, сроки, участники диагностических процедур.
Алгоритм по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде мы составили на основе основных этапов тьюторского сопровождения, а именно: диагностического, проектировочного, реализационного и аналитического. По каждому из этих этапов мы определили основные шаги алгоритма. Рассмотрим их подробнее.
На диагностическом этапе сопровождения обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде тьютор выполняет следующие шаги:
Анализ внешнего запроса – целью данного шага является выявлениепотребности обучающихся и родителей в участии в олимпиадах и конкурсах. Выявление запроса проводится путем собеседования с обучающимися и родителями, педагогами, анкетирования для родителей и обучающихся.
Второй шаг – это мотивация субъектов деятельности.Целью этого шага является, определение способов мотивации всех субъектов деятельности. Достигается эта цель путем обсуждения и бесед с обучающимися; презентация результатов участия обучающихся в различных олимпиадах и конкурсах; предоставление обучающимся самостоятельного выбора вида олимпиады, формы участия в ней.
На проектировочном этапе сопровождения обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде тьютор выполняет следующие шаги:
Формулировка целевых установок, целью этого шага является обеспечение постановки целей. Целевые установки по тьюторскому сопровождению доносятся до педагогов, для общего понимания основных целей и задач по подготовки обучающихся к олимпиадам. Происходит это на семинарах, педагогический совете, методическом объединении.
Следующий шаг – это разработка критериев достижения цели. Здесь определяются критерии эффективности системы подготовки, это может происходить как с педагогами, так и с самими обучающимися, путем проведения беседы, круглого стола или классного часа.
Следующий шаг – это планирование деятельности. Целью этого шага является составление плана реализации цели по подготовке обучающихся к олимпиаде. Так же можно реализовывать этот шаг как с педагогом, так ис обучающимся, здесь происходит определение задач деятельности, сроков, отбор содержания, организационных форм, методов, приемов по подготовке к олимпиаде.
На реализационном этапе сопровождения обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде тьютор выполняет следующие шаги:
Обеспечение управляемой деятельности субъектов. Целью данного шага является, обеспечение взаимодействия субъектов по достижению цели. Субъектами данного взаимодействия будут обучающиеся, педагоги и родители. Происходить это будет путем составления схемы взаимодействия по подготовке к олимпиаде кто за что будет отвечать.
Следующий шаг - это реализация запланированных мероприятий. Цель данного этапа сопровождения, обеспечить осуществление запланированной деятельности. Несут ответственность за осуществление деятельности как тьютор, так и педагоги и непосредственно сам обучающиеся.
На аналитическом этапе сопровождения обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде тьютор выполняет следующие шаги:
Анализ ресурсов для каждого этапа осуществления деятельности. Цель данного шага, выявить имеющиеся и недостающие ресурсы обеспечения деятельности, происходит это путем выявления нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, организационно-педагогических, информационных, материально-технических, учебно-дидактических, временных ресурсов. Проводится анализ, на сколько хорошо сработали те или иные ресурсы в процессе осуществления сопровождения обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде.
Следующий шаг – это диагностика результатов, целью данного шага является выявление факторов, определивших полученные (как положительные, так и отрицательные) результаты, происходить это может как путем беседы с участниками сопровождения (детьми, педагогами и родителями), так и проведения письменного анонимного опроса, и в форме рефлексии проделанной работы.
Обязательно анализ процесса и результата деятельности сопровождения обучающихся на этапе подготовки к олимпиаде должен произойти на производственном совещании с педагогами и с администрацией.
Таким образом, данный алгоритм на данный момент апробируется в МБОУ «НОШ №95 г. Челябинска», педагоги ведут подготовку обучающихся к таким конкурсам как: соревнование юных исследователей «Шаг в будущее», творческий конкурс по робототехнике «Робо-мастер», школьный этап интеллектуального марафона. С детьми проведена работа по выбору интересующего их соревнования, определены способы достижения результатов. Хочется отметить, что предложенный алгоритм необходимо проводить в течении учебного года несколько раз, так как за весь учебный год ребенок может принимать участие в различных олимпиадах, конкурсах и соревнованиях, а задача тьютора обеспечить удовлетворение его потребностей.
Для повышения мотивации у обучающихся к участию в олимпиадах мы предлагаем следующие мероприятия:
- процессе подготовки к олимпиадам с обучающимися провести беседу на мотивацию (объяснить, что конкурсы важны для будущего поступления в другие образовательные учреждения, и пополняют портфолио);
- разрабатывать на основе индивидуальных потребностей и возможностей,обучающихся индивидуальные карточки, творческие и домашние задания;
- для эффективной подготовки обучающихся организовать дополнительное внеурочное время (кружки, круглые столы и т.д.);
- организовывать внутри группы или команды мини соревнования;
- для поддержания желания и активности на занятиях у детей младшего школьного возраста как можно чаще проводить подготовку к олимпиадам в виде игры (это могут быть квесты, игра «Чудесный мешочек», например, можно использовать при подготовке к соревнованиям по робототехнике; игры-путешествия, ребусы, веселые задачки и т.д.);
- использовать в подготовке к олимпиадам метод проектов – возможными продуктами проектной деятельности могут быть: журнал или газета по предмету олимпиады, памятка, презентация, сочинение, сказки, коллаж, лэп-бук и т.д.;
- для повышения активности у обучающихся в процессе подготовки к олимпиаде или соревнованиям необходимо использовать проблемные ситуации, которые создаются через формулирование проблемных вопросов, задач, заданий поискового характера (например, при подготовке робота к олимпиаде по робототехнике педагог может создавать различные трудности для робота в процессе сборки или программирования, такие трудности, которые могут возникнуть непосредственно в процессе соревнований);
- для повышения мотивации и поддержания интереса в начале детям давать готовые облегченные инструкции, а затем осложнять их, а далее давать возможность детям самим составлять инструкции.
Различные управления и приемы по подготовке обучающихся к олимпиадам и соревнованиям мы описали в приложении.
Таким образом, мы считаем, что, применяя предложенный нами алгоритм подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам, а также используя предложенные мероприятия у детей повысится мотивация и интерес к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня.