Просмотр содержимого документа
«Активные приёмы работы со словарными словами как один из механизмов достижения предметных и метапредметных результатов»
АКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, одной из целей изучения русского языка является формирование навыков грамотного, безошибочного письма, как показателя общей культуры человека. И одним из предметных результатов – осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил при записи собственных и предложенных текстов, владение умением проверять написанное.
В начальной школе на уроках русского языка многие учащиеся сталкиваются с трудностями в правильном написании словарных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову.
Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов альбом и лопата?
Таким образом, нерешенная проблема превращается в тяжелый груз начальной школы, потом переходит в проблемы среднего звена, а затем и далее...
Одна из причин этого видится в том, что работа над орфограммами ведется на уроках бессистемно и изолированно. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со «словарными» словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль: слово анализируется и предъявляется самим учителем. Учащемуся предлагается только списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Третья причина заключается в особенностях памяти младшего школьника: на этапе знакомства и нескольких последующих уроков дети достаточно хорошо запоминают и пишут правильно слова с непроверяемыми орфограммами, а спустя время, встречая эти же слова, допускают ошибки в письменных работах.
Чтобы избежать ошибок у учащихся, перед учителем начальных классов стоит задача найти активные и эффективные педагогические технологии, которые не только обеспечат высокий уровень знаний учащихся, но и помогут сделать процесс обучения познавательным и интересным через метапредметный подход. При котором ребята учатся планировать, ставить цели, строить логические цепи рассуждений, делать выводы, предлагать свои образы, ассоциации, придумывать сказки и сочинять стихи. Метапредметным результатом будет являться сформированность познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, постановки и решения проблемы.
Изучением проблемы написания слов с непроверяемым написанием или слов с непроверяемыми орфограммами занимались такие ученые, как Д.Н. Богоявленский, В.В. Ераткина, С.Ф. Жуйков, В.Ф. Иванова, В.П. Канакина, Н.П. Каноныкин, Н.Н. Китаев, М.Р. Львов, О.Н. Лёвушкина, М.В. Панов, М.М. Разумовская, и другие.
Так, например, В.П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие речи и мышления учащихся; В.В. Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор антонимов и синонимов, составление словосочетаний, сочинений по опорным словам; О.Н. Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся с опорой на этимологический анализ.
Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер – опирается на конкретные образы и представления. В связи с этим у большинства детей соответственно преобладает образный тип памяти. Учитывая это, мною был отобран дидактический материал, который эффективно работает на практике в традиционной школе. Вся словарная работа разбита на этапы и имеет пошаговый алгоритм.
Первый этап «Ознакомление с новым словом».
Новое словарное слово вводится через рассматривание карточки-картинки с изображением предмета, разгадывание загадки, шарады, прослушивание толкования и определение предмета, о котором идёт речь, описание признаков предмета или предъявление слова-синонима. При введении словарного слова используем приём "Ребусы, он дает возможность зафиксировать в памяти правильное написание изучаемых слов в непроизвольной форме. Детям очень нравятся игры. Например, игра в «Аналогии» с использованием словарных слов. Играя, мы знакомимся с новым словом, а также работаем над предупреждением ошибок и развитием логического мышления.
Ножницы – сталь
Молоток - ?
Ромашка – цветок
Огурец -?
Очень хорошо использовать на уроке прием«Найди связь». Дети знакомятся с новым словом на основе установления смысловой связи в используемом лингвистическом материале. Предлагается такое задание: назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах.
Магазин - продавец
Больница - врач
Театр - актёр
Космический корабль - ???
Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словарным словом мы сегодня познакомимся? (КОСМОНАВТ). За тем идёт работа по лексическому значению этого слова.
Приём «Найди закономерность» предусматривает определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования. Внимательно посмотрите на данную запись:
В ес-на, го-род народ
Слово народ образовано из последних слогов первых двух слов. На начальном этапе таких заданий, слова необходимо делить на слоги, а при дальнейшей работе этого можно не делать.
Определите искомое слово ТРАВА - УГОНслово ВАГОН
При выполнении такого типа упражнений у школьников развивается внимание, логическое мышление, связанная аргументированная речь. Учащиеся не просто называют искомое слово, но и одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения.
Еще один прием «Составь слово», основан на морфемном разборе исходных слов и выделение из каждого указанной части. Например: от одного слова нужно взять корень, от другого суффикс, от третьего окончание, получим новое слово.
Д евица
Звездочка Девочка
П ринесла
Этот прием не только знакомит детей с новым словом, но и закрепляет уже полученные знания о значимых частях слова.
Второй этап «Формирование правильного написания словарного слова».
Здесь работа ведётся над так называемым «слуховым» образом слова. Слово проговаривают хором орфоэпически правильно, затем по одному, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место. Это очень важно для всей последующей работы, так как именно здесь не учителем, а самими учениками ставится орфографическая задача. До того, как учащиеся записали слово, они определяют ударный и безударный слоги, подбирают проверочное слово и определяют нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику. Здесь применяю различные виды знакомства с написанием нового слова: сама записываю новое слово на доске, выделяя цветным мелком орфограмму; показываю карточку; знакомлю со словом в учебнике на соответствующей странице; предоставляю возможность познакомить детей с новым словом ученику, получившему творческое задание; обращаю внимание детей к орфографическому словарю или к словарю учебника; Вставив нужную букву, учащиеся записывают слово, проговорив его орфографически. Важнейшим условием является правильное первичное восприятие изучаемых слов. Так как ошибочная запись при первом знакомстве делает последующую работу бессмысленной.
Необходимо, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями, прежде всего, научились обнаруживать орфограмму, совершенствовали свою орфографическую зоркость. Дети лучше запоминают то, что, как им кажется, они нашли сами. Нужными оказываются задания на взаимопроверку и самопроверку, которые формируют умение сомневаться, значит – развиваться.
На этом этапе я использую некоторые нетрадиционные приемы запоминания словарных слов через различные виды деятельности, т.е. через применение деятельностного подхода.
Один из таких приемов - это «Графические ассоциации». Суть его в том, чтобы для словарного слова придумать такой образ, который отпечатается в памяти и непроизвольно запомнится. Имея придуманную ими же опору, дети ошибок в таких словах не делают. Вот почему важно применять мнемотехнику. Мнемотехника – совокупность способов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Данный приём реализуется под следующим девизом:
"Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву –
Не забудем никогда".
Эти задания наиболее эффективны для тех детей, у кого лучше развита зрительная память. Для запоминания особенно «трудных» слов не следует «жалеть» на уроке нескольких минут для того, чтобы обсудить, на что похожа какая-либо буква и какие ассоциации вызывает у детей данное слово.
Например, при изучении слова «хозяйство» дети предлагают изобразить гласную «о», которую нужно запомнить, в форме поросят, тарелок, которые есть в каждом хозяйстве.
А буква «о» в слове «вокруг» ассоциируется с кругом, солнцем и часами, стрелки которых движутся по кругу.
В слове «колесо» буква «о» так и просит изобразить её в виде самого колеса, руля автомобиля или дорожного знака, которые по очертанию похожи на нее.
Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить опасную букву, предлагаем детям творческое домашнее задание: придумать и зарисовать на листах-опорах свой рисунок – образ к данному словарному слову. В результате ребенок обязательно запомнит эту орфограмму, так как и на уроке, и дома думал о ней. Необходимо отметить, что часто в своих ответах одним или двумя вариантами дети не ограничиваются.
Очень разнообразно представлены словарные слова с картинками для быстрого запоминания в книге Ушаковой О.Д. "Напиши диктант без ошибок!"
Важно знать, что нельзя навязывать учащемуся конкретную ассоциацию непроверяемой орфограммы (буквы), необходимо предоставить свободу выбора ребенку как субъекту собственной познавательной деятельности.
Еще один прием «Усиления орфограммы» - это «Фонетические (звуковые) ассоциации». Орфограмму можно не только нарисовать, но и протанцевать, пропеть, на нее можно рассердиться или гордиться ею, ее можно считать другом. Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову:
Запад – на западе солнце падает.
В слове спряталось другое слово:
Горизонт – гори, зонт!
Можно использовать при изучении словарных слов всем известные стихотворные «Запоминалки-рифмовки». Дети могут не обратить внимания на смысл рифмовки, при этом она остается в памяти на долгие годы:
Шел дождь на сотне мягких лап.
Стучали капельки кап-кап!
Как только кап-кап-кап звучало,
Капуста сразу подрастала.
Методом фонетических ассоциаций дети составляют предложения со словарными словами, которые созвучны по звучанию с другим словом в предложении:
КОСтя пришел в КОСтюме.
Папа носит Пальто.
МебЕЛь из ЕЛи.
Я вышел на уЛИЦу и увидел много ЛИЦ.
Еще один интересный приём«Мини - кроссворды", основан на использовании метода перекрещивания слов через непроверяемую орфограмму. Алгоритмически крестообразная схема позволяет запоминать и быстро воспроизводить семантические модели этих слов.
При работе со словарными словами необходимо помнить, что написание многих из них тесно связано этимологией, поэтому следующий шаг – использование приема «Этимологическая справка», который повышает интерес к языку и его истории. Например: ботинок – от слова «боты». В переводе с французского «ботт» - сапог. Применение данных приемов и методов формирует у детей познавательные УУД, внимание к слову, его структуре, этимологии, составу. Дети видят слово с разных сторон. Они учатся рассуждать, думать, дискуссировать.
Особая ценность данного приема работы состоит в стимулировании поиска истории происхождения слова самим ребенком. Но важно помнить, что этимологические справки должны быть доступны для восприятия младшими школьниками
Проиллюстрируем данный приём примером из практики:
Индюк.
Распускает хвост павлином,
Ходит важно господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его - …
Этимология слова.
Индюк – слово заимствовано из польского языка. В словарях отмечается с середины 19 века. Птица получила имя по месту, откуда была завезена в Европу - Индия.
Ничего не жди от индюка, который думает, что он орёл.
Описанные виды работы способствуют закреплению полученных школьниками знаний об этимологии слов, умению членить слова на морфемы как в современном, так и в историческом плане, навыка сопоставлять созвучные слова по значению (а значение слова выводить из его происхождения), знаний о правописании словарных слов.
Четвертый этап «Контрольный», рефлексия, контроль, оценка процесса и результатов деятельности.
К этому этапу подхожу творчески. Использую задания проблемно- поискового характера, различные виды диктантов, например: выборочный диктант, распределительный, комментированный, диктант по памяти, диктант наоборот.
Очень нравится детям игра «Найди слово в слове». В каких словах живет рак? (завтрак, ракета) В каких словах спрятались ноты? (помидор, ребята, дорога и др.) Найдите в словах числа. (Родина, сорока, однажды) Все слова хороши, но где-то спрятались еж, ужи. (дежурный, ужин) Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва) В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник). На данном этапе дети учатся сопоставлять, группировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Все приведенные приемы и средства способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников. Метапредметный подход способствует формированию познавательных УУД у младших школьников. Ученики учатся самостоятельно ставить цель (делают установку на запоминание), выделять необходимую информацию (находят «слабую» позицию в слове), применять методы информационного поиска, составлять логические цепи рассуждений, выдвигать гипотезы (изучают этимологию слова), выстраивать речевые высказывания (составляют предложения, тексты). Учатся моделировать (придумывают графические образы), самостоятельно решать проблемы творческого характера (сочиняют рифмовки, стихи, сказки), контролировать и оценивать свою деятельность (самопроверка, проверка в парах).
Результатами внедрения активных приемов, является стабильная и положительная динамика показателей обученности правописанию слов с непроверяемой орфограммой. 2017-2018 учебный год – 72% на начало года и 78% на конец года. В 2018-2019 учебном году - I четверть – 80% качество знаний словарных слов; II четверть- 84%, III четверть – 86%.
Кроме того, использование на уроке игровых приемов, проблемных ситуаций, творческих заданий, дополнительного и занимательного материала приводит к увеличению желающих ребят принять участие в конкурсах различных уровней. Дети с удовольствием участвуют и имеют награды в таких конкурсах, как «Родное слово»- 2 победителя, «Русский медвежонок» -1 победитель, «Познание и творчество»- 2 победителя, «Совенок»- 2 победителя и 5 призеров, «Секретный код» - 9 победителей и 5 призеров и др.
С использованием активных приемов и методов работы со словарными словами, процесс обучения становится интересным, ярким, запоминающимся. Он учит жить с позитивным мышлением, усиливает веру в свои возможности. Раскрывает естественный потенциал творческих резервов ребенка, развивает все виды памяти. Активизирует познавательную деятельность, обеспечивая ребятам, успех в учебе, дарит радость от общения с буквой и словом.
2. Аргунова, В.И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся/ В.И. Аргунова - изд. «Первое сентября», «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок» 2004 – 2005.
3. Вагина, С.Г., Гливинская, О.В., Михайлюк, Я.В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразова-тельной школе./ С.Г. Вагина, О.В. Гливинская, Я.В.Михайлюк – М."Просвещение", 2014
4. Ераткина, В.В.. Методика обучения непроверяемым написаниям в начальной школе/ В.В. Ераткина - изд. Рязань, 1989 г.
5. Иванов, П.П. Методика изучения фонетики./ П.П. Иванов - М.: Учпедгиз, 1959. - 96 с.
6. Канакина, В.П., Работа над трудными словами в начальных классах/ В.П. Канакина - М.: Просвещение, 1991г.
7. Китаев, Н.Н. Издание правописания слов с непроверяемыми и трудно проверяемыми орфограммами / Н.Н. Китаев - М.: Просвещение, 1959 г.
8. Лайло, В.В. Развитие памяти и повышение грамотности/ В. В Лайло - М.: Дрофа, 2009 г.
9. Левушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя/ О.Н. Левушкина - М. : Центр «Владос», 2004 г.