kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию  обобщение педагогического опыта по теме «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников.

Сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которых я учила «вчера». Недостаточно заинтересовать ребенка яркой картинкой, интересным рассказом, умной загадкой.       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников »

Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я предлагаю вашему вниманию обобщение педагогического опыта по теме «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь»

китайская народная пословица.


Вот уже четвертый год школа работает над внедрением Федеральных Государственных стандартов начального общего образования, которые включают в себя не только традиционное формирование предметных знаний, умений и навыков, но и программу развития общеучебных действий. Образовательный процесс направлен на достижение личностных метапредметных и предметных результатов. Основу решения этой задачи я вижу в деятельностном подходе к обучению.

Сегодняшние дети отличаются от тех учеников, которых я учила «вчера». Недостаточно заинтересовать ребенка яркой картинкой, интересным рассказом, умной загадкой. Поэтому, передо мной встал вопрос, как вовлечь его в процесс познания, а учение превратить в совместную работу учителя и учеников. Исходя из этого с 2010 года тема моего педагогического самообразования «Технология деятельностного подхода у младших школьников», важной частью которого является исследовательская деятельность.

Цель исследовательской деятельности в учебном процессе – научиться открывать новые знания.

Как показали исследования российских ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Слайд 4 -5

Исследовательский метод формирует умения:

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов,

  • объяснять,

доказывать и

защищать свои идеи.


Формировать их необходимо уже в младшем школьном возрасте, потому что каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Считаю необходимым поддерживать у школьников стремление к познанию и вооружать их методами научно – исследовательской деятельности.

Для достижения цели своей работы активизация познавательной деятельности через исследование я поставила перед собой следующие задачи:

  • Изучить методику исследовательского обучения младших школьников.

  • Систематизировать методы и формы исследовательской культуры.

  • Изучить возможности школьных исследовательских лабораторий и внедрить их в программу окружающего мира.

  • Проанализировать результаты использования данного метода.


В основе учебно - исследовательской деятельности лежат Психолого – педагогические принципы

1.Принцип адаптивности.

Ученики могут выбирать себе направления, соответствующие их интересам. что позволяет находить своё место и одарённым, и тем, кто оказался позади основной массы сверстников, и детям с разной подготовленностью и разными интересами.

2.Принцип развития

Исследования ориентированы на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, своё мышление, свою деятельность и способности, но и личность(силу воли, устойчивость к неудачам, умение преодолевать трудности)

3.Принцип психологической комфортности

Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность предполагает создание раскованной атмосферы, направленной на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперёд. В ней принимают участие не только сильные учащиеся, но и слабые.

4.Принцип систематичности

Обучение проведению исследований , анализу закономерностей позволяет создать единое и систематическое представление об образовании .

5.Принцип обучения деятельности.

В работе над исследованиями у школьников формируются умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащиеся самостоятельно ставят цели и организовывают свою деятельность для их достижения.

6.Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Выполняя учебные исследования под руководством и с помощью учителя, школьники переходят к умениям выполнять самостоятельно.

7.Принцип креативности.

Выполняя исследования, ученик меняет отношение к миру в схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» на иные параметры «ищу – и нахожу», «думаю – и узнаю», «пробую - и делаю». Школьники учатся успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменять мир, вносить в него что – то новое.


Существует несколько видов учебного исследования:

1. Экспресс-исследование:

предполагает массовое участие детей (разного уровня способностей);

кратковременные оперативные исследования (эмпирические, теоретические, фантастические);

возникающая проблема – поиск источников информации.

2. Микроисследование:

разработка анкет, интервью, проведение опросов, анализ полученных данных.

3. Долговременные исследования:

наличие проблемы, этапов, защиты результатов исследования.


Алгоритм исследовательской деятельности может быть следующим:

  • учащиеся должны почувствовать конкретную трудность;

  • определить проблему,

  • сформулировать её;

  • получить решение;

  • проверить;

  • применить на практике.

В своей работе по использованию метода исследования опираюсь на методику Александра Ильича Савенкова.

С первого же класса начинаю вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. У первоклассников маленькие исследования связаны с детским жизненным опытом. Почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

Исследовательская работа организуется на различных предметах: На уроках литературного чтения в 4 классе проводился сравнительный анализ литературных сказок А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и Братьев Гримм «Белоснежка». В ходе работы попытались найти общие и отличительные черты и пришли к выводу, что сказка – одна из наиболее богатых и ярких форм народного творчества.

На уроках математики исследовали приёмы сравнения чисел (1класс), способы измерения объёма жидкости и познакомились с его меркой – литром. (Приложение 4). Изучали величины, устанавливали связь между ними, образование долей и дробей (4класс).

Исследования проводились и на уроках технологии по изучению свойств бумаги , состава ткани, условий выращивания рассады. В результате чего выяснялось, знание свойств материалов помогает их правильному использованию, а иногда подсказывает неожиданные идеи для творческих работ. Создавались творческие проекты: «Подарок маме своими руками», «Игра в театр».

Удобнее всего организовывать исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира, поскольку этому способствует сам изучаемый материал. Это позволяет:

1. Сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе, труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы по временам года.

2. Обогатить личный опыт учащихся конкретными представлениями путём проведения систематических наблюдений за предметами и явлениями природы.

3. Раскрыть некоторые доступные для этого возраста экологические взаимосвязи предметов и явлений.

4. Формировать гуманное отношение учащихся к окружающей природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы.

Наличие в нашей школе «Естественно – научной предметной лаборатории» и красочных пособий повышает детальный интерес к изучению мира вокруг ребёнка. Лаборатория включает в себя:

1.Комплект школьных пособий для изучения окружающей среды и живых организмов.

2.Чемоданчик «Корнэлсэн»

3.Мини – лаборатория «Эко – знайка»

4.Цифровой микроскоп.

5.Набор лабораторного оборудования для начальной школы «Выносной ложемент», представляющий собой комплект для экспериментов, включает простейшие приборы, лабораторную посуду и приспособления, позволяет проводить разнообразные наблюдения и практические работы.

Слайд12

Пример краткосрочного исследования: Урок окружающего мира в 1классе «Комнатные растения у нас в классе». (Приложение 5)

Проблема, поставленная в исследовании: некоторые комнатные растения в классе стали желтеть и сбрасывать листву.

Предположения первоклассников: на растения влияют условия, в которых они растут.

Поиск пути решения. Вооружившись лабораторными стаканами, фильтрами, стеклянными палочками, лупой, дети провели опыт с почвой, выяснив, что она состоит из песка, глины, «остатков растений», а при фильтрации через почву в стакан капала помутневшая вода.

Это растворённые в воде питательные вещества. Для чего они нужны растениям прочитали в «Почемучке».

Из «Атласа – определителя» узнали, что многие комнатные растения не любят прямых солнечных лучей, а зимой требуют умеренный полив. Обнаружив на листьях пыль, Данил вспомнил, что мама дома просит его протирать растения влажной салфеткой.

В результате исследования пришли к выводу о правилах ухода за комнатными растениями:

1.Поливать растения .

2.Рыхлить почву.

3.Подкармливать их удобрениями.

4.Вытирать пыль с листьев, убирать засохшие и пожелтевшие.

Выяснили, что хлорофитум и папоротник нужно убрать с подоконника, так как им не нужно много света.. Кроме того ,пришли к выводу, что забота о комнатных растениях делает человека добрее.

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

Поработав учёными, дети захотели продолжить изучение условий для жизни растений. Возникла идея долгосрочного проекта по выращиванию тюльпанов «Вырастим тюльпаны для любимой мамы».

Задались проблемой: Можно ли в домашних условиях вырастить садовые растения? Составили план исследования. Из интернет – источников выяснили, что Родина тюльпана – Персия.

Это многолетнее луковичное растение, может быть самой необычной раскраски и формы. Считаются одними из неприхотливых. С помощью родителей собрали посадочный материал, взяли ящички и лейки из выносного ложемента. Луковицы тюльпанов рассмотрели с помощью цифрового микроскопа и выяснили, что они покрыты чешуйками, на донце имеются маленькие корневые волоски. В процессе работы с луковицами тюльпанов ребята выяснили, что для прорастания этих «неприхотливых» растений необходимы следующие условия:

Выдержать луковицы 6 недель в холодном месте (на нижней полке холодильника), для формирования и развития корневых волосков.

Затем ящички с луковицами тюльпанов поставить в теплое и светлое место (подоконник), периодически увлажняя почву. Через некоторое время тюльпаны проклюнулись.

В ожидании «раскрытия цветка» ребята ведут дневник наблюдения, где записывают, частоту и обильность полива, рост и изменения растения.

На данном этапе очень важно поддержания чувства успешности в результате формирования исследовательских навыков. Т.к. каждый день ребята ведя свой личный дневник наблюдения, замечают изменения в живом организме, которому «дали жизнь».

Результатом нашей совместной исследовательской деятельности с детьми станет подарок к 8 Марта, а также выступление на конкурсе творческих проектов и реферативно – исследовательских работ младших школьников «Первые шаги в науку».

и олимпиадах разных уровней, создавая тем самым ситуацию успешности для каждого участника образовательного процесса - ребенка, родителей, учителя, школы.

Проведя свою исследовательскую работу по изучению данного метода, составила программу применения лабораторного оборудования в 1классе на уроках окружающего мира с указанием тем, используемого оборудования и формируемых универсальных учебных действий. (Приложение 2)

Необходимо отметить, что исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей, цель которой - создание благоприятных условий для развития творческой личности. Для эффективности работы на родительском собрании обсудили с родителями цель и значение исследования для младших школьников.

Радует то, что все дети нашего класса являются активными читателями школьной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию. Считаю, что исследовательская деятельность для учащихся моего класса стала средством развития познавательной активности и дает положительные результаты.

Ежегодно мои ученики участвуют в олимпиаде по техническому моделированию. Их выступления - это тоже результат кропотливой исследовательской работы по изучению истории модели, технических характеристик, наблюдению, сравнению и изготовлению моделей. Замечаю возрастающую активность участников и увеличение призовых мест.


и олимпиадах разных уровней, создавая тем самым ситуацию успешности для каждого участника образовательного процесса - ребенка, родителей, учителя, школы.

Желание детей узнавать новое выливается в желание участвовать и побеждать в олимпиадах разных уровней, создавая тем самым ситуацию успешности для каждого участника образовательного процесса - ребенка, родителей, учителя, школы.



Только за первое учебное полугодие мои первоклашки поучаствовали в различных Российских дистанционных конкурсах.

На экране вы видите результаты Мониторинаг активности участия учеников 1 «Б» класса

в конкурсах и олимпиадах за 1-е полугодие 2014-2015 учебного года.

По методике Гильбрух школьным психологом были проведены диагностики на уровень готовности детей к школе и сформированности УУД в период обучения в 1классе.

На основе данной диагностики выявлено, что использование элементов исследования в 1 классе способствует развитию логического мышления, внимания и памяти.

Далее планирую изучить ,как исследование влияет на формирование нравственных качеств личности ребёнка.

Конечно, развитие универсальных учебных действий не должно ограничиваться только исследовательской деятельностью, но она вполне может стать одним из условий для формирования УУД младших школьников. 

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Таким образом, можно утверждать, что применение метода исследование на уроках продуктивно.

Открытие – как единица обучения, повышает познавательную активность, обеспечивает творческое развитие ребенка в процессе приобретения новых знаний.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Тимофеева Елена Васильевна

Дата: 12.06.2015

Номер свидетельства: 219366

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Мастер – класс «Активизация познавательной деятельности и формирование исследовательской культуры младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-i-formirovaniie-issliedovatiel-skoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "224968"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439305418"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Развитие познавательных способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "124370"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414689548"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Развитие познавательных способностей обучающихся  в процессе исследовательской деятельности. "
    ["seo_title"] => string(109) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-v-protsiessie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "160889"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422125632"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Вовлечение учащихся начальных классов в исследовательскую деятельность в рамках ФГОС.docx "
    ["seo_title"] => string(107) "vovliechieniie-uchashchikhsia-nachal-nykh-klassov-v-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost-v-ramkakh-fgos-docx"
    ["file_id"] => string(6) "123925"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414600379"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства