Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что его огорчает, что он любит, к чему стремиться. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями. Поэтому, учителю необходимо очень серьёзно подходить к подготовке урока для первоклассников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Адоптация первоклассников"»
Адаптация первоклассников.
Слайд 2
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация. В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.
Слайд 3 - Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка.
- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления.
Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно.
Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания. Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.
Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:
Слайд 4
умственная готовность к школе
мотивационная готовность к школе
эмоционально-волевая готовность к школе
готовность к общению с одноклассниками и учителем.
Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.
Слайд 5
Задачи адаптационного период:
Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимое условие
для развития у детей уверенности в себе.
Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.
Каковы же особенности организации самого процесса обучения?
Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что его огорчает, что он любит, к чему стремиться. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями. Поэтому, учителю необходимо очень серьёзно подходить к подготовке урока для первоклассников.
Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ – как путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребенка.
Слайд 6
Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш.А. Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют урок важным для них смыслом. Поздравить именинника, обменяться мнениями, посоветоваться, пошутить, вспомнить весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт непринуждённую обстановку на уроке.
Слайд 7-10
Поэтому, в 1 классе желательно проводить как можно больше мероприятий, позволяющих сплотить детей.
Слайд 11
Например: на уроках математики при изучении сложения и вычитания в пределах 10 я использую игру с волшебным кубиком, который дети должны вернуть с правильным ответом, при этом они абсолютно убеждены в том, что именно волшебство кубика помогает им дать верный ответ.
На уроках обучения грамоте целесообразно включить театрализованные этапы уроков, сценки – импровизации. Например, при изучении гласных и согласных звуков, можно детей нарядить в костюмы звуков, выучить стихи и поэтому урок пройдет намного интереснее, можно использовать картинки звуковичков, которые приводят на урок своих друзей-звуков. Дети в непринужденной форме узнают различия гласных и согласных звуков, учатся определять мягкость и твердость согласных. При работе над иллюстрациями к сказкам я стараюсь использовать инсценирование. В работе по развитию речи мы учим детей давать полные ответы, но сначала можно сказать детям о том, что урок наш проходит в детском саду, и они дают объяснение для малышей, и им будет совсем не понятно о чём идёт речь из односложных ответов.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.
Слайд 12
Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. При изучении темы «Что у нас под ногами?» мы провели работу в группах. Дети принесли камешки из дома, на уроке они выложили из них различные фигурки. Каждой группе было очень интересно поделиться своим художественным мастерством. Очень нравится детям создавать творческие работы из листьев м и другого природного материала.
В течение восьми недель учитель может планировать уроки в форме уроков-игр, уроков-сказок, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими.
Слайд 13
Школьники младшего возраста сложно переносят ограничения двигательной активности длительное время, поэтому, на уроке необходимо проводить 2-3 физминутки.
Объем работы должен увеличиваться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Первоклассник способен занимать одним видом деятельности не белее 10-12 минут, т.е. необходима смена видов деятельности в течение урока. Всё это необходимо учитывать при планировании уроков в адаптационный период .
Как бы трудно нам ни было при выполнении нашей работы, это наш выбор. Закончить своё выступление хочется словами Шалвы Амонашвили:
Слайд 14
«Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на пути…»