kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Адоптация первоклассников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что его огорчает, что он любит, к чему стремиться. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями. Поэтому, учителю необходимо очень серьёзно подходить к подготовке урока для первоклассников. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Адоптация первоклассников"»

Адаптация первоклассников.

Слайд 2

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

 Адаптация - это перестройка организма на работу в изменившихся условиях. Адаптация к школе имеет две стороны: психологическую и физиологическую. Организм должен привыкнуть работать в новом режиме -это и есть физиологическая адаптация.
В физиологической адаптации к школе выделяют несколько этапов.

Слайд 3
- Первые 2-3 недели называют "физиологической бурей" или "острой адаптацией". Это самое тяжелое время для ребенка.

- Следующий этап адаптации - неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

- После этого наступает период относительно устойчивого приспособления.

Продолжительность всех трех фаз адаптации – приблизительно 5–6 недель, а наиболее сложным является первый месяц. Адаптация в целом длится от двух до шести месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей первоклассника. Насколько трудно организму ребенка перестроиться на школьную жизнь? Очень трудно.

Только на 5-6 неделе обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма, т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до 9 недель. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на 5-6 неделе обучения, весь первый год можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.

Некоторые дети к концу первой четверти худеют, по некоторым исследованиям даже не некоторые, а 60% детей! У многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых - значительное его повышение (признак настоящего переутомления). У многих первоклассников родители наблюдают головные боли, усталость, плохой сон, снижение аппетита, врачи отмечают появление шумов в сердце, нарушения нервно-психического здоровья и другие недомогания.
Именно в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.

Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, психологической готовностью к обучению.

Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в школьную жизнь и для формирования учебной деятельности на этапе школьного детства. Основными компонентами психологической готовности к школе являются:

Слайд 4

  • умственная готовность к школе

  • мотивационная готовность к школе

  • эмоционально-волевая готовность к школе

  • готовность к общению с одноклассниками и учителем.

Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации создает большие трудности, что осложняет адаптацию и тормозит общее психическое развитие.

Слайд 5

Задачи адаптационного период:

  • Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимое условие

для развития у детей уверенности в себе.

  • Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.



  • Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

  • Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

  • Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Каковы же особенности организации самого процесса обучения?


Школа, урок – продолжение жизни ребёнка. Ребёнок никогда не расстается с тем, что его огорчает, что он любит, к чему стремиться. Он идёт в школу не только за знаниями, которые даёт учитель, но и для встречи с друзьями, для общих игр, для обмена впечатлениями. Поэтому, учителю необходимо очень серьёзно подходить к подготовке урока для первоклассников.

Когда на глазах у первоклассников с цифрами происходят удивительные приключения, а со словами и слогами – забавные истории и превращения, когда задачи звучат как загадки, а рассказ – как путешествие, учиться маленькому ученику интересно, потому что учение становится продолжением общего радостного мироощущения ребенка.

Слайд 6

Чтобы создать ощущение «радости жизни», не надо бояться обвинения в развлекательности, наоборот, считает Ш.А. Амонашвили, именно эти «отступления», временное перенесение внимания на события, волнующие кого-то из детей, наполняют урок важным для них смыслом. Поздравить именинника, обменяться мнениями, посоветоваться, пошутить, вспомнить весёлую историю и т. д. – всё это и создаёт непринуждённую обстановку на уроке.

Слайд 7-10

Поэтому, в 1 классе желательно проводить как можно больше мероприятий, позволяющих сплотить детей.

Слайд 11

Например: на уроках математики при изучении сложения и вычитания в пределах 10 я использую игру с волшебным кубиком, который дети должны вернуть с правильным ответом, при этом они абсолютно убеждены в том, что именно волшебство кубика помогает им дать верный ответ.

На уроках обучения грамоте целесообразно включить театрализованные этапы уроков, сценки – импровизации. Например, при изучении гласных и согласных звуков, можно детей нарядить в костюмы звуков, выучить стихи и поэтому урок пройдет намного интереснее, можно использовать картинки звуковичков, которые приводят на урок своих друзей-звуков. Дети в непринужденной форме узнают различия гласных и согласных звуков, учатся определять мягкость и твердость согласных. При работе над иллюстрациями к сказкам я стараюсь использовать инсценирование. В работе по развитию речи мы учим детей давать полные ответы, но сначала можно сказать детям о том, что урок наш проходит в детском саду, и они дают объяснение для малышей, и им будет совсем не понятно о чём идёт речь из односложных ответов.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Слайд 12

Организация уроков окружающего мира. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего. При изучении темы «Что у нас под ногами?» мы провели работу в группах. Дети принесли камешки из дома, на уроке они выложили из них различные фигурки. Каждой группе было очень интересно поделиться своим художественным мастерством. Очень нравится детям создавать творческие работы из листьев м и другого природного материала.

В течение восьми недель учитель может планировать уроки в форме уроков-игр, уроков-сказок, уроков-театрализаций, уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими.

Слайд 13

Школьники младшего возраста сложно переносят ограничения двигательной активности длительное время, поэтому, на уроке необходимо проводить 2-3 физминутки.

Объем работы должен увеличиваться постепенно, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Первоклассник способен занимать одним видом деятельности не белее 10-12 минут, т.е. необходима смена видов деятельности в течение урока. Всё это необходимо учитывать при планировании уроков в адаптационный период .

Как бы трудно нам ни было при выполнении нашей работы, это наш выбор. Закончить своё выступление хочется словами Шалвы Амонашвили:

Слайд 14

«Возьмите чашу терпения. Налейте туда полное сердце любви. Бросьте две пригоршни щедрости. Плесните туда же юмора. Посыпьте добротой, добавьте как можно больше веры и все это хорошо перемешайте. Потом намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте всем, кого встретите на пути…»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Адоптация первоклассников"

Автор: Листопадова Галина Вячеславовна

Дата: 14.12.2016

Номер свидетельства: 369595

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Родительское собрание в 1 классе по теме: "Проблемы адаптации первоклассников в школе""
    ["seo_title"] => string(94) "roditiel-skoie-sobraniie-v-1-klassie-po-tiemie-probliemy-adaptatsii-piervoklassnikov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "334382"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465869628"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Коррекционное занятие по адаптации первоклассников с элементами тренинга « Я и мои друзья »"
    ["seo_title"] => string(80) "korrektsionnoe_zaniatie_po_adaptatsii_pervoklassnikov_s_elementami_treninga_ia_i"
    ["file_id"] => string(6) "493124"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1545932466"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства