Поступление ребёнка в школу сопровождается большими переменами в жизни. Период адаптации один из самых сложных периодов. Адаптация – это приспособление ребёнка к новым условиям. Ребёнок, попадая в новые условия, очень неуверенно и тревожно себя чувствует в коллективе. Как ему помочь?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптация первоклассника. Советы родителям.»
Адаптация первоклассников. Советы родителям.
Поступление ребёнка в школу сопровождается большими переменами в жизни. Период адаптации один из самых сложных периодов. Адаптация – это приспособление ребёнка к новым условиям. Ребёнок, попадая в новые условия, очень неуверенно и тревожно себя чувствует в коллективе.
Поэтому важная задача педагогов и родителей – помочь ребёнку адаптироваться в школе. В жизни первоклассника начинаются кардинальные перемены, у него появляется учитель. Учитель – это представитель культуры, образец поведения, носитель новых знаний. Ребёнок ещё не привык к новой социальной роли, к новому статусу. Если недавно его взаимоотношения со сверстниками были закреплены игровыми правилами и задачами, то сейчас он учится подчиняться правилам учебной деятельности, появляются дисциплинарные правила, групповые нормы подчинены условиям учебных задач.
Успешная адаптация первоклассников к школе зависит от основных факторов, определяющих готовность ребёнка к школе: физической, психологической, социальной, интеллектуальной .
Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем, успеха. Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха способствует успешной адаптации первоклассников к обучению. Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы.
Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны родителей. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям. Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе. Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения. Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться. Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса. Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.
Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассников и проводится одно или несколько тематических родительских собраний. Помните, что похвала – это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы. С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет – учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя. Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Родители должны знать, что не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение родителей приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.
Эти советы помогут пройти этот непростой жизненный период наиболее безболезненно: Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки. Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время – это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка. Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание. Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов. Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил. Дайте ему время немного расслабиться и отдохнуть. Будьте внимательны к ребенку, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться – выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день – не заставляйте. Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте первокласснику время на восстановление сил. Во время выполнения учебных упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть. Решайте возникающие педагогические проблемы без него, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом. Заканчивайте день позитивно. Не нужно выяснять отношения или напоминать о завтрашнем тестировании, контрольной или других возможных трудностях.
Таким образом, адаптация ребёнка к школе – это сложный процесс. Если ребёнок не смог адаптироваться на ранних этапах, то возникает ряд проблем, которые будут мешать ему в обучении. Поэтому от учителей и родителей зависит жизнь маленького человека. Взрослые должны обеспечить условия для полноценной адаптации. Учителя и родители должны вложить в ребенка нравственные ценности, указать правильные жизненные ориентиры и всячески поддерживать ребенка в его начинаниях. Именно от взаимодействия родителей и учителей будет зависеть кем станет ребёнок в жизни, чего добьётся и достигнет ли он успеха.